Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка
Ошибочное словоупотребление порой приводит к алогизмам, или логическим ошибкам. Их причины кроются в непонимании значения слова, в противопоставлении однородных или соединении в одном ряду разнородных (общих и частных, абстрактных и конкретных) понятий. Например: «Достоевский правдиво, но с огромной художественной силой раскрыл внутренний мир Раскольникова»; «Тихон Щербатый — простая русская душа, которая любила свой народ и ненавидела его врагов», «Образ Чацкого не одинок».Часто в суждениях выпускников правильные сами по себе положения связываются без достаточных логических оснований: «Есенин — народный поэт, так как он воспел русскую природу» (только ли поэтому мы считаем Есенина народным поэтом?).
Многочисленные стилистические ошибки (в расширительном значении, включая ошибки речевые и грамматические) возникают как результат неправильного словоупотребления, а также как следствие отклонений от различных грамматических норм: словообразовательных (нарушение структуры слова), морфологических (нарушение формы слова), синтаксических (нарушение структуры словосочетания или предложения). Приведем примеры разновидностей этих ошибок.
§ Смешение причастий действительного и страдательного залога: «Снимки, сделавшие опытным фотографом».
§ Использование слова в значении, ему не свойственном: «Величество, могущество русского народа проявляются в его борьбе» (вместо величие); «Маяковскому присуще смешение жанров»; «Это издательство комедии является наиболее полным»; «Следует четко себе понимать, что самодуры по натуре своей были трусливые и бесхарактерные»; «Отец хотел, чтобы Некрасов получил военную карьеру»; «Обломов, кончивший университет, строил планы своей будущей жизни»; «Раскольников плохо обладал собой».
§ Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. «Сонечка жадно слушает Раскольникова, глядела ему в лицо с чувством сострадания»; «Чацкий наблюдал эту сцену и упрекает Софью».
§ Нарушение лексической сочетаемости: «Булгаков придавал огромное внимание театру»; «В стихах Есенина особую роль имеют сравнения»; «Образ Андрея Болконского играет огромное воспитательное значение».
§ Употребление лишнего слова (плеоназм): «Подлинная правда»; «Молодой юноша»; «Помещичье дворянство»; «Негодовал от возмущения».
§ Использование близко однокоренных слов (тавтология): «В образе Базарова изображен разночинец-демократ», «Враги приближались ближе»; «В книге показано, какие достижения достигла наука».
§ Употребление слова или выражения иной стилевой окраски: «У Базарова не было сообщников, поэтому его дело не получило распространения».
§ Ошибочное словообразование, искажения слов: «Разночинская интеллигенция»; «полность изображения»; «благородность души»; «взятничество»; «упорность»; «надсмешка»; «скучание»; «ихние слова»; «завсегдатели трактира»; «жаждает».
§ Неправильное использование причастных и деепричастных оборотов: «Многие воины, сражающиеся на фронтах Отечественной войны, погибли за нашу свободу»; «Став владельцем имения, у Порфирия проявляются еще и другие качества»; «Прочитав роман, передо мной встали образы».
§ Нарушение согласования: «Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его»; «По обоим сторонам дороги тянулись холмы»; «Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной».
§ Нарушение управления: «Согласно закона»; «Он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем»; «Особое внимание было уделено на составление плана»; «Следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид»; «Ему характерны многие отрицательные черты»; «Уверен в будущее»; «Соня жалела и переживала за Раскольникова».
§ Неудачное употребление местоимений: «Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону»; «Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет»; «Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку».
§ Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Обычно молодежь является носителями передовых идей»; «Произошло еще ряд событий».
§ Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры: «В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов»; «Порфирий был любимцем с детства матери»; «Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи».
§ Отсутствие согласования в числе между существительным и местоимением, которое это существительное заменяет: «Чацкий ненавидит фамусовское общество с их тщеславием и высокомерием»; «В этом произведении изображается мещанство. Они далеки от общественных интересов».
§ Нарушение границ предложения: «Петр с усмешкой слушал генерала. Который излагал свой план действий»; «В передней стоял лакей Павлуша. Лет четырнадцати».
Приведенные примеры стилистических ошибок свидетельствуют о том, что грамотность, хороший (литературный) язык сочинений могут быть достигнуты лишь при условии серьезного внимания к каждому слову, к каждой фразе, упорной и тщательной их обработки.
Оценка сочинения
При оценке сочинения учитывается:
- Общее впечатление.
- Характеристика плана (удачное – неудачное построение, конкретность, логическая чёткость).
- Соответствие сочинения плану.
- Соответствие плана и всего сочинения теме.
- Полнота раскрытия темы.
- Доказательность основной части сочинения.
- Логичность и последовательность изложения:
- умение выдвигать предположение;
- развивать мысль;
- делать вывод;
- аргументировать его.
- Активность использования литературного и фактического материала (степень знакомства с текстом произведения).
- Достаточность цитатного материала и грамотность его оформления.
- Использование литературно-критических материалов.
- Соответствие жанровой структуре сочинения (введение – основная часть – заключение).
- Чёткость и ясность изложения.
- Стилевое единство.
- Характеристика языка сочинения:
- чистота;
- точность;
- выразительность;
- богатство словоупотребления;
- соответствие языка и стиля сочинения избранной теме.
- Ошибки:
- логические;
- фактические;
- стилистические;
- орфографические;
- пунктуационные.
- Внешнее оформление сочинения.