Определите вид отношений между понятиями, изобразите с помощью кругов Эйлера.

1. Игрушка, заводная игрушка, кукла, заводной автомобиль, пистолет.

ЗАДАНИЕ 13.

Обобщить понятия , сделать не менее трех шагов.

1) Повесть 2) Общественное порицание

Ограничить понятия.

1) Растение

2) Цветок.

ЗАДАНИЕ 14.

Укажите предложения, выражающие суждения. Почему другие не являются суждением?

1. Прощай, свободная стихия!

2. Кто автор романа «Преступление и наказание»?

ЗАДАНИЕ 15.

Найдите субъект, предикат, связку, квантор. Определите, какое суждение по количеству и качеству. Напишите схему суждения.

1. Отдельные виды уголовного наказания предусматривают лишение свободы.

ЗАДАНИЕ 16.

Подберите и напишите по суждению на схему.

1) Только этот S есть P.

ЗАДАНИЕ 17.

Установите вид определения, найдите в определяющем понятии род и видовое отличие.

1) Авторитаризм – политический режим, при котором политическая власть находится в руках одного человека или группы лиц.

2) Термин «юридический» (от латинского слова «судебный) – означает относящийся к правоведению, правовой.

3) Правосудие – это деятельность суда, состоящая в разбирательстве и разрешении уголовных и гражданских дел.

ЗАДАНИЕ 18.

Установите ошибку определения, укажите, какое правило определения нарушено.

1) Планета, небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.

2) Химия – есть наука, которую преподает мой дядя.

3) Коллегия адвокатов – это группа адвокатов, занимающаяся адвокатской деятельностью.

ЗАДАНИЕ 19.

Определите, имеет ли место нарушение законов логики, если да, то определите, какой закон нарушен и в чем суть нарушения.

1) «Мамаша, ребенка душить будем?» – спросил парикмахер, заканчивая стрижку мальчика.

2) Два мальчика перешли реку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил». «Тебе не привыкать – ехидно заметил второй, - ты всегда сухой из воды выходишь».

3) Выбейте мне мозги. (Из обращения покупателя к кассиру в магазине).

4) Начало конца.

5) Непротяженное тело.

6) Неверно, что некоторые студенты не занимаются утренней зарядкой. Все студенты занимаются утренней зарядкой.

7) Жена говорит мужу: «Я на минутку сбегаю к соседке, а ты помешивай кашу каждые полчаса».

8) Невозможно съесть яйцо натощак. Откусив один раз будешь уже есть яйцо не натощак.

ВАРИАНТ 6.

ЗАДАНИЕ 1.

Определите характер признаков (необходимые и достаточные; необходимые, но недостаточные; случайные).

1. «красота» – для женщины;

2. «членораздельная речь» – для человека.

3. «талант» – для художника.

ЗАДАНИЕ 2.

Подберите необходимые и достаточные признаки следующим понятиям:

1)Римское право,

2)Суд,

ЗАДАНИЕ 3.

Укажите единичные, общие и пустые понятия.

1) Депутат,

2) Адвокат,

3) Баба Яга

ЗАДАНИЕ 4.

Определите в каком смысле (собирательном или разделительном) употреблены подчеркнутые понятия.

2. Адвоката отличает знание логики и ораторское искусство.

3. Адвокаты имеют юридическое образование.

ЗАДАНИЕ 5.

Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1)Воспитанность

2)Общественно опасное деяние

ЗАДАНИЕ 6.

Укажите, какие из перечисленных понятий будут положительными, какие отрицательными.

1) Аноним

2) Беспорядок

ЗАДАНИЕ 7

Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

2) Конец

3) Верх

ЗАДАНИЕ 8

Дайте полную логическую характеристику понятиям (по объему и содержанию).

4) Законность

5) Министерство юстиции

ЗАДАНИЕ 9.

Найдите понятия равнозначны (тождественные) нижеперечисленным.

1) Плодородный слой земли

2) Преступление

ЗАДАНИЕ 10.

Определите, являются ли понятия равнозначными в следующих парах

1. Парнокопытное животное, млекопитающее

2. Насмешка, издевка

ЗАДАНИЕ 11.

К данным понятиям подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

1) Дорога

2) Город

ЗАДАНИЕ 12.

Определите вид отношений между понятиями, изобразите с помощью кругов Эйлера.

1.Юрист, преподаватель, женщина, адвокат.

2. Негодяй, специалист высокой квалификации, специалист.

ЗАДАНИЕ 13.

Обобщить понятия , сделать не менее трех шагов.

1) Вуз

2) Планета

Ограничить понятия.

1) Растение

2) Прокурор.

ЗАДАНИЕ 14.

Укажите предложения, выражающие суждения. Почему другие не являются суждением?

3. Прощай, свободная стихия!

4. Члены Совета Федерации обладают депутатской неприкосновенностью.

ЗАДАНИЕ 15.

Наши рекомендации