Общие требования к сочинению
Справочные материалы к уроку литературы в средней школе
Оглавление
1. Критерии оценок по русскому языку и литературе. 1
1.1. Критерии оценки устного ответа по литературе. 1
1. 2. Общие требования к устному ответу по литературе. 2
1.3. Основные критерии оценки письменной работы ученика. 2
1.5. Общие требования к сочинению.. 4
2. Примерный план анализа лирического произведения. 4
3. Примечания. 5
4. План анализа стихотворения. 6
5. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». 7
6. Анализ стихотворения А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...». 8
7. Приложение. 13
8. Список литературы для чтения летом 7 класс. 17
9. Список литературы для чтения летом 8 класс. 19
10. Список литературы для чтения летом 9 класс. 20
Критерии оценок по русскому языку и литературе
Критерии оценки устного ответа по литературе
"Oтлично": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.
"Хорошо": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний.
"Удовлетворительно": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
"Неудовлетворительно": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.
Принципы изложения материала на устном экзамене/зачете/ответе:
- от общего к частному;
- от главного к второстепенному;
- выводы делать самостоятельно;
- стараться предугадать, о чем могут спросить дополнительно;
- не акцентировать внимание на том, что знаете недостаточно хорошо;
- планировать больше, чем можете рассказать;
- начиная отвечать, характеризовать планируемый ответ в целом.
Общие требования к устному ответу по литературе
А) Соответствие ответа формулировке темы.
Б) Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала.
В) Хорошее знание текста художественного произведения.
Г).Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
Д) Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
Е) Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
Ж). Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.
Основные критерии оценки письменной работы ученика
Понимание темы.
1) Постановка проблемы сочинения во вступлении:
эпоха, факт биографии автора, личностное восприятие художественного текста, ассоциации, оригинальное вступление.
2) Выбор ключевых понятий: герой, проблема, нравственные ценности, литературоведческие категории.
3) Смысл заглавия: новый уровень обобщения, постановка новой проблемы, оригинальный финал.
2. Знание художественного текста:
сюжетной линии, имен героев, географических названий, культурно- исторических реалий,
содержательных элементов композиции (внесюжетные элементы, портрет, пейзаж, интерьер, монолог и диалог, художественная деталь), уместное цитирование.
3. Качество связного текста-рассуждения
1) Полнота содержания:
а- необходимый материал,
б- возможный материал.
Глубина содержания:
а- аргументация (суждение и его доказательность),
б- комментарии.
2) Логика изложения:
а- все ли означенные во вступлении проблемы, понятия, категории раскрыты в ходе рассуждения?
б- членение текста на абзацы и связь между ними,
в- выделение и развитие главной мысли в основной части работы и в заключении.
3) Эстетический вкус:
а- понимание художественного текста в единстве содержания и формы,
г- бережное отношение к стилю автора при фрагментарном пересказе художественного текста.
4. Языковое оформление работы:
Эмоциональность стиля. Ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях. Стилевое единство.
Примерные критерии оценки экзаменационного сочинения (содержание)
"ОТЛИЧНО": может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.
"ХОРОШО": ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.
Общие требования к сочинению
1. Правильно ли понята тема? Соответствует ли ей сочинение?
2.Какова главная мысль сочинения? Подчинены ли ей все части работы?
3.Соблюдаются ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей? Есть ли переходы от одной части к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?
4.Доказательна ли главная мысль сочинения? Использован ли в сочинении конкретный литературный материал? Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом?
5.Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема, привлекаемый для ее раскрытия фактический материал?
Насколько самостоятельно, творчески написана работа?
Примерный план анализа лирического произведения
1. Реально-биографический и фактический комментарий. Жанр произведения и художественный (творческий) метод.
2. Идейное содержание: ведущие темы и мотивы, основная мысль, мысли и чувства лирического героя, их эмоциональная окрашенность.
3. Композиция стихотворения. Сопоставление и развитие чувств и мыслей лирического героя. (Эмоционально-логическая цепочка).
4 Изобразительно-выразительные средства, раскрывающие заключенные в стихотворении мысли и переживания: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, символы, гиперболы и т.д..
5. Ритмика (силлабо-тоника, тоника и т.д.), размер (ямб, хорей и т.д.), рифма (мужская, женская и т.д.); другие особенности стиха (строфа, приемы звукописи и т.д.).
6. Выводы о значении данного произведения в творчестве поэта.
Примечания
Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то нормативы отметки увеличиваются для "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы.
Например,"4" может быть выставлена при соотношении 3 орфографических,2 пунктуационных, 2 грамматических и т.д.;
содержание сочинения не может быть оценено на отлично, если не раскрыта тема сочинения (при соблюдении всех остальных параметров);
выносятся, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: в переносе слов, на правила, которые не включены в школьную программу, в словах с непроверяемыми написаниями, которые не были включены в словарный минимум с 5 по 9 классы; в передаче авторской пунктуации.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки: в исключениях из правил, в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами,
в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого,
в написании Ы и И после приставок,
в случаях трудного различения НЕ и НИ,
в собственных именах нерусского происхождения,
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой,
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.
НЕ СЧИТАЮТСЯ однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его
форму (вода - воды, грустный - грустить).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в работе более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Грамматические ошибки могут быть трех видов: словообразовательные (нарушена структура слова ; напр. "ветелинар"), морфологические (нарушена форма слова; напр, "ляжь" вместо "ляг"), синтаксические (нарушена структура словосочетания или предложения: "Разочарован жизнью" вместо "разочарован в жизни")
Речевые недочеты: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишнего слова, употребление рядом или близко однокоренных слов.
План анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения
5. Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
6. Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор:
метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
7. Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.
Необходимо обратить внимание на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб U┴
Хорей ┴U
Анапест UU┴
Амфибрахий U┴U
Дактиль ┴UU
Верлибр / свободный или белый стих/
Акцентный стих.
┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.
Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:
О как на склоне наших дней 8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма
Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов
Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма
В) Рифмы
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:
Знали бы вы,
Ближний и дальний,
Как головы
Собственной жаль мне-
Бога в орде!
Степь, каземат-
Рай – это где
Не говорят!
Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.
И крутится в моём мозгу:
Мазурка, море, смерть, Марина
Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/
Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.
5. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Радостное восприятие окружающей природы.
Роль антитезы в композиции стихотворения.
Интонация как средство выражения поэтической идеи
Прочитаем стихотворение «Зимнее утро»
Какое ваше первое впечатление от прочитанного стихотворения?
Первая строфа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» передает чувство радости, восхищения картиной искрящегося солнечными искрами снега, восхищения красотой молодой женщины.
— Кто такая Аврора?
— Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра.
— Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии?
— Какой прием использует поэт в первой строке стихотворения?
Мороз — холод, солнце — тепло, свет. Стихотворение начинается антитезой.
— Какое еще противопоставление есть в первой строфе?
Богиня зари — простая женщина.
После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.
— Сравните картины, нарисованные во второй строфе и в других строфах.
Пушкин противопоставляет «вечор» и «нынче», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Использование антитезы придает этому стихотворению особую выразительность. Антитеза играет большую роль в построении стихотворения.
В 3-й строфе мы вспоминаем о том, что такое сравнение, и даем пропедевтическое понятие о метафоре.
Сравнение: «луна, как бледное пятно...»
Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
— Найдите эпитеты в предпоследней строфе. Какое настроение они создают?
— Как вы понимаете слова: «Вся комната янтарным блеском / Озарена»?
Обратим внимание на то, с какой интонацией читается эта строфа. Распространенная ошибка: «Озарена веселым треском».
— Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; не хочется двигаться с места и в то же время солнце манит на улицу?
— Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах?
Этот прием — обращение: «красавица», «друг милый».
— Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?
— Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы?
«Предадимся бегу» — давай поедем, «навестим» — давай навестим.
Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию. Можно проследить, как отличается это дружеское пожелание от торжественного пожелания в послании И. И. Пущину.
— Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости?
При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег. Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно.
Прочитайте это стихотворение еще раз выразительно, обращая внимание на интонации.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро».
Творческое задание
Выберите размер — ямб или хорей — и попробуйте написать одно или два четверостишия.
Напишите мини-сочинение об интересных местах, явлениях природы в вашем городе, селе, вокруг них. Постарайтесь построить свое сочинение на антитезе.
Пример сочинения смотри в приложении.
6. Анализ стихотворения А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»
Жизнеутверждающее начало в стихотворении.
Гармоничность и музыкальность поэтической речи.
Прочитаем это стихотворение А. А. Фета.
Какие чувства вызвало это стихотворение у вас? Обратите внимание на разную длину строк: как это связано с чувствами, которые передает нам поэт?
Анализ текста
Прочитаем стихотворение внимательно — по строфам.
Читаем 1-ю строфу.
В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством. Строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» вызывает в сознании образ колдуньи, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор: ель — женщина-колдунья, ветка — рукав ее платья. Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности.
Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство, слово ветер недаром выделено дважды в отдельные предложения.
— Прочитайте 2—4 строчки: какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
Читаем 2-ю строфу.
— С какого слова-предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?
— Какие согласные звуки в 3—6 строках передают шум ветра?
— Как проявляет себя звук [у] во 2-й строфе?
— Как вы понимаете значение глагола гудет? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола гудет от смысла глагола гудит?
— На какие части делится вторая строфа? Какое слово ее разделяет? К какой части речи оно принадлежит?
Чу — междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки, его можно заменить словом слышишь. Междометие носит просторечный характер.
— Что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?
«Но неожиданно до слуха доносится звук „тонко взывающего рога“. На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека».
С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев («неожиданно слышится») доносится иной звук: «тонко взывающий рог» (в этой строке «работают» и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.
— Как вы понимаете значение слова взывающий? Часто ли оно употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы.
Можно предложить на выбор несколько слов: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий...
— Как меняется настроение во второй части строфы?
Читаем 3-ю строфу.
«Сладостен зов мне глашатая медного!»
— К какой части речи относится слово сладостен?
Сладостен — краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма — сладостный.
— В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный?
Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.
Сладостный — приятный, доставляющий удовольствие.
— Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?
— Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?
— Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова.
— Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы?
Зов «глашатая медного» — символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы — «мертвым листам».
— Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?
Взывающий, сладостен, глашатай.
— К кому или к чему обращается герой в двух последних строках? Можем ли мы сказать, что автор мысленно ведет диалог?
— Что означает выражение странник бедный? В каком значении употреблено прилагательное бедный: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?
Обучение выразительному чтению
— Каким размером написано это стихотворение?
— Что общего у амфибрахия в стихотворении Ф. И. Тютчева «Листья» и у дактиля в стихотворении А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»?
Хорошо, если дети смогут уловить ритм вальса и подтвердят свое ощущение строчкой «Листья кружатся у ног».
Можно еще раз обратить внимание на длину строк и сравнить их с неравномерными порывами ветра, чтобы создать у детей осязательный образ.
— Вспомним еще раз: когда наступает перелом в настроении?
— Определите способ рифмовки в этом стихотворении. Повторно читаем стихотворение А. А. Фета необходимое количество раз, стремясь передать выработанное в процессе беседы понимание текста.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение (наизусть — по усмотрению учителя) стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения А. А. Фета «Морская даль во мгле туманной...» (текст дан на форзаце учебника).
Список литературы для чтения летом 7 класс
Обязательный список:
Былины.
М.В. Ломоносов. Оды.
Г.Р. Державин. Поэзия.
В.А. Жуковский баллада «Лесной царь».
А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге», драматические произведения («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и др.).
М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Поэзия.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Поэзия.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Л.Н. Толстой повесть «Детство».
А. П. Чехов. Рассказы.
И. А. Бунин «Цифры», «Лапти».
А. М. Горький повесть «Детство», «Данко».
В. В. Маяковский. Поэзия.
Л. Н. Андреев «Кусака».
Троепольский повесть «Белый Бим Чёрное ухо».
А. П. Платонов «Юшка».
Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади».
Е. И. Носов «Кукла», «Живое пламя», «Радуга».
Ю. П. Казаков «Тихое утро».
Стихотворения А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова (стихи о войне).
Р.Бернс и Д.Байрон. Поэзия.
Японские хокку.
Д. Олдридж «Отец и сын».
О. Генри «Дары волхвов».
Л. Пиранделло. Рассказы.
Рекомендованный список:
А.Грин «Бегущая по волнам».
А.Беляев. «Человек-амфибия». «Голова профессора Доуэля», Продавец воздуха», «Ариэль».
И.Ефремов. «Звёздные корабли» и др.
У.Шекспир. «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь».
Ч.Диккенс. «Приключения Оливера Твиста». «Лавка древностей» и др.
А.Дюма. «Три мушкетёра» и др.
Р.Сабатини. «Одиссея капитана Блада».
Ф.Купер. «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой».
Ж.Верн. «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» и др.
О.Генри. «Дары волхвов», «Вождь краснокожих», «Родственные души» и др.
М.Рид. «Всадник без головы».
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера».
Г.Уэллс. «Человек-невидимка».
Д.Лондон. «Мексиканец». «Белый клык». «Под палубным тентом» и др.
В.Гюго. В. Гюго. «Отверженные», «93-й год». «Человек, который смеется» и др.
Г.Р.Хаггард. «Дочь Монтесумы» и др.
Р.Киплинг. «Дьявол и морская бездна» и др.
А.Конан Дойл. «Рассказы о Шерлоке Холмсе» и др.
У. Коллинз. «Лунный камень»
В. Скотт. «Айвенго»
Р. Брэдбери. Рассказы «Всё лето в один день», «Каникулы» и др.
Дополнительно:
В. Богомолов. «Иван»
Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»
Для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Полтава», отрывок из «Песни о вещем Олеге»
М.Ю. Лермонтов. «Ангел», «Молитва»
Н.В. Гоголь. Прозаический отрывок «Узы товарищества» из повести «Тарас Бульба»
И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»
Ф. Тютчев, А. Фет, Я. Полонский (стихотворение на выбор)
Список литературы для чтения летом 8 класс
Русская литература
1.Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов». Пущин И. «Записки о Пушкине»
3.М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Демон»
Гоголь Н. «Ревизор», «Женитьба», «Петербургские повести», «Шинель»
5.М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»
6.Н.С.Лесков «Старый гений»
Тургенев И. «Ася», «Первая любовь»
Толстой Л. «После бала», «Детство», «Отрочество», «Хаджи-Мурат»
Бунин И. , «Лапти»
10.А.П.Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
11.М.М.Зощенко «Рассказы»
12.М.А.Осоргин «Рассказы»
13.В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет», «Ангел-хранитель»
14.А.С.Грин «Бегущая по волнам»
15.Ч.Айтматов «Ранние журавли»
16.Л.С.Соболев «Морская душа»
17. В.Ф.Тендряков «Весенние перевертыши»
Зарубежная литература
18. Шекспир «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь»
19. Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
20. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
21. В.Скотт «Айвенго»
22. Бирс Э. «Человек и змея»
23. Гарди Т. «Роковая ошибка церковных музыкантов»
24. Генри О. «Вождь краснокожих»
25. Гюго В. «93-й год», «Человек, который смеётся»
26. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается»
27. Джованьоли Р. «Спартак»
28. Диккенс Ч. «Пойман с поличным»
29. Ирвинг Т. «Жених-призрак», «Рип ван Винкль»
30. Киплинг Р. «Дьявол и морская бездна»
31. Конан Дойл А. «Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки»
32. Лондон Д. «Под палубным тентом»
33. Мериме П. «Взятие редута», «Коломбо», «Таманго»
34. Мопассан Г. «Туан»
35. Моэм У. «Завтрак»
36. По Э. «Очки», «Украденное письмо», «Лягушонок», «Золотой жук»
37. Стивенсон Р. «Владетель Баллантре», «Маркхейм»
38. Твен М. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
39. Уэллс Г. «Борьба миров», «Человек-невидимка»
40. Хаггард Г.Р. «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона», «Дитя из слоновой кости»,
41. Честертон Г. «Тайна Фламбо»
42. Шекли Р. «Запах мысли»
43. Шелли М. «Франкенштейн, или Современный Прометей»
Список литературы для чтения летом 9 класс
I Для самостоятельного чтения
М.Ю. Лермонтов «Маскарад», «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «В альбом» (из Байрона», другие стихотворения.
Н.В. Гоголь «Портрет», «Нос», «Коляска».
А.Н. Островский «Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка»
Н.А. Некрасов «Огородник», «Праздник жизни, молодости годы…», «Песня Еремушке», «Калистрат»
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
А.А. Блок «Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате…» и другие стихотворения (по выбору)
В.В. Маяковский «Красавицы», «Я счастлив!»
С.А. Есенин «Каждый труд благослови, удача…», «Клен ты мой опавший…», другие стихотворения (по выбору)
М.А. Булгаков «Ханский огонь», «Записки юного врача»
Зарубежная литература
Катулл «Нет, ни одна среди женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…»
А. Данте «Божественная комедия»
У. Шекспир «Гамлет»
И. Шиллер «Вильгельм Телль»
Дж. Г. Байрон «Шильонский узник»
И. Гёте «Фауст»
II Для чтения и бесед на уроках литературы
Литература Древней Руси
«Слово о полку Игореве»
Литература VIII века
М.В. Ломоносов «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты)
Г.Р. Державин «Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Литература XIX века
В.А. Жуковский «Светлана», «Перчатка», «Лесной царь», «Море»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Лирика: «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». «Пиковая дама». «Моцарт и Сальери». Роман «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов Лирика: «Смерть поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Пророк», «Родина». Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся»
Н.А. Некрасов «»Тройка», «Давно – отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма»
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
Л.Н. Толстой «Юность», «Верьте себе»
Литература ХХ века
А.А. Блок «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновенье…», «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты – как отзвук забытого гимна…»
В.В. Маяковский «Разговор на одесском рейде…», «Гимн обеду», «Подлиза»
С.А. Есенин «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
А.И. Солженицын «Матренин двор»