Раздел 1.Норма, её динамика и вариативность

Формирование норм литературного языка

Раздел 2. Текст. Функциональные стили литературного языка

Текст. Основные признаки текста. Типы речи. Функциональные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный

Раздел 3. Лексика и фразеология

Слово и его лексическое значение. Фразеологизмы, их использование в речи. Изобразительные возможности лексики и фразеологии

Раздел 4. Фонетика

Фонетические единицы языка

Раздел 5. Орфоэпия

Орфоэпические нормы

Раздел 6. Морфемика

Морфемика: словообразовательные нормы. Стилистические особенности словообразования.

Раздел 7. Морфология

Понятие о морфологии. Стилистика частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Раздел 8. Синтаксис

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксические нормы. Выразительные возможности русского синтаксиса. Основные правила русской пунктуации.

Содержание вопросов к зачёту по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

1. Язык и речь. Устная и письменная формы речи. Понятие культуры речи.

2. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

3. Языковая норма. Формирование норм литературного языка. Типы норм.

4. Текст. Основные признаки текста. Абзац.

5. Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение.

6. Сокращение текста. План. Конспект. Рецензия. Аннотация.

7. Функциональные стили литературного языка. Научный стиль.

8. Функциональные стили литературного языка. Официально-деловой стиль.

9. Функциональные стили литературного языка. Публицистический стиль.

10. Функциональные стили литературного языка. Язык художественной литературы. Разговорный стиль.

11. Слово и его лексическое значение. Стилевая и экспрессивно-эмоциональная окраска слов. Лексические нормы.

12. Слово как выразительное средство речи. Прямое и переносное значения речи. Тропы.

13. Антонимы. Антонимия как средство выразительности речи. Антитеза. Оксюморон. Энантиосемия.

14. Синонимы. Синонимия как средство выразительности речи. Градация.

15. Омонимия как средство выразительности речи. Омофоны. Омоформы. Омографы.

16. Фразеологизмы, их использование в речи. Источники русской фразеологии.

17. Фонетика. Фонетические единицы. Фонетические средства языковой выразительности.

18. Орфоэпия. Нормы произношения.

19. Орфоэпия. Особенности русского ударения.

20. Орфография. Принципы русской орфографии. Правописание гласных.

21. Орфография. Принципы русской орфографии. Правописание согласных.

22. Морфемика: словообразовательные нормы. Основные способы словообразования в русском языке.

23. Понятие о морфологии. Способы выражения грамматических значений в русском языке.

24. Морфологические нормы. Употребление форм имени существительного.

25. Морфологические нормы. Употребление форм имени прилагательного.

26. Морфологические нормы. Употребление форм имени числительного.

27. Морфологические нормы. Употребление местоимений.

28. Морфологические нормы. Употребление личных форм глагола, причастия, деепричастия.

29. Понятие о синтаксисе. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение.

30. Стилистические возможности русского синтаксиса. Актуальное членение предложения. Прямой и обратный порядок расположения слов в предложении.

31. Синтаксические нормы. Согласование сказуемого с подлежащим в простом предложении.

32. Синтаксические нормы. Нормы управления.

33. Синтаксические нормы. Употребление однородных членов.

34. Синтаксические нормы. Употребление причастных и деепричастных оборотов.

35. Синтаксические нормы в сложном предложении.

36. Пунктуация. Принципы русской пунктуации.

37. Способы оформления чужой речи.

Варианты индивидуальных заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

(для студентов заочной формы обучения)

ВАРИАНТ №1

1. Расставьте ударение в словах, пользуясь «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.

Агрономия, баловать, вероисповедание, газопровод, деспотия, квартал, комбайнер, кулинария, ломоть, петля, приобретение, ремень, таможня, факсимиле, феномен, христианин, цемент, экипировать, экскурс.

2. Какие слова называются многозначными? В чем отличие многозначных слов от омонимов? Среди указанных слов найдите многозначные и однозначные слова. Подтвердите соответствующими контекстами правильность вашего решения.

Окно, стена, потолок, подвал, лифт, квартира, коридор, метель, пианино, стол, умывальник, кухня.

3. Что вы знаете о синонимах? По каким признакам синонимы объединяются в синонимические ряды? Какие словари синонимов вам известны?

Подберите синонимы в заимствованным словам:

Абстрактный, игнорировать, инцидент, криминал, минорный, рафинированный, фатальный, минорный, компенсация, презентовать, эфемерный.

Сравните результаты своей работы с данными словаря синонимов.

4. Что вы знаете о лексике активного и пассивного запаса в современном русском языке? Дайте определение понятиям «архаизмы», «историзмы», «неологизмы».

а) Разграничьте архаизмы и историзмы:

отрок, грядет, продотряд, десница, чело, плаха, колчан, ликбез, выя, опричник, земство.

б) Пользуясь словарем-справочником «Новые слова и значения», определите значение неологизмов:

аквалангист, сафари, вестерн, аутсайдер, пирсинг, электорат, ноутбук, девальвация, тинейджер, лизинг, провайдер, бутик, Интернет, фитнес.

5. Что изучает фразеология? Дайте определение фразеологической единице.

Объясните значение фразеологизмов, используя «Фразеологический словарь русского языка» А.И. Молоткова:

Колосс на глиняных ногах, идея фикс, лебединая песня, административный восторг, эзоповский язык, вавилонское столпотворение, щекотливый вопрос, геркулесовы столпы, дары данайцев.

6. Что такое грамматические нормы? Дайте общую характеристику категория рода и числа имени существительного в русском языке.

а) Определите род существительных:

домишко, тюль, вуаль, шампунь, рельс, кофе, туфля, фланель, тушь, иваси, Сочи, протеже, колибри, шоу, портье.

б) Образуйте нормативные формы родительного падежа множественного числа от существительных:

мандарин, абрикос, апельсин, помидор, солдат, яблоко, дыня, барышня, туфля, сапоги, носки, гольфы, кочерга, киргизы, туркмены, башкиры, грузины, румыны, горожане, бояре.

7. Что изучает синтаксис? Что предполагают синтаксические нормы?

В данных ниже предложениях исправьте ошибки:

А) Сегодня многие считают о том, что необходима реорганизация органов власти.

Б) Нам, военным, легче найти взаимоотношения.
В) На меня обратил другой момент в этом послании.

Г) В два раза выросли нежели перед балканским кризисом преступления.

Д) Эти недостатки нам решать вместе.

Е) Построены три новых дома для переселенцев.

ВАРИАНТ № 2

1. Расставьте ударения в словах, пользуясь «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.

Атлас, аноним, бензопровод, береста, втридорога, газированный, давнишний, дефис, закупоренный, мускулистый, мытарство, набело, нормировать, обеспечение, оптовый, плесневеть, премировать, прирученный, сажень, сироты, пломбировать.

2. Что изучает орфоэпия? Как произносятся сочетания - чт -, - чн- в словах:

Поточный, сердечный, конечно, нарочно, подсвечник, горчичник, скучный, заочник, сливочный, что, чтобы, молочная, булочная, Ильинична, Никитична, двоечник, полуночник.

Образец выполнения:

Яичница [ш н], …

3. Дайте понятие лексического и грамматического значения слова. Какое значение называется прямым, а какое переносным? Что значит перенос по сходству, по смежности?

Определите, в каком из приведенных словосочетаний слова употребляются в переносных значениях. Укажите, что лежит в основе переноса.

Обручальное кольцо – кольцо блокады, шерстяной ковер – снежный ковер, разбить стакан – разбить надежды, меткое слово – меткий стрелок, Черное море – море пшеницы – море слов, луч прожектора – луч надежды, твердый шаг – твердый грунт, копна сена – копна волос.

4. Дайте определение понятию «фразеологическая единица». Составьте синонимически ряды из приведенных ниже фразеологизмов:

Между двух огней, кровь от крови, лить плач, ни в коем случае, хоть караул кричи, ни под каким видом, между молотом и наковальней, кость от кости, между Сциллой и Харибдой, плоть от плоти.

5. Расскажите о грамматических нормах прилагательных.

Образуйте краткие формы единственного числа мужского рода от прилагательных:

Величественный, воинственный, медленный, могущественный, ответственный, родственный, мужественный, невежественный, блаженный.

6. Что такое паронимы? В чем разница между паронимами и омонимами?

Объясните различия в значениях паронимов, пользуясь словарем паронимов:

Абонент – абонемент, база – базис, добрый – добротный, искусный – искусственный, ледяной – ледовый, финал – финиш, эффективный – эффектный, процесс – процессия, здравница – здравица, романист – романтик.

7. Что изучает синтаксис? Что такое синтаксические нормы?

Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определения с определяемым словом:

А) Три (соседние, соседних) дачи были построены недавно.

Б) Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны, сторон).

В) Квартира делилась на (неравные, неравных) части.

Г) Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета, факультетов).

ВАРИАНТ № 3

1. Назовите основные характеристики словесного ударения в русском языке.

А) Расставьте ударения в словах, пользуясь «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.

Маркетинг, мышление, сажень, обеспечение, сироты, оптовый, лассо, камбала, задолго, ортопедия, кедровый, побеленный, закупорить, ирис, мизерный, искра, квартал, лубочный, мускулистый, мельком, новорожденный, масличный, исподволь.

Б) Расставьте ударения в формах сравнительной степени прилагательных:

Красивее, спокойнее, здоровее, связнее, совестливее, удобнее.

2. Какие слова называются омонимами, омографами, омофонами, омоформами? В чём отличие между омонимами и многозначными словами?

Выделите многозначные слова, лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы:

Яичный белок – много белок в лесу, сущая напасть – внезапно напасть, деревянный плот – зелёный плод, браться за дело – встретить братца, мешать работать – мешать кашу, мощёная дорога – память дорога, настоящее зло – зло отвечать, лавка купца – деревянная лавка, русская печь – печь блины, сторожил склад – старожил города, юноша молод – тяжёлый молот, часовые стрелки – меткие стрелки, повальный грипп – белый гриб, огромная пасть – пасть на поле брани, компания друзей – предвыборная кампания.

3. Что изучает фразеология? Перечислите основные источники русской фразеологии. Как отражаются история, культура, особенности жизни и быта русского народа во фразеологии? Проанализируйте фразеологизмы, пользуясь фразеологическим словарём:

Мамаево побоище; гол, как сокол; вот тебе, бабушка, и Юрьев день; моя хата с краю; тяжела ты, шапка Мономаха; выносить сор из избы; лаптем щи хлебать.

4. Расскажите об особенностях склонения имён числительных.

А) Просклоняйте по падежам сложные и составные числительные: 50, 500, 921, 12 707.

Б) Запишите числительные словам и в следующих предложениях:

Километрах в 40 от дома. Более 2500 вагонов. Из 478 присутствующих. Около 365 томов. С 850 отдыхающими.

В) С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

Приведите примеры.

5. Что изучает синтаксис? Расскажите о синтаксических нормах.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Наряду с высокой производительностью, новый станок выигрывает от простоты устройства.

Б) Язык Катерины является наиболее ярким в галерее положительных женских образов А.Н.Островского.

В) Ломоносов в юности был рыбак.

Г) Эта река всегда спокойна.

Д) Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

Е) Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками.

ВАРИАНТ № 4

1. Назовите основные характеристики ударения в грамматических формах, существующих в русском языке.

От глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия, расставьте ударения. Образец: взять – взятый – взят – взята – взято – взяты.

Принять, прожить, занять, пролить, продать, собрать, разбить, начать, передать, нанять, допить, изогнуть.

2. Что изучает орфоэпия? Какие нормы орфоэпии вы знаете?

Какой звук ([о] или [е]) произносится под ударением в словах: истекший, одноименный, одновременный, современный, поблескивать,

поблекнуть, перенесший, опека, блеклый, маневры, никчемный, афера, гренадер, ретушер, блеф, флер, планер, безнадёжный.

Образец: современный [е],…

3. Что изучает лексика как раздел языкознания?

Выпишите из толкового словаря определения значений слов:
абстракция, ампула, анахронизм, аннексия, аннотация, альтернатива, корифей, компетентный, конфессия, легитимация, локальный, мировоззрение, парадокс, оппонент, ретроград.

4. Что вы знаете о диалектизмах? Что вам известно о специальной лексике? Какие слова называются терминами? Приведите примеры.

5.Что вы знаете о синонимах? По каким признакам слова объединяются в синонимические ряды?

Определите, какие слова каждого ряда являются синонимами, а какие – нет. Ответы мотивируйте.

Далекий – дальний – отдаленный – неблизкий; гордый – высокомерный – заносчивый – надменный; лицо – лик – обличие – внешность – вид;

спокойный – смирный – тихий – кроткий – послушный; постоянный – неизменный – беспрестанный – вечный – стабильный.

6. Что изучает фразеология?

Подберите синонимические фразеологизмы к данным словосочетаниям, пользуясь фразеологическими словарями.

Во что бы то ни стало. На ладан дышит. Игра не стоит свеч. От корки до корки. В ус не дует. Не слуху ни духу. Душа в пятках. Моё дело сторона. Без сучка без задоринки. Гол как сокол. Терять голову. Уйти из жизни. На живую нитку. С глазу на глаз. Нести вздор. В костюме Адама и Евы. Ум за разум заходит. Волосы дыбом. Остаться с носом. Показать, где раки зимуют.

7.Расскажите о грамматических нормах употребления местоимений в современном русском языке.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Сзади его шла нагруженная вещами телега.
Б) Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.
В) Первое выступление артистки принесло её большой успех, и от

ней можно было ждать многого.

ВАРИАНТ №5


1. Расставьте ударение в глаголах:

Баллотировать, блокировать, бомбардировать, гравировать, гримировать, группировать, премировать, пломбировать, гофрировать, информировать, нивелировать, инсценировать, гарантировать.

Расставьте ударение в формах причастий и прилагательных:

Нормированный, премированный, гофрированный, блокированный, балованный, бронированный, мотивированный.

2. Какие слова называются многозначными? Какое значение называется прямым, а какое косвенный? Расскажите о типах переносных значений слова (метафора, метонимия). Приведите примеры.

Определите, в каких из приведённых словосочетаний слова употребляются в переносных значениях. Укажите, что лежит в основе переноса.

Безоблачное небо – безоблачная жизнь, каменная статуя – каменное сердце, Средиземное море – море пшеницы, луч прожектора – луч надежды, меткое слово – меткий стрелок, звонкий голос – звонкая фраза.

3. Что такое синонимы? Пользуясь словарем синонимов или толковым словарём, подберите синонимы к данным словам, учитывая их многозначность:

Большой, быстрый, знойный, крепкий, мягкий, сухарь, рецепт, очаг.


Образец: свежее бельё – чистое, выстиранное

свежий взгляд – новый, ведущий, прогрессивный

…………………………………….

К данным ниже словам иноязычного происхождения подберите синонимы (для справок – слова и словосочетания в скобках).

Антагонизм, антология, дефект, апелляция, апатия, гуманитарный, дифирамб, индифферентный, коммюнике, конфронтация, паритет, патетический, ресурсы, тенденциозность, трансформировать, феноменальный, (безразличный, гимн, запасы, изъян, источники средств и доходов, исключительный, необычный, непримиримое, противоречие, равнодушие, сборник избранных произведений, страстный)

4. Что изучает фразеология?

Какие устойчивые выражения можно употребить вместо приведённых ниже слов.

Навсегда, заискивать, замолчать, пешком, красноречив, пустомеля, угодничать, разоблачить, помалкивать, плакать, родиться, наживаться, отчаиваться, препятствовать, изводить.

Образец: полностью – от корки до корки, от А до Я

5. Дайте характеристику категории числа существительных в русском языке.

Есть ли формы множественного числа у существительных багаж, борьба, любовь, инициатива, оружие, вооружение, молодежь, молоко, сахар, спирт.

6. Расскажите об особенностях образования форм времени у глаголов.

У глаголов ощутить, очутиться, победить, убедить, дудеть, чудить не образуется форма 1-го лица настоящего и будущего времени. Употребите взамен этих форм описательные обороты.

7. Что изучает синтаксис? Что такое синтаксические нормы?


Укажите случаи неправильного выбора формы сказуемого и исправьте ошибки.

Кто читал эту книгу? Каждый комбайн, каждый трактор должен быть в полной боевой готовности. Еще до революции ряд ученых выдвигали идею упрощенной русской орфографии. Большинство описаний основываются на морфологическом принципе. Кто из сестёр вам это сказала?

ВАРИАНТ №6


1. Расставьте ударение в словах, пользуясь «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.

Апостроф, прибрала, одолжит, занять, прибыл, красивее, замкнутый, зевота, жалюзи, тефтели, ждала, облегчить, квартал, погналась, эксперт, приручит, дочерна, отдал

Расставьте ударение в формах причастий и прилагательных:

Нормированный, закупоренный, гофрированный, блокированный, балованный, бронированный, мотивированный.

2. Какие слова называются многозначными? Какое значение называется прямым, а какое косвенный? Расскажите о типах переносных значений слова (метафора, метонимия). Приведите примеры.

3. Что такое антонимы? Пользуясь словарем синонимов или толковым словарём, подберите антонимы к данным словам, учитывая их многозначность:


Большой, быстрый, знойный, крепкий, мягкий, сухарь, рецепт, очаг.


Образец: свежее бельё – грязное

свежий ветер – тёплый

…………………………………….

4. Что изучает фразеология?

Подберите синонимические фразеологизмы к данным ниже устойчивым словосочетаниям.

А) Во что бы то ни стало.

Б) От корки до корки.

В) Стреляный воробей.

Г) Как за каменной стеной.

Д) Смотреть сквозь пальцы.

Е) После дождичка в четверг.

Ж) Сыпать соль на рану.

Д) Показать, где раки зимуют.

Образец: не стоит свеч – выеденного яйца не стоит

5. Образуйте форму повелительного наклонения следующих глаголов.

Ехать, лечь, ложиться, махать, напоить, чистить, пойти, лазить, накрыть, класть, высыпать, выстроить, завлечь, брать, взять, дать.

Образец: кидать – кидай, …

6. Что изучает синтаксис? Что такое синтаксические нормы?


Найдите ошибки в построении сложноподчинённых предложений. Перепишите, исправляя ошибки.


1. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена. 2. На другой день Петя пошел к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк. 3. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 4. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 5. Зрители сочувствуют жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой. 6. Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра ответил, что зачем я буду объяснять свои поступки.

ВАРИАНТ №7

1. Расставьте ударения в словах, пользуясь «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.

Атлас, аноним, бензопровод, береста, втридорога, газированный, давнишний, дефис, закупоренный, мускулистый, мытарство, набело, нормировать, обеспечение, оптовый, плесневеть, премировать, прирученный, сажень, сироты, пломбировать.

2. Что изучает орфоэпия? Как произносятся сочетания - чт -, - чн- в словах:

Поточный, сердечный, конечно, нарочно, подсвечник, горчичник, скучный, заочник, сливочный, что, чтобы, молочная, булочная, Ильинична, Никитична, двоечник, полуночник.

Образец выполнения:

Яичница [ш н], …

3. Дайте понятие лексического и грамматического значения слова. Какое значение называется прямым, а какое переносным? Что значит перенос по сходству, по смежности?

Определите, в каком из приведенных словосочетаний слова употребляются в переносных значениях. Укажите, что лежит в основе переноса.

Обручальное кольцо – кольцо блокады, шерстяной ковер – снежный ковер, разбить стакан – разбить надежды, меткое слово – меткий стрелок, Черное море – море пшеницы – море слов, луч прожектора – луч надежды, твердый шаг – твердый грунт, копна сена – копна волос.

4. Дайте определение понятию «фразеологическая единица». Составьте синонимически ряды из приведенных ниже фразеологизмов:

Между двух огней, кровь от крови, лить плач, ни в коем случае, хоть караул кричи, ни под каким видом, между молотом и наковальней, кость от кости, между Сциллой и Харибдой, плоть от плоти.

5. Расскажите о грамматических нормах прилагательных.

Образуйте краткие формы единственного числа мужского рода от прилагательных:

Величественный, воинственный, медленный, могущественный, ответственный, родственный, мужественный, невежественный, блаженный.

6. Что такое паронимы? В чем разница между паронимами и омонимами?

Объясните различия в значениях паронимов, пользуясь словарем паронимов:

Абонент – абонемент, база – базис, добрый – добротный, искусный – искусственный, ледяной – ледовый, финал – финиш, эффективный – эффектный, процесс – процессия, здравница – здравица, романист – романтик.

7. Что изучает синтаксис? Что такое синтаксические нормы?

Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определения с определяемым словом:

А) Три (соседние, соседних) дачи были построены недавно.

Б) Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны, сторон).

В) Квартира делилась на (неравные, неравных) части.

Г) Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета, факультетов).

ВАРИАНТ №8

1. Назовите основные характеристики словесного ударения в русском языке.

А) Расставьте ударения в словах, пользуясь «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.

Маркетинг, мышление, сажень, обеспечение, сироты, оптовый, лассо, камбала, задолго, ортопедия, кедровый, побеленный, закупорить, ирис, мизерный, искра, квартал, лубочный, мускулистый, мельком, новорожденный, масличный, исподволь.

Б) Расставьте ударения в формах сравнительной степени прилагательных:

Красивее, спокойнее, здоровее, связнее, совестливее, удобнее.

2. Какие слова называются омонимами, омографами, омофонами, омоформами? В чём отличие между омонимами и многозначными словами?

Выделите многозначные слова, лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы:

Яичный белок – много белок в лесу, сущая напасть – внезапно напасть, деревянный плот – зелёный плод, браться за дело – встретить братца, мешать работать – мешать кашу, мощёная дорога – память дорога, настоящее зло – зло отвечать, лавка купца – деревянная лавка, русская печь – печь блины, сторожил склад – старожил города, юноша молод – тяжёлый молот, часовые стрелки – меткие стрелки, повальный грипп – белый гриб, огромная пасть – пасть на поле брани, компания друзей – предвыборная кампания.

3. Что изучает фразеология? Перечислите основные источники русской фразеологии. Как отражаются история, культура, особенности жизни и быта русского народа во фразеологии? Проанализируйте фразеологизмы, пользуясь фразеологическим словарём:

Мамаево побоище; гол, как сокол; вот тебе, бабушка, и Юрьев день; моя хата с краю; тяжела ты, шапка Мономаха; выносить сор из избы; лаптем щи хлебать.

4. Расскажите об особенностях склонения имён числительных.

А) Просклоняйте по падежам сложные и составные числительные: 50, 500, 921, 12 707.

Б) Запишите числительные словам и в следующих предложениях:

Километрах в 40 от дома. Более 2500 вагонов. Из 478 присутствующих. Около 365 томов. С 850 отдыхающими.

В) Собирательные числительные имеют ограничения сочетаемости. С какими словами сочетаются собирательные числительные?

Приведите примеры.

5. Что изучает синтаксис? Расскажите о синтаксических нормах.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Наряду с высокой производительностью, новый станок выигрывает от простоты устройства.

Б) Язык Катерины является наиболее ярким в галерее положительных женских образов А.Н.Островского.

В) Ломоносов в юности был рыбак.

Г) Эта река всегда спокойна.

Д) Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась.

Е) Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками.

ВАРИАНТ №9

1. Назовите основные характеристики ударения в грамматических формах, существующих в русском языке.

От глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия, расставьте ударения. Образец: взять – взятый – взят – взята – взято – взяты.

Принять, прожить, занять, пролить, продать, собрать, разбить, начать, передать, нанять, допить, изогнуть.

2. Что изучает орфоэпия? Какие нормы орфоэпии вы знаете?

Какой звук (о или е) произносится под ударением в словах: истекший, одноименный, одновременный, современный, поблескивать,

поблекнуть, перенесший, опека, блеклый, маневры, никчемный, афера, гренадер, ретушер, блеф, флер, планер, безнадёжный.

Образец: современный(е),…

3. Что изучает лексика как раздел языкознания?

Выпишите из толкового словаря определения значений слов: абстракция, ампула, анахронизм, аннексия, аннотация, альтернатива, корифей, компетентный, конфессия, легитимация, локальный, мировоззрение, парадокс, оппонент, ретроград.

4. Что вы знаете о диалектизмах? Что вам известно о специальной лексике? Какие слова называются терминами? Приведите примеры.

5.Что вы знаете о синонимах? По каким признакам слова объединяются в синонимические ряды?

Определите, какие слова каждого ряда являются синонимами, а какие – нет. Ответы мотивируйте.

Далекий – дальний – отдаленный – неблизкий; гордый – высокомерный – заносчивый – надменный; лицо – лик – обличие – внешность – вид;

спокойный – смирный – тихий – кроткий – послушный; постоянный – неизменный – беспрестанный – вечный – стабильный.

6. Что изучает фразеология?

Подберите синонимические фразеологизмы к данным словосочетаниям, пользуясь фразеологическими словарями.

Во что бы то ни стало. На ладан дышит. Игра не стоит свеч. От корки до корки. В ус не дует. Не слуху ни духу. Душа в пятках. Моё дело сторона. Без сучка без задоринки. Гол как сокол. Терять голову. Уйти из жизни. На живую нитку. С глазу на глаз. Нести вздор. В костюме Адама и Евы. Ум за разум заходит. Волосы дыбом. Остаться с носом. Показать, где раки зимуют.

7.Расскажите о грамматических нормах употребления местоимений в современном русском языке.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Сзади его шла нагруженная вещами телега.
Б) Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.
В) Первое выступление артистки принесло её большой успех, и от

ней можно было ждать многого.

ВАРИАНТ №10

1. Расставьте ударение в словах, пользуясь «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.

Агрономия, баловать, вероисповедание, газопровод, деспотия, квартал, комбайнер, кулинария, ломоть, петля, приобретение, ремень, таможня, факсимиле, феномен, христианин, цемент, экипировать, экскурс.

2. Какие слова называются многозначными? В чем отличие многозначных слов от омонимов? Среди указанных слов найдите многозначные и однозначные слова. Подтвердите соответствующими контекстами правильность вашего решения.

Окно, стена, потолок, подвал, лифт, квартира, коридор, метель, пианино, стол, умывальник, кухня.

3. Что вы знаете о синонимах? По каким признакам синонимы объединяются в синонимические ряды? Какие словари синонимов вам известны?

Подберите синонимы в заимствованным словам:

Абстрактный, игнорировать, инцидент, криминал, минорный, рафинированный, фатальный, минорный, компенсация, презентовать, эфемерный.

Сравните результаты своей работы с данными словаря синонимов.

4. Что вы знаете о лексике активного и пассивного запаса в современном русском языке? Дайте определение понятиям «архаизмы», «историзмы», «неологизмы».

а) Разграничьте архаизмы и историзмы:

отрок, грядет, продотряд, десница, чело, плаха, колчан, ликбез, выя, опричник, земство.

б) Пользуясь словарем – справочником «Новые слова и значения», определите значение неологизмов:

аквалангист, сафари, вестерн, аутсайдер, пирсинг, электорат, ноутбук, девальвация, тинейджер, лизинг, провайдер, бутик, Интернет, фитнес.

5. Что изучает фразеология? Дайте определение фразеологической единице.

Объясните значение фразеологизмов, используя «Фразеологический словарь русского языка» А.И. Молоткова:

Колосс на глиняных ногах, идея фикс, лебединая песня, административный восторг, эзоповский язык, вавилонское столпотворение, щекотливый вопрос, геркулесовы столпы, дары данайцев.

6. Что такое грамматические нормы? Дайте общую характеристику категория рода и числа имени существительного в русском языке.

а) Определите род существительных:

домишко, тюль, вуаль, шампунь, рельс, кофе, туфля, фланель, тушь, иваси, Сочи, протеже, колибри, шоу, портье.

б) Образуйте нормативные формы родительного падежа множественного числа от существительных:

мандарин, абрикос, апельсин, помидор, солдат, яблоко, дыня, барышня, туфля, сапоги, носки, гольфы, кочерга, киргизы, туркмены, башкиры, грузины, румыны, горожане, бояре.

7. Что изучает синтаксис? Что предполагают синтаксические нормы?

В данных ниже предложениях исправьте ошибки:

А) Сегодня многие считают о том, что необходима реорганизация органов власти.

Б) Нам, военным, легче найти взаимоотношения.
В) На меня обратил другой момент в этом послании.

Г) В два раза выросли нежели перед балканским кризисом преступления.

Д) Эти недостатки нам решать вместе.

Е) Построены три новых дома для переселенцев.

Основная литература:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник

для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст.

Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

3. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические

материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

6. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

8. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.

9. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников

абитуриентов. – М., 2002.

10. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Дополнительная литература:

1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для

учителей. – М., 2002.

4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.,

2006.

5. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2011.

6. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2010.

7. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2007.

9. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

11. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

12. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

Словари:

1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка.

СПб., 2003.

2. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,

произношение, ударение, формы. – М., 2001.

3. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь

русского языка. – М., 2005.

4. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.,

2004.

6.Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред.

В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и

фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И.

Скворцова. – М., 2006.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

9. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с

лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

10. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения

конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

11. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского

языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

12. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь

русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

13. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Электронные ресурсы:

1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык». Дата обращения – 15.06.15.

2. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru

Дата обращения – 15.06.15.

3.Филологический портал Philology.ru Дата обращения – 15.06.15.

4.http://www.pomochnik-vsem.ru Дата обращения – 15.06.15.

5. http://www.gramma.ru/ Дата обращения – 15.06.15.

Наши рекомендации