Особенности работы журналиста в корпоративном издании
Работа журналиста в корпоративном СМИ, каким бы оно не было по профилю (внутренним, клиентским, партнерским), - это работа в деловом специализированном издании. И это не просто издание, а издание, работающее на корпорацию. Поэтому в целом компетенция журналиста корпоративного издания формируется 3 источниками:
- базовая журналистская подготовка;
- особенности работы в деловой специализированной прессе;
- особенности работы на корпорацию.
Базовая журналистская подготовка.
Профессионализм журналиста складывается из умения создавать актуальные и интересные тексты, то есть определять тему и предмет, добывать информацию, отбирать и обрабатывать ее. Важным моментом является вопрос о соотношении универсализма и специализации в работе журналиста. Журналистов обычно не любят за их дилетантизм и верхоглядство. Действительно, если журналист пишет статью на специализированную тему, то специалист легко найдет в не шероховатости. Но отсутствие глубины знаний у журналиста компенсируется широтой его эрудиции. Журналист способен писать о чем угодно с необходимой степенью погружения в предмет. Он обладает умением освоить любую тему на уровне, достаточном для написания статьи, интересной неспециалистам, а иногда и специалистам.
Это одно из ключевых умений журналиста – освоить любую отраслевую специализацию для написания статьи. Именно это умение приходится развивать при работе в корпоративных СМИ.
Особенности работы в деловой специализированной прессе.
Корпоративные издания являются, во-первых, деловыми (по своим задачам), во-вторых, специализированными, т.к. их тематика обязательно связана с какой-либо отраслью. Журналисту, работающему в корпоративных СМИ, неизбежно приходится специализироваться. Нужно разбираться в отрасли, в которой работает твое издание. Здесь имеет значение и степень погруженности в предмет и профиль специализации. Если, например, журналист 10 лет писал о металлопрокате, то в издании фармацевтической компании ему придется нелегко.
Сотрудники корпорации, как правило, получали профильное отраслевое образование. Если сам журналист бывший сотрудник, то он имеет такое образование и опыт работы в данной отрасли. Но сейчас от станка к перу переходят редко. Но как не имея отраслевого образования получить необходимые знания для того чтобы более-менее квалифицированно писать статьи для корпоративного издания? Существуют некоторые рекомендации:
1) Общение с отраслевыми управленцами. Тем более, что такого общения корпоративному журналисту все равно не избежать. Нужно использовать эти беседы не только для сбора информации, но и для получения отраслевых знаний. Просто нужно обращать на это внимание.
2) Обращение с отраслевыми специалистами. Низовой персонал знает отрасль руками и употребляет профессиональный жаргон. Для понимания отрасли это очень полезно.
3) Посещать собрания и мероприятия. Это вполне очевидно, отраслевые знания концентрируются на рабочих совещаниях. Присутствие на 5 совещаниях у руководства компании заменит журналисту учебный семестр.
4) Погружение в бытовые будни. Выезд на предприятие, репортаж с производственной линии – все эти журналистские задания можно использовать для того, чтобы собрать багаж специальных знаний.
5) Чтение отраслевой и смежной литературы, словарей, мониторинг профильных информационных источников. Это вообще обязанность журналиста быть всегда в курсе событий по своей теме. Но в данном случае можно из этих источников черпать еще и отраслевые знания.
Журналист, конечно, не получает диплома в той отрасли, в которой ему приходится работать. Но зато у него есть «свободное посещение» занятий и «предметов по выбору». При желании корпоративный журналист может овладеть специальным образованием, что называется, без отрыва от производства.
Важнейшим атрибутом отраслевой компетенции является знание специального языка. Журналист корпоративного СМИ, не владеющий отраслевыми терминами и профессиональными жаргонами, - это нонсенс. Как выучить отраслевой язык? Набор «учителей» тот же: общение, чтение, словари. Следует обращать внимание на термины и специальные словечки, переспрашивать, записывать, пробовать употреблять сначала в общении, затем и в текстах.
Особенности работы на корпорацию.
У журналиста корпоративного СМИ есть набор известных политических ограничений, связанных с работой на корпорацию. В целом эти ограничения можно подразделить на 3 группы:
1) Идеологическая и «брендовая» ангажированность;
2) Бюрократическая самоцензура;
3) Соображения информационной безопасности.
Если пункты 2 и 3 связаны с запретами и табу, то 1 пункт требует не отказа от действий, а наоборот, инициативных действий, приверженности, вовлеченности. Журналист корпоративного издания – работник идеологического фронта. Он должен быть посвященным в тонкости корпоративной идеологии, должен уметь им следовать и даже воспроизводить их в своих материалах. Таково одно из условий этой работы. Его несоблюдение приведет к неуспеху.
Особые требования предъявляются к журналисту в плане верности бренду, лояльности компании. Журналист корпоративного СМИ призван повышать лояльность внешний или внутренней аудитории компании. И было бы странным, если бы он сам при этом был бы нелоялен. Причем его лояльность требует активной позиции. Журналист – фигура публичная, его мнения становятся достоянием общественности. Фанатиком быть не нужно, но заочные лицемерные суждения о компании и порядках подорвут доверие читателей и работодателя.
Бюрократическая самоцензура в работе корпоративного журналиста связана с его включенностью в бюрократический механизм корпорации. В компании существует гласная и негласная иерархия, интриги, есть риски потерять расположение начальства и работу. Журналист должен понимать все эти тонкости, чтобы избегать острых углов как в общении, так и в своих материалах. С профессиональной точки зрения важно понимать, что в компании есть определенные задачи и табу. Знания об этих ограничениях поможет журналисту корпоративного издания не нанести вред ни себе, ни компании.
Одним из естественных ограничений в профессиональной деятельности журналиста корпоративного издания являются требования информационной безопасности. Окончательная ответственность за соблюдение информационной безопасности в текстах несет главный редактор. Вся ответственность за информационную безопасность журналиста лежит в его профессиональном общении, особенно с внешней средой. Журналист обычно располагает самой обширной внутренней информацией о положении дел в компании. Неосторожные высказывания в беседе, например, с контролирующим чиновником могут нанести компании вред.
Корпоративные журналисты, располагая большим объемом информации о делах компании и планах руководства, сами становятся предметом для промышленного шпионажа или конкурентной разведки.
Карьерный рост для корпоративного журналиста.
Корпоративные издания иногда воспринимаются как «недопресса», туда нередко попадают журналисты, уже пережившие свой активный творческий возраст или не получившие хороших предложений на рынке «больших» СМИ. Но в связи с ростом вложений денег корпораций в медиа и соответственно с ростом зарплат ситуация меняется. Нередко корпоративные СМИ перекупают журналистов у «больших» изданий. Корпоративные СМИ это очень перспективный сегмент на журналистском рынке труда.
Сегодня и в ближайшем будущем у корпоративных журналистов есть несколько возможностей для профессионального роста. Хороший текстовик может быть востребован руководством в качестве личного референта. В творческом плане это не такой уж и рост, но в карьерном это значительное повышение. Журналист, хорошо освоивший секреты отрасли, может стать отраслевым экспертом и работать в крупном издании. Хороший журналист рано или поздно может получить предложение стать главным редактором.