ВВЕДЕНИЕ. Неонатологии и перинатологии
Неонатологии и перинатологии
НЕОНАТОЛОГИЯ- раздел педиатрии, наука о выхаживании новорожденных, изыскании оптимальных методов диагностики и лечения болезней, реабилитации детей первых четырех недель жизни, создания в периоде новорожденности условий, необходимых для формирования оптимального состояния здоровья в течение всей последующей жизни человека.
Неонатология - молодая наука, если педиатрия как самостоятельный раздел медицины вылечилась в первой половине XIX века, то неонатология - в середине XX века Термин «неонатолог» предложен американским педиатром Александром Шаффером в 1960г Отечественные ученые, внесшие значительный вклад в развитие неонатологии в России - А Ф Тур, ГНСперанский, Е Ч Новикова, Э М Кравец, А И Хазанов, В В Гаврюшов, Б Ф Шаган, Г П Полякова, В А Таболин, К А Сотникова, ТВ Яцык, Н П Шабалов, Н Н Володин и др.
Последние десятилетия ознаменовались выделением перинатологиив самостоятельный раздел медицинских знаний, что обусловлено единством патогенетических процессов у матери - плода - новорожденного в перинатальном периоде (с 28 недель гестации до 7-го дня жизни), а также эффективностью первичной и вторичной профилактики многих хронических заболеваний человека именно в перинатальном периоде.
Учитывая, что «до 80% неврологических заболеваний своими корнями уходят в анте- и перинатальный периоды жизни ребенка, требуется иная концепция организации неврологической помощи детям, начиная с внутриутробного и неонатального периодов и кончая возрастными этапами постнатального развития. На первый план выступает организация такой системы акушерской и неонатальной службы (перинатологии), которая могла бы устранить условия, при которых возможно повреждение нервной системы плода и ребенка». Поэтому проблемы перинатологии занимают одно из ведущих мест в современном здравоохранении и углубленных научных исследованиях возрастной физиологии, акушерства, педиатрии и неонатологии (15-й Международный конгресс по гинекологии и акушерству, 1997).
Основным объектом внимания и заботы в перинатальной медицине являются беременные женщины и новорожденные дети, относящиеся к категории высокого риска. Среди новорожденных всегда особо выделяют недоношенных детей, которые в значительной мере определяют перинатальные потери, соматические, психоневрологические расстройства и инвалидность с детства.
Проблема охраны здоровья плода и новорожденного требует дальнейшего, углубленного исследования причин перинатальной патологии, в частности, нарушения маточно-плацентарного кровотока играют ведущую роль в патогенезе гестоза беременных и развитии плацентарной недостаточности, являющихся наиболее частой причиной перинатальной заболеваемости и смертности.
Этиологические факторы, вызывающие повреждения нервной системы плода и новорожденных, могут воздействовать во внутриутробном, интранатальном и неонатальном периодах, а инфекционные и генетические факторы могут иметь предопределяющее значение и до зачатия. Поэтому существенное значение в деятельности функциональной системы «мать—плод» имеет уровень здоровья беременной женщины (перенесенные соматические и гинекологические заболевания, осложнения беременности социально-биологические особенности), а также влияние факторов внешней среды, при негативном воздействии которых часто развивается фетоплацентарная недостаточность (ФПН) и, как следствие, гипоксия плода. Для определения степени ФПН и ее воздействия на плод в пренатальной диагностике широко используются кардиотокография и ультразвуковое исследование, внедрена в практику антенатальная допплерометрия для оценки фетоплацентарного и маточно-плацентарного кровотока.
У новорожденных, перенесших тяжелую гипоксию в результат фетоплацентарной недостаточности и в родах, в постнатальном периоде возникают разнообразные полиорганные нарушения, в том числе такие осложнения, как некротический энтероколит, олигоурия. гематурия, протеинурия, кардио-респираторные нарушения, поражение центральной нервной системы геморрагического и ишемического характера. Снижение кровотока в пуповинной артерии сопровождается развитием дистрофии плода, увеличением частоты перинатальной заболеваемости, повышением частоты рождения ребенка в асфиксии, а также влияет на дальнейшее неврологическое и интеллектуальное развитие ребенка. Следовательно, во время беременности на принципах системогенеза образуется многофакторная функциональная система «мать-плацента-плод», в которой неразрывно объеденены по принципу прямой и обратной связей различные по уровням организации подсистемы. Их деятельность направлена на создание гомеостаза организма плода, рождение здорового ребенка при условии сохранения здоровья женщины-матери.
Роды являются критическим моментом, подготовка к которому осуществляется всем предшествующим периодом существования функциональной системы «мать-плод». Физиологические роды сопровождаются явлениями острой гипоксии плода, что приводит к активации генетически обусловленных механизмов адаптации ребенка в раннем по-стнатальном периоде, первые минуты которого являются для него критическими. При рождении недоношенного новорожденного или доношенного ребенка с нарушением антенатального развития, а также при осложненных родах возможно рождение ребенка в состоянии асфиксии, с последующим отклонением от нормального течения периода ранней адаптации. При этом наиболее часто отмечаются признаки нарушения функции центральной нервной системы.
Период новорожденности (или неонатальный период) охватывает первые 28 дней (4 недели) жизни человека и является одним из важнейших критических периодов, в течение которого происходит адаптация организма ребёнка к условиям внеугробной жизни. Скорость преобразования различных функциональных систем организма в периоде новорожденности не имеет себе равных ни в одном из последующих возрастных этапов. В периоде новорожденности наиболее высокие заболеваемость и смертность, они несопоставимы в сравнении с аналогичными по длительности периодами на протяжении всей жизни человека. От особенностей осуществления адаптивных реакций новорожденного зависит степень физиологической полноценности в постнатальном онтогенезе. Патологические процессы неонатального периода оставляют глубокий след и проявляются в последующей жизни, приводя к диспропорциям роста, приобретенным порокам развития, хроническим заболеваниям.
Состояния, отражающие процесс адаптации называются пограничными(транзиторными, физиологическими) состояниями.Пограничными они называются не только потому, что возникают на границе внутриутробной и внеугробной жизни, но и потому, что, обычно физиологические, для новорожденного они при определенных условиях могут принимать патологические черты, чему способствует недоношенность, незрелость, осложнения течения родов, неадекватность ухода, питания, заболевания новорожденного. С позиций теории системогенеза П.К. Анохина наименее зрелыми, а, следовательно, наименее эффективными в реализации адаптационных механизмов, являются нервная, эндокринная и иммунная системы плода и новорожденного. Именно их функциональная недостаточность нередко становится отправной точкой становления патологии. В таблице 1 (см. приложение) указаны особенности физиологической перестройки организма сразу после рождения, адаптивные изменения функциональных систем организма в неонатальном периоде.