Типы лексических значений слов

По наличию и характеру мотивированности выделяются значения прямые и переносные (метафорические или метонимические). Прямые значения непроизводных слов всегда не мотивированы. Переносные зна­чения слова мотивированы его другими значениями. Прямые значения производных слов мотивированы прямыми значениями производящих слов.

По предметной отнесенности выделяются значения номинативные и неноминативные. Номинативные имеют непосредственную предметную отнесенность: учитель, книга, бежать, красный. Неноминативные не имеют определенной отнесенности, заключают в себе характеристику, оценку предметов разных классов: умница, хитрец (оценка любого лица); прелесть, дрянь (оценка любых предметов и лиц).

По лексической сочетаемости значения делятся на свободные и фразеологически связанные (немотивированное ограничение лексической сочетаемости).

По синтаксическому употреблению значения делятся на свободные и синтаксически ограниченные. Существительные с таким значением имеют неполный набор синтаксических функций: могут быть только в функции сказуемого или, наоборот, в ней не употребляться.

1. Составьте контексты (словосочетания или небольшие предложе­ния), позволяющие различать прямые и регулярные метонимические зна­чения у отглагольных существительных. Помните, что отглагольные су­ществительные могут также иметь значения: объект действия, средство действия и др.

Образец. Охрана природы (действие) — охрана заснула (субъект действия); зимовка затянулась (действие) — мы пошли на старую зимовку (место действия).

Разведка, наклейка, набойка, зажим, собрание, облицовка, грунтов­ка, остановка, объезд, обход, приход, поломка, замазка, заезд, защита, ук­ладка, посадка, закваска, утешение, открытие.

2. Выделите прилагательные характеризующиеся ограниченной лексической сочетаемостью, у которых эта ограниченность не мотивиро­вана (признак может быть приложим и к другим предметам, но с назва­ниями этих предметов прилагательное не сочетается). Какие из этих слов характеризуются фразеологически связанными значениями? Отметьте также, прямыми или переносными являются фразеологически связанные значения прилагательных.

Например. Гнедой значит коричневый, коричневой масти бывают не только кони, но и собаки, обезьяны, медведи и т.д. Однако почему-то не говорят гнедая собака. Для сравнения: прилагательное амперный соче­тается только со словом ток, но к другим предметам этот признак не мо­жет быть отнесен.

Заклятый (враг); отъявленный (мошенник); бронхиальный (астма, кашель); ализариновые (краски, чернила); апоплексический (удар, тело­сложение); карие (глаза); закадычный (друг).

3. Найдите среди приведенных слова, которые называют лицо только по отношению к другому лицу, и лицо безотносительно к кому-либо. Найдите среди релятивов слова, у которых значение отношения к другому лицу выражено словообразовательными средствами.

Однокурсник, одногодки, одноклассник, заместитель, строитель, монтажник, современник, разведчик, соавтор, племянник, напарник, сменщик, подражатель, сокурсник, последователь.

4. Проанализируйте прямые и метафорические значения русских слов. Какие из них носят номинативный, а какие оценочный предикатный характер?

Рыба, медведь, лиса, осел, обезьяна, ворона, стрекоза, кит, лев, пе­тух.

5. Проанализируйте значения у приведенных пар слов. У каждого ли члена пары есть переносное оценочное значение лица? Соответствуют ли полностью значения у названий самца и самки, названия животного и его детеныша? В русском языке петухом называют задиру. Можно ли наз­вать маленького задиру цыпленком?

У каких слов больше соответствия: находящихся в отношении про­изводное или не входящих в словообразовательную пару?

Медведь — медведица, волк — волчица, лев — львица, бык — ко­рова, заяц — зайчиха, слон — слониха, кролик — крольчиха, баран — ов­ца, осел — ослица, гусь — гусыня, утка — селезень, индюк — индюшка, петух — курица, буйвол — буйволица.

Тигр — тигренок, лев — львенок, волк — волчонок, заяц — зайчо­нок, коза — козленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, ку­рица — цыпленок, галка — галчонок, орел — орленок, кит — китенок, ко­рова — теленок, гусь — гусенок.

6. Какие из приведенных производных существительных создают­ся в первую очередь для выражения функции сказуемого? Что общего у данных слов: называют предмет или лицо, выражают оценку или собственно наименование одного предмета (или класса предметов) в отличие от других? От чего они образованы?

Умник, добряк, негодник, искусник, умывальник, хитрец, коровник, часовщик, подоконник, скромник, молочник, красавец, подъемник, бес­стыдник, толстяк, простак, злюка.

Наши рекомендации