Предмет и задачи археологии

Археология изучает историю человечества путем исследования омертвленных, археологизированных остатков деятельности человека в прошлом, своего рода «немых свидетелей истории». Археология последовательно занята поисками археологических памятников, их раскопками и извлечением из полученных источников информации с помощью лабораторных методов исследований. Конечный результат исследования в археологии — это реконструкция в той или иной мере исторических процессов, объектов и фактов. Объекты же изучения и процедура их исследования весьма специфичны, что делает археологию самостоятельной наукой. В археологии определенно выявляются два последовательных уровня познания прошлого: источниковедческий, связанный с процедурой получения археологических источников, и интерпретационный, т. е. осмысление полученных данных.

В археологии различают предмет и объект исследования. Под предметом обычно понимают само древнее общество во всей его совокупности аспектов: материального, духовного, бытового, этногенетического, социального. Объекты же исследования — это прежде всего вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций. Иначе говоря, археология — это наука, изучающая историческое прошлое человечества в основном по археологизированным памятникам прошлого и вещественным источникам.

На этом основании археологию иногда представляли как историю материальной культуры. Археология действительно прямо или косвенно имеет дело в большинстве своем с предметами материальной культуры прошлого. Однако сводить все только к материальной культуре узко и неверно. Археология через вещественные предметы прошлого или материализованные предметы духовной культуры — украшения, орнамент, произведения искусства, наскальные изображения — изучает в той или иной мере все стороны жизни человеческих сообществ.

Cоотношение археологических и письменных источников в реконструкции исторического процесса

В современной археологии существенны представления о хронологических рамках науки. Начало археологического периода истории определяется появлением первых артефактов деятельности человека примерно около 3 млн лет назад. Сложнее с конечной датой научного интереса. При этом общая тенденция ясна: чем глубже в историю проникает наш интерес, тем весомее, а в большинстве случаев просто ничем не заменима, роль археологии, так как других источников, кроме археологических, просто нет. И с появлением ранних письменных источников археологические материалы дают представление о древних и средневековых обществах.

Многие археологи доводят интерес к археологическому прошлому до начала книгопечатания, когда сузились возможности вещественных источников. Однако в ряде стран сложилась так называемая индустриальная археология, изучающая объекты XIX и ХX вв., т. е. современный «культурный слой».

Ясно, что без данных археологии невозможно понять мировую историю. Только представим на минуту, как бы выглядели наши знания по истории, не будь археологии. Мы ничего бы не знали о начальной поре человеческой истории, о палеолите, о послеледниковой эпохе мезолита и неолите, о важных для человечества изобретениях тех далеких от нас эпох. Археология фиксирует крупные исторические события общечеловеческого масштаба, например заселение в палеолите Американского континента и начало освоения Северной Америки и Японских островов. Только археологические раскопки раскрыли принципиальное значение для человечества той колоссальной по своим последствиям революции в хозяйстве, которая на рубеже мезолита и неолита привела к зарождению земледелия и скотоводства. Результатами этого грандиозного события мы пользуемся до сих пор. Археологические материалы имеют большое значение для изучения ранних стадий развития производящего хозяйства на Переднем Востоке, в Средней Азии и Закавказье. Они дают представление о зонах первоначального земледелия и скотоводства, позволяют проследить процессы урбанизации, возникновения городской культуры и цивилизации.

В эпоху бронзы в Восточной Европе и Северной Азии возникли очаги металлургии, сформировались историко-культурные центры, общности и провинции, имевшие прочные связи с Балканами, Передним Востоком, Западной Европой, Центральной Азией. Ничего бы этого мы не узнали, не будь археологии.

А как бы выглядели наши знания о Древнем Востоке и ранних цивилизациях Средиземноморья, по древнегреческой и древнеримской истории без данных археологии? Ведь мы располагаем только отрывочными свидетельствами письменных источников, да еще со значительным налетом мифологии! История такой бы и была: мифологизированной, отрывочной и малопонятной.

Культурно-исторический мир раннего железного века открыли археологи в степях Евразии и примыкающих к ним с юга горных долинах. Здесь возникла своеобразная цивилизация скотоводов — скифов, савроматов, саков и других древних народов евразийского степного пояса, сыгравших большую роль в мировой истории.

С Восточной Европой и Северной Азией связаны события Великого переселения народов, а также, частично или полностью, этногенетические процессы сложения и культурогенеза протоэтносов и крупных этнических образований древности и средневековья: урало-алтайцев и палеоазиатов, индоевропейцев и индоиранцев, финно-угров и тунгусо-маньчжуров, славян, тюрок и других народов.

Когда речь идет о древности и даже средневековье, письменных источников всегда недостаточно, и во многих случаях трудно восстановить ход событий. Так, без археологических материалов просто невозможно было бы представить историю славян, России и ее соседей в средневековье.

Значительные территории, в том числе и в России, например Сибирь, принадлежат к зонам бесписьменной или позднеписьменной истории. Археологические, этнографические, лингвистические и прочие материалы являются для таких регионов основными в изучении и реконструкции далекого прошлого.

Археология России имеет свои традиции, свою специфику, которая не всегда и не во всем соответствует содержанию археологии в других странах. В русской и особенно советской археологии давно стало традицией выделение комплекса археологических материалов и признаков, характеризующих определенную археологическую культуру от древнекаменного века до средневековья. В ходе накопления материалов катастрофически возрастает и количество археологических культур. В настоящее время их число столь велико, что это становится определенным препятствием в изучении археологии. При этом надо учитывать, что понятие «археологическая культура» неодинаково для различных эпох. Так, для древнекаменного века археологическая культура — это определенный способ обработки каменных орудий труда, а для эпохи бронзы или раннего железа — это целый комплекс признаков, включающий особенности поселений, погребальных сооружений, обряда погребения и инвентаря. Для средневековья археологическая культура может быть связана даже с определенным этносом.

Господство в советской археологии культурологического взгляда, ставшего основным и единственным, не допускало развития других школ и направлений в науке, что имело негативные последствия. Односторонняя увлеченность выявлением археологических культур, вещеведением привела в XX в. к известному схематизму, потере интереса к исследованию закономерностей исторического процесса в Евразии и отдельных макроприродных зонах. Увлечение анализом артефактов приводило зачастую к недооценке влияния геосреды на исторические процессы в макро- и микрозонах, к известной потере представления о том, что исторический процесс в археологии — это в основном история взаимоотношений человеческих популяций с геосредой.

Нельзя не отметить и еще одной черты отечественной археологии — это низкий уровень общественной значимости науки и роли ученых. Советские археологи работали по схеме: открыл памятники, провел раскопки, опубликовал полученные материалы. При этом формировалось характерное для тоталитарного идеологизированного общества безразличное отношение к самим памятникам археологии, которые в большинстве своем являются общечеловеческим культурно-историческим наследием. Хозяйственно-промышленный детерминизм привел к уничтожению большого количества ценнейших памятников археологии в зонах промышленного строительства. Археологические памятники в бывшем СССР плохо охранялись, несмотря на существовавший закон, и использовались только в научных целях. Этот недостаток еще не преодолен до сих пор. В результате в России почти нет музеефицированных археологических памятников, мало охраняемых археологических ландшафтов. Не сложилось еще и четкого общественного представления о том, что памятники историко-культурного наследия надо не только охранять, а активно использовать современным обществом — тогда они будут понятнее и ближе современному обществу. Эти задачи предстоит решать нынешнему поколению студентов исторических факультетов.

Наши рекомендации