Восстановить пропущенную часть силлогизма, если это возможно

Предубеждённым людям нельзя доверять. Некоторые непредубеждённые люди не пользуются симпатией у окружающих.

4. Правильный ли вывод?Если вы будете говорить правду, люди проклянут вас, а если будете лгать, то вас проклянут боги. Но вы можете только говорить правду или лгать. Значит, вас проклянут боги или люди.

5. Выяснить правильным или неправильным является вывод, не прибегая к построению таблиц и алгебраическим преобразованиям:

Если Р. серьёзный политик, он не будет делать таких заявлений. А если у него есть программа, то он должен её изложить. Р. сделал такое заявление и не изложил свою программу. Значит, он не серьёзный политик, и у него нет программы.

6. Дайте логическую характеристику понятию:неосторожность

Вариант № 22

1. Дать логическую характеристику простого суждения:Не существует абсолютной повторяемости явлений.

2. Получите правильный вывод несколькими способами:Не все талантливые люди - учёные.

3. Восстановить пропущенную часть силлогизма, если это возможно:Ни одного омара нельзя считать неразумным. Ни одно разумное животное не станет ждать невозможного.

4. Правильный ли вывод?Некоторые американские фильмы сентиментальны и все они имеют счастливый конец. Значит, некоторые сентиментальные фильмы имеют счастливый конец.

5. С помощью нормальных форм определить, является ли формула X логическим следствием множества формул Y:

X = (((( A«B)«B)«(A«B))«B)

Y = D

6. Представьте в схеме отношения между понятиями:

1. Ученый

2. Политик

3. Диссидент

4. Холерик

5. Умный

6. Эрудит

Вариант № 23

1. Дать логическую характеристику простого суждения:Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа.

2. Произвести обращение суждений:

а) Всякая торговля есть операция с товарами.

б) Не монархи были деспотами.

3. Восстановить пропущенную часть силлогизма, если это возможно:Пауки ткут паутину. Некоторые существа, не ткущие паутину, - дикари.

4. Правильный ли вывод?Всякое знание не является бесполезным, и никакое знание не приносит вреда. Значит, все приносящее вред бесполезно.

5. Выяснить правильным или неправильным является вывод, не прибегая к построению таблиц и алгебраическим преобразованиям:

Если исход скачек будет предрешён сговором, или в игорных домах будут орудовать шулеры, то доходы от туризма упадут и город пострадает. Если доходы от туризма упадут, полиция будет довольна. Полиция никогда не бывает довольна. Следовательно, исход скачек не будет предрешён сговором.

6.Представьте в схеме отношения между понятиями:

1. Математика

2. Алгебра

3. Геометрия

4. Натуральное число

5. Точные науки

6. Лингвистика

7. Логика

Вариант № 24

1. Дать логическую характеристику простого суждения:Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений.

2. Произвести обращение суждений:

1. Некоторые держатели акций не являются менеджерами.

2. Некоторые политики не являются либералами.

3. Восстановить пропущенную часть силлогизма, если это возможно:Предусмотрительные путешественники всегда имеют при себе деньги на мелкие расходы. Непредусмотрительные путешественники теряют багаж.

4. Правильный ли вывод?Некоторые из людей Шелленберга работали на Мюллера. Некоторые, работавшие на Мюллера, не доверяли друг другу. Значит, некоторые люди Шелленберга не доверяли друг другу.

5. Найти возможные следствия из формулы:

(((A®B)®(B®C))®A)

6. Представьте в схеме отношения между понятиями:

1. Пищевые продукты

2. Не пищевые продукты

3. Мороженое

4. Холодные предметы

5. Кофе

6. Кофе глясе

Вариант № 25

Дать логическую характеристику простого суждения:

Некоторые высказывания являются правильными.

2. Произвести обращение суждений:

а) Некоторые государства являются городами.

б) Всякое ограничение есть лимит.

3. Восстановить попущенную часть силлогизма, если это возможно:Все трезвенники любят сахар. Ни один соловей не пьёт вина.

4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:

1. Ни одна интересная поэма не останется не признанной людьми с тонким вкусом.

2. Ни одна современная поэма не свободна от аффектации.

3. Все ваши поэмы написаны о мыльных пузырях.

4. Ни одна аффектированная поэма не находит признания у людей с тонким вкусом.

Ни одна древняя поэма не написана о мыльных пузырях.

5. Выяснить правильным или неправильным является вывод, не прибегая к построению таблиц и алгебраическим преобразованиям:

Профсоюзы штата будут продолжать поддерживать губернатора, если он подпишет данный билль. А фермеры окажут ему поддержку, если он наложит на него вето. Губернатор либо не подпишет билль, либо не наложит на него вето. Значит, губернатор потеряет либо поддержку профсоюзов, либо поддержку фермеров.

6. Представьте в схеме отношения между понятиями:

1. Мёд

2. Фальшивый

3. Поддельный

4. Цвет

5. Липовый

6. Колер

Вариант № 26

Дать логическую характеристику простого суждения:Ни один дефицит не является излишком.

2. Произвести превращение суждений:Ни одна революция не является законным действием.Все, дающее жизненный опыт, полезно.

3. Восстановить всеми возможными способами пропущенную часть силлогизма:

Бог есть свобода

Всякий человек - свободен

4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:

1. Котёнок, который любит рыбу, поддаётся дрессировке.

2. Котёнок без хвоста не станет играть с гориллой.

3. Котёнок с усами всегда любят рыбу.

4. У котёнка, поддающегося дрессировке, не бывает жёлтых глаз.

5. Котёнок, у которого нет хвоста, не имеет усов.

5. Постройте таблицы истинности следующих формул:

((A«B)®(A«C))

6. Представьте в схеме отношения между понятиями:

1. Равнодушие

2. Безразличие

3. Безучастие

4. Сострадание

5. Доброта

Вариант № 27

1. Дать логическую характеристику простого суждения:Не все монархи были деспотами.

2. Произвести превращение суждений:

Не вся информация является новостью.

Некоторые расчёты являются бартерными.

3. Восстановите всеми возможными способами пропущенную часть силлогизма:

Все, дающее жизненный опыт, полезно.

Некоторые ошибки дают жизненный опыт.

4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:

1. Ни одна из представленных здесь картин, кроме батальных, не представляет ценности.

2. Ни одна из картин, вывешенных без рам, не покрыта лаком.

3. Все батальные картины написаны маслом.

4. Все распроданные картины представляют ценность.

5. Все картины английских мастеров покрыты лаком.

6. Все картины, которые были вывешены в рамах, проданы.

5. С помощью нормальных форм определить, является ли формула X логическим следствием Y:

X = ((A®B)®(A®C))

Y = (A®(B®C))

6. Найдите понятия, отношения между которыми представлены в схеме:

D

A

C

B

E F

Вариант № 28

Дать логическую характеристику простого суждения:Не вся информация является новостью.

2. Произвести превращение суждений:

Ни одна любовь не является ненавистью.

Всякое ограничение есть лимит.

3. Получите правильный вывод, если это возможно:

Всякий порок заслуживает порицания.

Всякая скупость есть порок.

4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:

1. Любая мысль, которую нельзя выразить в виде силлогизма, поистине смешна.

2. Моя мечта о сдобных булочках не стоит того, чтобы ее записывать на бумаге.

3. Ни одну мою несбыточную мечту нельзя выразить в виде силло­гизма.

4. Мне не приходило в голову ни одной действительно смешной мысли, о которой бы я не сообщил своему поверенному.

5. Я только и мечтаю, что о сдобных булочках.

6. Всякая моя мысль, высказанная поверенному, стоит того, чтобы ее написать на бумаге.

5. Постройте таблицы истинности следующей формулы:

( ((А®В)®D)¯(D «B))

6. Представьте в схеме отношения между понятиями:

1. Экономика

2. Микроэкономика

3. Макроэкономика

4. Экономика России

5. Микроэкономика России

Вариант № 29

1. Дать логическую характеристику простого суждения:Ничто беспредельное не является конечным.

2. Произвести противопоставление субъекту:Всякий порок заслуживает порицания.

3. Получите правильный вывод, если это возможно:

Всякий человек есть царь.

Всякий человек есть раб.

4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:

1. Животные, на которых я не обращаю никакого внимания, всегда испытывают смертельную обиду.

2. Те животные, которые принадлежат мне, находятся на этой площадке.

3. Ни одно животное, не получившее соответствующего образования в школе-интернате, не сможет отгадать загадку.

4. Ни одно животное на этой площадке не барсук.

5. Животные, которые не принадлежат мне, - те, на которых я не обращаю внимания.

6. Ни одно животное, получившее соответствующее образование в школе-интернате, не станет носиться с бешеной скоростью и выть.

5. Найти возможные следствия из формулы:

(((AÚB)® (B®D)) ÙB)

5. Найдите понятия, отношения между которыми представлены в схеме:

1

2 3

Вариант № 30

1. Дать логическую характеристику простого суждения:Не все талантливые люди - учёные.

2. Произвести противопоставление предикату:Всякая скупость есть порок.

3. Получите правильный вывод, если это возможно:

Всякий человек есть царь.

Всякий человек есть раб.

4. Восстановите, если возможно, полисиллогизм:

Преступления общественно опасны. Все хищения - преступления. Все кражи - хищения. Все тайные присвоения книг из библиотеки - кражи.

5. Табличным способом обосновать (опровергнуть) правильность вывода:

Если разбивается витрина, то включается звуковая сигнализация и одновременно посту­пает сигнал в милицию. Если же при разбивании витрины не поступает сигнал в мили­цию, то не включается и звуковая сигнализация. Значит, звуковая сигнализация включа­ется только вместе с поступлением сигнала в милицию.

6. Найдите понятия, отношения между которыми представлены в схеме:

1 2

3, 4 5 6,7

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет логики. Логика и другие науки.

2. Понятие логической формы. Истинность и правильность как различные категории в логике.

3. Понятие как форма мышления. Содержание и объём понятий.

4. Виды понятий.

5. Отношения между понятиями.

6. Определение понятий как логическая операция: правила и возможные ошибки. Процедуры, сходные с определением: описание характеристика, сравнение и др.

7. Деление понятий как логическая операция: правила и возможные ошибки. Классификация. Типология.

8. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

9. Простое суждение как форма мышления: логическая структура, виды простых суждений по типу предиката.

10. Объединённая классификация простых категорических суждений по качеству и количеству и её практическое применение в логике.

11. Отношения между простыми категорическими суждениями. «Логический квадрат». Особенности непосредственных умозаключений по «логическому квадрату».

12. Распределённость терминов в простых категорических суждениях. Практическое применение этого свойства в логике.

13. Логическая операция отрицания простых суждений.

14. Сложное суждение и его виды.

15. Модальные суждения. Основные виды модальностей.

16. Вопрос как форма мышления. Вопрос и суждение. Виды вопросов.

17. Понятие логической некорректности вопроса и её виды.

18. Ответ как форма мышления. Виды ответов.

19. Умозаключение как форма мышления. Понятие логического следования. Виды умозаключений.

20. Особенности дедуктивных умозаключений и их виды.

21. Преобразование простых категорических суждений: превращение, обращение, противопоставление предикату.

22. Простой категорический силлогизм как форма мышления. Аксиома и общие правила простого категорического силлогизма.

23. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

24. Сокращённый категорический силлогизм как форма мышления.

25. Сложные и сложносокращённые силлогизмы.

26. Чисто условные умозаключения как форма мышления.

27. Условно – категорические умозаключения, правильные и неправильные модусы.

28. Чисто разделительное умозаключение как форма мышления.

29. Разделительно – категорическое умозаключение как форма мышления.

30. Условно – разделительное умозаключение как форма мышления.

31. Индуктивные умозаключения как форма мышления: логическая природа индукции, виды индукции.

32. Индуктивные методы установления причинных связей.

33. Умозаключение по аналогии и его виды.

34. Основные законы формальной логики.

35. Логические основы теории аргументации.

36. Гипотеза как форма мышления.

37. Значение логики для профессиональной деятельности.

Наши рекомендации