ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВЫРАЖЕНО СОЧЕТАНИЕМ МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ, БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО+ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ |
Сказуемое в форме единственного числа |
Сказуемое в форме множественного числа |
Управляемое существительное обозначает неодушевлённый предмет: На заседании был рассмотренряд вопросов, связанных с транспортом. |
При слове большинство имеется определение (абсолютное, подавляющее и т.п.): Подавляющеебольшинство студентовучаствовало в митинге. |
В страдательном обороте, так как подлежащее обозначает объект действия: Большинство студентовбыло отправлено на конференцию. |
Если при подлежащем имеется причастный оборот, который стоит в форме мн. числа: Большинство домов, построенных в последние годы, спроектированы молодыми архитекторами. |
Если надо подчеркнуть активность каждого действующего субъекта: Часть студентовсдали экзамены. Большинство студентов-заочников своевременно выполнили все контрольные работы. |
Если имеются однородные члены в составе подлежащего или сказуемого: Большинство студентов и преподавателейприсутствовали на собрании. Большинство студентов присутствовали на собрании и высказали своё мнение. |
Если между главными членами предложения находятся другие члены предложения: Между тем ряд аспирантов, обнаруживая специальные знания по темам своих диссертаций, никакого стремления к самостоятельному научному исследованию не проявляли. |
Не подчёркивается активность действующих лиц: Большинство студентовотсутствовало. |
В СОСТАВ ПОДЛЕЖАЩЕГО ВХОДЯТ СЛОВА МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, ТОЛЬКО, ЛИШЬ |
сказуемое употребляется в единственном числе: Уже много учениковпосетило эту выставку |
Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек) |
Сказуемое в форме единственного числа |
Сказуемое в форме множественного числа |
При подчёркивании пассивностидействующих лиц: Двадцать человекстояло в стороне. |
Если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное: На столе лежало десять тетрадей. |
При составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит): Двадцать один делегатприбыл на совещание. |
Подчёркивается активность действующих лиц: В тренировкеучаствовалидвадцать два футболиста. |
ПРИ ПОДЛЕЖАЩЕМ ТИПАБРАТ С СЕСТРОЙ |
Сказуемое в форме единственного числа |
Сказуемое в форме множественного числа |
Указывается на то, что одно действующее лицо – главное: Жилстариксо своею старухой. |
Подчёркивается равноправность, активность действующих лиц: Тренер со своим подопечным проводили на стадионе целые дни. |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВЫРАЖЕНО ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМКТО |
Сказуемое всегда употребляется в форме мужского рода: Кто из ваших подруг был с вами? |
УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА |
Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету: Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания. |
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Подводя итоги работы за год, можно отметить несомненный прогресс в решении ряда сложных проблем. |
Деепричастный оборот нельзя употреблять: |
Если основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (или предметам): Штурмуя высоту, не смолкали пулемёты. |
Если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот: Посмотрев в окно, мне стало грустно. |
Если сказуемое выражено кратким страдательным причастием: Убежав из дома, мальчик был найден родителями. |
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА |
q Причастие в составе причастного оборота всегда согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже | Неправильно: Жуки-носороги относятся к семейству пластинчатоусых, широко распространённымв лесной зоне. Следует: Жуки-носороги относятся к семействупластинчатоусых, широко распространённому в лесной зоне |
В зависимости от значения возможно различное согласование причастий в тех случаях, когда причастный оборот определяет не отдельное слово, а словосочетание | Часть книг, предназначенная для кабинета литературы, получена. Некоторые из книг, предназначенные для кабинета литературы, уже получены. |
ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА |
q Отрыв причастного оборота от определяемого слова: | Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев. |
q Определяемое слово оказывается внутри причастного оборота: | Осыпавшиеся листья с деревьев устилали тропинку |
q Причастный оборот и придаточное предложение выступают как однородные синтаксические элементы: | В городе была церковь, которая давно разрушилась и служившая какое-то время овощехранилищем |
q У причастия не может быть формы будущего времени: | Неправильно: Студенты, справящиеся с контрольной работой, получат зачёт. Следует: студенты, справившиеся с… |
ОСНОВНЫЕ НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ |
БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ + ДАТ. ПАДЕЖ согласно (чему?не чего?) распоряжению (не *распоряжения) декана |
БЛАГОДАРЯ+ ДАТ. ПАДЕЖ причина, положительно влияющая на что-либо: Благодаря помощи населения последствия аварии были быстро ликвидированы |
ИЗ-ЗА+ РОД. ПАДЕЖ причина, отрицательно влияющая на что-либо: Из-за отсутствия помощи населения последствия аварии не могли быть ликвидированы быстро. |
ПРЕДЛОЖНЫЕ СОЧЕТАНИЯ С ВРЕМЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ |
по истечении срока договора, по прибытии делегации |
до истечения срока реконструкции |
Запомните! |
q Слово заведующий управляет формой твор. падежа существительного: | В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего (чем?) лабораторией. |
СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ КОНСТРУКЦИИ |
отзыв о + предл. п. обращать внимание на + вин. п. уплатить за + вин. п. |
рецензия на + вин. п. уделять внимание + дат. п.; оплатить + вин. п. |
Основные понятия темы
Синтаксис – 1) систематизированная совокупность словосочетаний и предложений; 2) раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения, а также правила их построения и употребления.
Синтаксические нормы –правила построения словосочетаний и предложений.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
1. Раскройте содержание понятия «синтаксические нормы». Назовите случаи нарушения синтаксических норм.
2. Расскажите о нормах координации сказуемого с подлежащим. Приведите примеры.
3. В каких случаях нельзя употреблять деепричастный оборот?
4. Перечислите ошибки в употреблении причастного оборота. Приведите примеры.
5. Расскажите о нормах построения конструкций с предлогами.
ТЕМА № 7: точностЬ речи. Особенности лексической сочетаемости в русском языке. Виды лексических ошибок и способы их исправления.
Содержание занятия:
- Коммуникативные качества речи.
- Языковые средства, влияющие на точность речи.
- Группы слов с точки зрения лексической сочетаемости.
4. Нарушения лексических норм.
5. Виды лексических ошибок и способы их исправления.