Координация сказуемого с подлежащим

координация сказуемого с подлежащим - student2.ru

ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВЫРАЖЕНО СОЧЕТАНИЕМ МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ, БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО+ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ  
Сказуемое в форме единственного числа
Сказуемое в форме множественного числа
Управляемое существительное обозначает неодушевлённый предмет: На заседании был рассмотренряд вопросов, связанных с транспортом.
При слове большинство имеется определение (абсолютное, подавляющее и т.п.): Подавляющеебольшинство студентовучаствовало в митинге.
В страдательном обороте, так как подлежащее обозначает объект действия: Большинство студентовбыло отправлено на конференцию.
Если при подлежащем имеется причастный оборот, который стоит в форме мн. числа: Большинство домов, построенных в последние годы, спроектированы молодыми архитекторами.  
Если надо подчеркнуть активность каждого действующего субъекта: Часть студентовсдали экзамены. Большинство студентов-заочников своевременно выполнили все контрольные работы.  
Если имеются однородные члены в составе подлежащего или сказуемого: Большинство студентов и преподавателейприсутствовали на собрании. Большинство студентов присутствовали на собрании и высказали своё мнение.  
Если между главными членами предложения находятся другие члены предложения: Между тем ряд аспирантов, обнаруживая специальные знания по темам своих диссертаций, никакого стремления к самостоятельному научному исследованию не проявляли.  
Не подчёркивается активность действующих лиц: Большинство студентовотсутствовало.

В СОСТАВ ПОДЛЕЖАЩЕГО ВХОДЯТ СЛОВА МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, ТОЛЬКО, ЛИШЬ
сказуемое употребляется в единственном числе: Уже много учениковпосетило эту выставку  

Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек)  
Сказуемое в форме единственного числа
Сказуемое в форме множественного числа
При подчёркивании пассивностидействующих лиц: Двадцать человекстояло в стороне.
Если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное: На столе лежало десять тетрадей.
При составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит): Двадцать один делегатприбыл на совещание.
Подчёркивается активность действующих лиц: В тренировкеучаствовалидвадцать два футболиста.

ПРИ ПОДЛЕЖАЩЕМ ТИПАБРАТ С СЕСТРОЙ
Сказуемое в форме единственного числа  
Сказуемое в форме множественного числа  
Указывается на то, что одно действующее лицо – главное: Жилстариксо своею старухой.  
Подчёркивается равноправность, активность действующих лиц: Тренер со своим подопечным проводили на стадионе целые дни.  

ПОДЛЕЖАЩЕЕ ВЫРАЖЕНО ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМКТО
Сказуемое всегда употребляется в форме мужского рода: Кто из ваших подруг был с вами?

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА
Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету: Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания.  
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Подводя итоги работы за год, можно отметить несомненный прогресс в решении ряда сложных проблем.  

Деепричастный оборот нельзя употреблять:  
Если основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (или предметам): Штурмуя высоту, не смолкали пулемёты.  
Если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот: Посмотрев в окно, мне стало грустно.  
Если сказуемое выражено кратким страдательным причастием: Убежав из дома, мальчик был найден родителями.    

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА
q Причастие в составе причастного оборота всегда согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже Неправильно: Жуки-носороги относятся к семейству пластинчатоусых, широко распространённымв лесной зоне. Следует: Жуки-носороги относятся к семействупластинчатоусых, широко распространённому в лесной зоне
В зависимости от значения возможно различное согласование причастий в тех случаях, когда причастный оборот определяет не отдельное слово, а словосочетание Часть книг, предназначенная для кабинета литературы, получена. Некоторые из книг, предназначенные для кабинета литературы, уже получены.
ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА
q Отрыв причастного оборота от определяемого слова: Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев.
q Определяемое слово оказывается внутри причастного оборота: Осыпавшиеся листья с деревьев устилали тропинку
q Причастный оборот и придаточное предложение выступают как однородные синтаксические элементы: В городе была церковь, которая давно разрушилась и служившая какое-то время овощехранилищем
q У причастия не может быть формы будущего времени:   Неправильно: Студенты, справящиеся с контрольной работой, получат зачёт. Следует: студенты, справившиеся с…

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ
БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ + ДАТ. ПАДЕЖ согласно (чему?не чего?) распоряжению (не *распоряжения) декана
БЛАГОДАРЯ+ ДАТ. ПАДЕЖ причина, положительно влияющая на что-либо: Благодаря помощи населения последствия аварии были быстро ликвидированы  
ИЗ-ЗА+ РОД. ПАДЕЖ причина, отрицательно влияющая на что-либо: Из-за отсутствия помощи населения последствия аварии не могли быть ликвидированы быстро.  

ПРЕДЛОЖНЫЕ СОЧЕТАНИЯ С ВРЕМЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
с предлогом «ПО»
с предлогом «ДО»
пишутся на конце с -И
пишутся на конце с -Я
по истечении срока договора, по прибытии делегации
до истечения срока реконструкции

Запомните!
q Слово заведующий управляет формой твор. падежа существительного: В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего (чем?) лабораторией.

СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ КОНСТРУКЦИИ
отзыв о + предл. п. обращать внимание на + вин. п. уплатить за + вин. п.  
рецензия на + вин. п. уделять внимание + дат. п.; оплатить + вин. п.

Основные понятия темы

Синтаксис – 1) систематизированная совокупность словосочетаний и предложений; 2) раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения, а также правила их построения и употребления.

Синтаксические нормы –правила построения словосочетаний и предложений.

Вопросы для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. Раскройте содержание понятия «синтаксические нормы». Назовите случаи нарушения синтаксических норм.

2. Расскажите о нормах координации сказуемого с подлежащим. Приведите примеры.

3. В каких случаях нельзя употреблять деепричастный оборот?

4. Перечислите ошибки в употреблении причастного оборота. Приведите примеры.

5. Расскажите о нормах построения конструкций с предлогами.

ТЕМА № 7: точностЬ речи. Особенности лексической сочетаемости в русском языке. Виды лексических ошибок и способы их исправления.

Содержание занятия:

  1. Коммуникативные качества речи.
  2. Языковые средства, влияющие на точность речи.
  3. Группы слов с точки зрения лексической сочетаемости.

4. Нарушения лексических норм.

5. Виды лексических ошибок и способы их исправления.

координация сказуемого с подлежащим - student2.ru

координация сказуемого с подлежащим - student2.ru

координация сказуемого с подлежащим - student2.ru

координация сказуемого с подлежащим - student2.ru

Наши рекомендации