Гироскопический индукционный компас гик-1.

Глава 7.14.4.1. из РЛЭ АН-24 (АН-24РВ). ОцифровкаДмитрия Ермакова.

Общие сведения

Компас ГИК-1 (рис. 7.30) служит для указания магнитного курса и угла разворота самолета ГИК-1 работает вместе с указателями КППМ, которые кроме того обеспечивают индикацию отклонения самолета от равносигнальных зон курсового и глиссадного радиомаяков для осуществления захода на посадку по курсо-глиссадной системе. ГИК-1 обеспечивает выдачу электросигнала в автопилот для стабилизации курса при полете по локсодромии.

комплект компаса ГИК-1 входят:

— индукционный датчик ИД;

— гидроагрегат ГА-ЗМ;

— коррекционный механизм КМ;

— усилитель У6М;

— усилитель У8М;

— соединительная коробка СК-19;

— две кнопки согласования 5К.

компас ГИК-1 работает с двумя указателями КППМ и с выключателем коррекции, которые не входят в комплект ГИК-1.

основной режим ГИК-1 — режим магнитной коррекции.

основные технические данные:

готовность компаса к работе:

при температуре +20°С..+50°С — 1 мин.

при температуре —60°С —3 мин.

погрешность компаса в определении магнитного курса:

при нормальных условиях — не более ±1,5°,

при температуре +50°С и —60°С — не более ±2°

дополнительная послевиражная погрешность показаний компаса на каждую минуту разворота — неболее 0,5”

напряжение питания:

от сети постоянного тока напряжением 27 В,

от сети переменного тока напряжением 36 В 400 Гц.

Подготовка к полету

Включите источники питания постоянного 27 В и переменного 36 В токов.

Включите выключатель питания «ГИК-1» на щитке правой панели приборной доски. Через 3 мин после включения нажмите кнопку «БЫСТРОЕ СОГЛАС. КОМПАСА» и удерживайте ее, пока движения шкалы указателей не прекратятся. На указателях КППМ должен быть отработан курс, соответствующий магнитному курсу стоянки самолета.

Эксплуатация в полете

Полет выполняйте с заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ), который определяется на среднем меридиане данного участка маршрута.

Порядок выполнения полета следующий:

— согласуйте ГИК-1;

— после взлета выведите самолет на ИПМ;

— пройдите над ИПМ с курсом следования первого участка маршрута;

— продолжая полет с этим курсом следования, осуществляйте тщательный контроль пути по направлению. При подходе к ППМ на величину ЛУР разверните самолет на курс следования очередного участка маршрута. Так осуществляйте полет по всем последующим участкам маршрута;

— после выполнения длительных разворотов согласуйте ГИК-1 нажатием кнопки «БЫСТРОЕ СОГЛАС. КОМПАСА». Согласование производите только в горизонтальном полете с установившейся скоростью полета.

ГИРОПОЛУКОМПАС ГПК-52

Глава 7.14.4.2. из РЛЭ АН-24 (АН-24РВ). ОцифровкаДмитрия Ермакова.

Общие сведения

Дублирующим курсовым прибором является гирополукомпас ГПК-52 (см. рис. 7.30).

Прибор предназначен для определения и выдерживания ортодромического курса.

Подготовка к полету

— включите питание и установите выключатель на пульте управления в положение «ВКЛ»;

— после «разгона» гироскопа, нажимая ручку «ЗАДАТЧИК КУРСА» на пульте управления в ту или иную сторону («Л» или «П»), выведите шкалу гироагрегата на отсчет, равный фактическому или условному курсу самолета.

Эксплуатация в полете Перед выруливанием:

— на пульте управления установите среднюю широту участка маршрута;

— ручкой «ЗАДАТЧИК КУРСА» установите стояночный курс самолета.

На исполнительном старте:

— установите самолет строго по осевой линии ВПП;

— если МК на шкале прибора отличается от МК полосы, то ручкой «ЗАДАТЧИК КУРСА» установите магнитный курс ВПП (МКвзл).

С этого момента указатель курса будет показывать ортодромический магнитный курс (ОМК) относительно меридиана аэродрома вылета.

В полете:

— произведите взлет и выведите самолет на первый участок маршрута с ОМК=ОЗМПУ—УС;

— при подходе к следующему участку маршрута определите угол разворота (УР) по формуле УР=ОЗМПУ1—ОЗМПУ2 где ОЗМПУ1 — ортодромический заданный магнитно-путевой угол текущего участка маршрута;

ОЗМПУ2 —ортодромический заданный магнитно-путевой угол последующего участка маршрута. При правом развороте УР имеет знак плюс (+), при левом — минус (—);

— в полете вследствие схождения меридианов и изменения магнитного склонения по маршруту между показаниями ГПК-52 и ГИК-1 будет наблюдаться разница, которая называется азимутальной поправкой, она определяется по формуле ΔА=(λоп—λт.к)sinφср+ΔМтк—ΔМоп где λоп — долгота опорного меридиана;

Рис. 7-30. Размещение органов управления и индикации курсовых приборов в кабине экипажа

λт.к — долгота места самолета в точке коррекции;

sinφср — среднее значение широты на участке пути между опорным меридианом и меридианом точки коррекции;

ΔМтк — магнитное склонение в точке коррекции;

ΔМоп — магнитное склонение в точке линии пути на опорном меридиане;

— азимутальные поправки рассчитывайте заранее и наносите на карту через 1-2°долготы;

— проверяйте не ранее чем через каждые полчаса соответствие фактической разницы между показаниями ГПК-52 и ГИК-1 значению азимутальной поправки точки коррекции;

— корректируйте ГПК-52, т. е. устанавливайте его на отсчет, равный магнитному курсу в точке коррекции (Мт.к.) по ГИК-1 плюс азимутальная поправка, если разница между показаниями ГПК-52 и ГИК-1 отличается от азимутальной поправки более чем на 2°;

— при подлете к аэродрому посадки произведите коррекцию курса по ГИК-1, а где горизонтальная составляющая геомагнитного поля слишком мала, рассчитайте азимутальную поправку, приняв этот аэродром за точку коррекции: с помощью ручки «ЗАДАТЧИК КУРСА» доверните шкалу ГПК-52 на значение поправки, взятой с обратным знаком;

— выполняйте подход к аэродрому и заход на посадку, принимая показания ГПК-52 за магнитный курс, отсчитываемые от магнитного меридиана этого аэродрома.

Система Курс-МП

Система Курс-МП представляет собой отечественный вариант системы для самолетовождения по маякам системы VOR. Система создана для возможности полетов на международных линиях.

Принцип действия и способы применения системы Курс-МП для навигации ничем не отличаются от системы VOR и в описании не нуждаются.

На самолете установлено два полукомплекта Курс-МП. Ограничения симулятора заставили несколько изменить систему комутации полукомплектов и системы РСБН. Дальнейшее описание относится только к модели.

Каждый из полукомплектов имеет свой задатчик частоты и курса (радиала), которые расположены в кабине штурмана. Кроме того, в кабине пилота расположен упрощенный пульт управления Курс-МП. Оба пульта дублируют друг друга. Любой из полукомплектов может работать в режиме навигации или посадки с выдачей информации на НКП-4, но система захода на посадку “Путь-4МПА” работает только с первым полукомплектом.

В состав системы входит индикатор курсовых углов ИКУ-1А и пульт (селектор) выбора радиосистем.

Независимо от настройки курсовой системы шкала курса ИКУ-1А (РМИ) всегда показывает магнитный курс.

Пульт выбора радиосистем служит для выбора режимов работы бортовых радиосредств (VOR, ILS, РСБН) и коммутации из сигналов на НКП-4 командира и второго пилота. На пульте расположен переключатель на пять фиксированных положений. С помощью этого переключателя можно обеспечить следующие варианты подключения аппаратуры Курс-МП и РСБН к приборам НКП-4:

При установке переключателя в положение “РСБН” на приборы командира и второго пилота подаются сигналы от аппаратуры РСБН.

При установке переключателя в положение “РСБН / СП-50” на прибор командира подаются сигналы от аппаратуры РСБН, а на прибор второго пилота сигналы первого полукомплекта Курс-МП.

При установке переключателя в положение “1” на приборы командира и второго пилота подаются сигналы первого полукомплекта Курс-МП.

При установке переключателя в положение “Совм” на прибор командира подаются первого полукомплекта Курс-МП, а на прибор второго пилота сигналы второго полукомплекта Курс-МП.

При установке переключателя в положение “2” на приборы командира и второго пилота подаются сигналы второго полукомплекта Курс-МП.

Работа РСБН и второго полукомплекта Курс-МП на одном канале радионавигации симулятора привела к тому, что при положениях переключателя “РСБН”,“РСБН/ СП-50” и “1” не работает второй полукомплект Курс-МП, а при положениях переключателя “Совм” и “2” не работает РСБН.

На пульте выбора радиосистем имеются лампы сигнализации наличия сигналов маяков. Горящая красная лампа означает отсутствие приема сигнала. Лампы К1 и Г1 сигнализируют наличие сигнала курсового и глиссадного маяков первого полукомплекта, лампы К2 и Г2 – второго.

На прибор КПП-М в кабине штурмана подаются те же сигналы, что и на НКП-4 командира.

На рисунке показаны зоны действия мыши на пультах Курс-МП. Следует обратить внимание на вытянутость вверх зон на задатчике частоты. Это сделано для того, чтобы курсор не закрывал цифры. Это надо помнить (были уже жалобы на закрытие цифр курсором).

Наши рекомендации