Гироскопический индукционный компас гик-1.
Глава 7.14.4.1. из РЛЭ АН-24 (АН-24РВ). ОцифровкаДмитрия Ермакова.
Общие сведения
Компас ГИК-1 (рис. 7.30) служит для указания магнитного курса и угла разворота самолета ГИК-1 работает вместе с указателями КППМ, которые кроме того обеспечивают индикацию отклонения самолета от равносигнальных зон курсового и глиссадного радиомаяков для осуществления захода на посадку по курсо-глиссадной системе. ГИК-1 обеспечивает выдачу электросигнала в автопилот для стабилизации курса при полете по локсодромии.
комплект компаса ГИК-1 входят:
— индукционный датчик ИД;
— гидроагрегат ГА-ЗМ;
— коррекционный механизм КМ;
— усилитель У6М;
— усилитель У8М;
— соединительная коробка СК-19;
— две кнопки согласования 5К.
компас ГИК-1 работает с двумя указателями КППМ и с выключателем коррекции, которые не входят в комплект ГИК-1.
основной режим ГИК-1 — режим магнитной коррекции.
основные технические данные:
готовность компаса к работе:
при температуре +20°С..+50°С — 1 мин.
при температуре —60°С —3 мин.
погрешность компаса в определении магнитного курса:
при нормальных условиях — не более ±1,5°,
при температуре +50°С и —60°С — не более ±2°
дополнительная послевиражная погрешность показаний компаса на каждую минуту разворота — неболее 0,5”
напряжение питания:
от сети постоянного тока напряжением 27 В,
от сети переменного тока напряжением 36 В 400 Гц.
Подготовка к полету
Включите источники питания постоянного 27 В и переменного 36 В токов.
Включите выключатель питания «ГИК-1» на щитке правой панели приборной доски. Через 3 мин после включения нажмите кнопку «БЫСТРОЕ СОГЛАС. КОМПАСА» и удерживайте ее, пока движения шкалы указателей не прекратятся. На указателях КППМ должен быть отработан курс, соответствующий магнитному курсу стоянки самолета.
Эксплуатация в полете
Полет выполняйте с заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ), который определяется на среднем меридиане данного участка маршрута.
Порядок выполнения полета следующий:
— согласуйте ГИК-1;
— после взлета выведите самолет на ИПМ;
— пройдите над ИПМ с курсом следования первого участка маршрута;
— продолжая полет с этим курсом следования, осуществляйте тщательный контроль пути по направлению. При подходе к ППМ на величину ЛУР разверните самолет на курс следования очередного участка маршрута. Так осуществляйте полет по всем последующим участкам маршрута;
— после выполнения длительных разворотов согласуйте ГИК-1 нажатием кнопки «БЫСТРОЕ СОГЛАС. КОМПАСА». Согласование производите только в горизонтальном полете с установившейся скоростью полета.
ГИРОПОЛУКОМПАС ГПК-52
Глава 7.14.4.2. из РЛЭ АН-24 (АН-24РВ). ОцифровкаДмитрия Ермакова.
Общие сведения
Дублирующим курсовым прибором является гирополукомпас ГПК-52 (см. рис. 7.30).
Прибор предназначен для определения и выдерживания ортодромического курса.
Подготовка к полету
— включите питание и установите выключатель на пульте управления в положение «ВКЛ»;
— после «разгона» гироскопа, нажимая ручку «ЗАДАТЧИК КУРСА» на пульте управления в ту или иную сторону («Л» или «П»), выведите шкалу гироагрегата на отсчет, равный фактическому или условному курсу самолета.
Эксплуатация в полете Перед выруливанием:
— на пульте управления установите среднюю широту участка маршрута;
— ручкой «ЗАДАТЧИК КУРСА» установите стояночный курс самолета.
На исполнительном старте:
— установите самолет строго по осевой линии ВПП;
— если МК на шкале прибора отличается от МК полосы, то ручкой «ЗАДАТЧИК КУРСА» установите магнитный курс ВПП (МКвзл).
С этого момента указатель курса будет показывать ортодромический магнитный курс (ОМК) относительно меридиана аэродрома вылета.
В полете:
— произведите взлет и выведите самолет на первый участок маршрута с ОМК=ОЗМПУ—УС;
— при подходе к следующему участку маршрута определите угол разворота (УР) по формуле УР=ОЗМПУ1—ОЗМПУ2 где ОЗМПУ1 — ортодромический заданный магнитно-путевой угол текущего участка маршрута;
ОЗМПУ2 —ортодромический заданный магнитно-путевой угол последующего участка маршрута. При правом развороте УР имеет знак плюс (+), при левом — минус (—);
— в полете вследствие схождения меридианов и изменения магнитного склонения по маршруту между показаниями ГПК-52 и ГИК-1 будет наблюдаться разница, которая называется азимутальной поправкой, она определяется по формуле ΔА=(λоп—λт.к)sinφср+ΔМтк—ΔМоп где λоп — долгота опорного меридиана;
Рис. 7-30. Размещение органов управления и индикации курсовых приборов в кабине экипажа
λт.к — долгота места самолета в точке коррекции;
sinφср — среднее значение широты на участке пути между опорным меридианом и меридианом точки коррекции;
ΔМтк — магнитное склонение в точке коррекции;
ΔМоп — магнитное склонение в точке линии пути на опорном меридиане;
— азимутальные поправки рассчитывайте заранее и наносите на карту через 1-2°долготы;
— проверяйте не ранее чем через каждые полчаса соответствие фактической разницы между показаниями ГПК-52 и ГИК-1 значению азимутальной поправки точки коррекции;
— корректируйте ГПК-52, т. е. устанавливайте его на отсчет, равный магнитному курсу в точке коррекции (Мт.к.) по ГИК-1 плюс азимутальная поправка, если разница между показаниями ГПК-52 и ГИК-1 отличается от азимутальной поправки более чем на 2°;
— при подлете к аэродрому посадки произведите коррекцию курса по ГИК-1, а где горизонтальная составляющая геомагнитного поля слишком мала, рассчитайте азимутальную поправку, приняв этот аэродром за точку коррекции: с помощью ручки «ЗАДАТЧИК КУРСА» доверните шкалу ГПК-52 на значение поправки, взятой с обратным знаком;
— выполняйте подход к аэродрому и заход на посадку, принимая показания ГПК-52 за магнитный курс, отсчитываемые от магнитного меридиана этого аэродрома.
Система Курс-МП
Система Курс-МП представляет собой отечественный вариант системы для самолетовождения по маякам системы VOR. Система создана для возможности полетов на международных линиях.
Принцип действия и способы применения системы Курс-МП для навигации ничем не отличаются от системы VOR и в описании не нуждаются.
На самолете установлено два полукомплекта Курс-МП. Ограничения симулятора заставили несколько изменить систему комутации полукомплектов и системы РСБН. Дальнейшее описание относится только к модели.
Каждый из полукомплектов имеет свой задатчик частоты и курса (радиала), которые расположены в кабине штурмана. Кроме того, в кабине пилота расположен упрощенный пульт управления Курс-МП. Оба пульта дублируют друг друга. Любой из полукомплектов может работать в режиме навигации или посадки с выдачей информации на НКП-4, но система захода на посадку “Путь-4МПА” работает только с первым полукомплектом.
В состав системы входит индикатор курсовых углов ИКУ-1А и пульт (селектор) выбора радиосистем.
Независимо от настройки курсовой системы шкала курса ИКУ-1А (РМИ) всегда показывает магнитный курс.
Пульт выбора радиосистем служит для выбора режимов работы бортовых радиосредств (VOR, ILS, РСБН) и коммутации из сигналов на НКП-4 командира и второго пилота. На пульте расположен переключатель на пять фиксированных положений. С помощью этого переключателя можно обеспечить следующие варианты подключения аппаратуры Курс-МП и РСБН к приборам НКП-4:
При установке переключателя в положение “РСБН” на приборы командира и второго пилота подаются сигналы от аппаратуры РСБН.
При установке переключателя в положение “РСБН / СП-50” на прибор командира подаются сигналы от аппаратуры РСБН, а на прибор второго пилота сигналы первого полукомплекта Курс-МП.
При установке переключателя в положение “1” на приборы командира и второго пилота подаются сигналы первого полукомплекта Курс-МП.
При установке переключателя в положение “Совм” на прибор командира подаются первого полукомплекта Курс-МП, а на прибор второго пилота сигналы второго полукомплекта Курс-МП.
При установке переключателя в положение “2” на приборы командира и второго пилота подаются сигналы второго полукомплекта Курс-МП.
Работа РСБН и второго полукомплекта Курс-МП на одном канале радионавигации симулятора привела к тому, что при положениях переключателя “РСБН”,“РСБН/ СП-50” и “1” не работает второй полукомплект Курс-МП, а при положениях переключателя “Совм” и “2” не работает РСБН.
На пульте выбора радиосистем имеются лампы сигнализации наличия сигналов маяков. Горящая красная лампа означает отсутствие приема сигнала. Лампы К1 и Г1 сигнализируют наличие сигнала курсового и глиссадного маяков первого полукомплекта, лампы К2 и Г2 – второго.
На прибор КПП-М в кабине штурмана подаются те же сигналы, что и на НКП-4 командира.
На рисунке показаны зоны действия мыши на пультах Курс-МП. Следует обратить внимание на вытянутость вверх зон на задатчике частоты. Это сделано для того, чтобы курсор не закрывал цифры. Это надо помнить (были уже жалобы на закрытие цифр курсором).