Союзы. частицы. модальные слова

Теоретические вопросы

• Союз как служебная часть речи.

• Разряды союзов по структуре.

• 3 Разряды союзов по характеру устанавливаемых ими синтаксических, отношений,

• Частица как служебная часть речи.

• Разряды частиц по функции, по значению.

• Модальные слова как часть речи.

• Разряды модальных слов.

Понятийный аппарат

Часть речи. Частица речи. Союз. Частица. Модальное слово,

Упр. 27. В приведенных ниже предложениях найдите союзы, определите их функцию, значение. Отметьте, какие из них омонимичны с другими разрядами слов. Укажите, чем они отличаются друг от друга.

1. Был Сережа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки (Л. Толстой). 2. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля (Л. Толстой). 3. Идешь или едешь, бывало, по старому сосновому бору точно высокие чистые огромные свечи возвышаются над головою стволы старых деревьев (Соколов-Микитов). 4. Северное сияние, или сполохи, как его называют живущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера (Соколов-Микитов). 5. Как ни жмешься, ни хитришь, ни сердишься, чтобы хоть еще на четверть часа продлить сладкий утренний сон. по решительному лицу Василия видишь, что он неумолим и готов еще двадцать раз сдернуть одеяло, вскакиваешь и бежишь на двор умываться (Л. Толстой).

6. Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой (Фет).

7. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку (Пушкин),

• Казак на север держит путь,

Казак не хочет отдохнуть

Ни в чистом поле, ни в дубраве,

Ни при опасной переправе (Пушкин).

• И грустно было

Ему в ту ночь, и он желал,

Чтоб ветер выл не так уныло

И чтобы дождь в окно стучал

Не так сердито... (Пушкин).

• Ласковое слово что солнышко в ненастье (пословица).

11. Мороз не велик, да стоять не велит (пословица).

12. Два друга - мороз да вьюга (пословица).

Упр. 28. Определите, какие смысловые оттенки придают словам и словосочетаниям частицы..

1. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни... Вот наконец и ваша изба (Тургенев). 2. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорей (Пушкин). 3. Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маячка, сверкали на темно-синем своде (Лермонтов). 4. Так прошло довольно много времени; бедная девушка не шевелилась,- лишь изредка тоскливо поводила руками и слушала, все слушала... (Тургенев). 5. Между тем распутица сделалась страшная: все сообщения, так сказать, прекратились совершенно; даже лекарство с трудом из города доставлялось... (Тургенев). 6. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Все сугробы да овраги... (Пушкин). 7. Вот именно такое доверие все семейство Александры Андреевны ко мне возымело: и думать позабыли, что у них дочь в опасности (Тургенев). 8. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете... (Тургенев). 9. - Иное точно лучше было, скажу вам,- возразил Овсяников,- спокойнее мы жили; довольства больше было, точно... (Тур­генев). 10. - Вот могила старого смотрителя,- сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с медным образом (Пушкин).

Упр. 29. Найдите модальные слова с точки зрения узкого и широкого понимания состава этой группы слов в русском языке. Определите разряд модальных слов по значению, укажите способы образования.

1. К счастию, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Лермонтов). 2. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Во-первых, я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле. Итак, погодите или, если хотите, переверните несколько страниц... (Лермонтов). 3. - Другая идея вот: мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь; во-первых, потому, что слушать меня утомительно; во-вторых, нельзя проговориться; в-третьих, можно узнать чужую тайну; в-четвертых, потому, что такие умные люди, как вы, лучше любят слушателей, чем рассказчиков (Лермонтов). 4. Я сказал, что тулуп и лошадь, правда, не посовестился я принять от самозванца; но что Белогорскую крепость защищал я противу злодея до последней крайности (Пушкин). 5. Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу (Пушкин). 6. По моему сужденью, Пожар способствовал ей много к украшенью (Грибоедов). 7. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Тургенев). 8. Ну, думаю, видно, брат, господа-то твои не на золоте едят... (Тургенев). 9. Старуха гор­ничная сказала, что барыни нет дома и что, должно быть, они скоро придут (Чехов). 10. Аи, Моська! знать, она сильна, Что лает на слона! (Крылов). И. Побывав в лесу, наверное, каждый из вас слышал стук дятла (Соколов-Микитов). 12. Из всех певчих птиц, пожалуй, самая близкая к человеку птица - это скворец (Соколов-Микитов). 13. Сосна, несомненно, одно из древнейших деревьев (Соколов-Микитов). 14. - Чай, не привыкли к лучине? - проговорил он и тряхнул кудрями (Тургенев).

Практическое занятие 12

ОМОНИМИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Теоретические вопросы

• Понятие об омонимии частей речи как одном из способов пополнения лексико-грамматических классов слов.

• Субстантивация.

• Адъективация.

• Прономинализация.

• Адвербиализация.

• Переход слов из различных частей речи в категорию состояния.

• Переход слов из знаменательных частей речи в служебные и междометия.

Понятийный аппарат

Омонимия. Лексико-грамматический способ словообразования. Субстантивация. Адъективация. Прономинализация. Адвербиализация.

Упр. 30. Определите, какой частью речи являются выделенные в примерах слова, сравните их грамматические особенности.

I. 1. Меня забавляло наблюдать людей... да я даже не наблюдал их - я их рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством (Тургенев).

2. Да... Гагин мне понравился тотчас (Тургенев).

II. I. Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок (Пушкин). 2. - Лучше б ты мне просто на глаза не показывался! - сказал Ноздрев (Гоголь).

III. I. Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце (Пришвин). 2. Сегодня сквозь запотелые окна утром яркое солнце, и роса сплошная блестит не алмазными каплями, а прямо всем лопухом или всей грядкой свеклы (Пришвин).

IV. 1. Отца не пускай к детям, он может их испугать (Пришвин).

2. А во-вторых, пускай поэт

Дурачится; в осьмнадцать лет

Оно простительно (Пушкин).

V. I. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Гоголь) .2. Потому ли, что хлопотал-то я усердно около больной, по другим ли каким-либо причинам, только меня, смею сказать, полюбили в доме, как родного (Тургенев).

VI. 1. Вы выходите из оврага... что за свинцовая туча на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? (Тургенев). 2. Что за ночь, за луна, Когда друга я жду! (Кольцов).

Упр. 31. Определите, какой частью речи являются омонимичные слова в следующих предложениях. Докажите, какие из них являются знаменательными.

I. 1. Вишневый сад уже продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... (Чехов). 2. Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но делаем то, что можем, и мы - правы (Чехов).

II. 1. Мими же в первое воскресенье вышла к обеду в таком пышном платье и с такими лентами на голове, что уже сейчас видно было, что мы не в деревне и теперь все пойдет иначе (Л. Толстой).

2. Глядит... идет... еще глядит.

Вот место, где их дом стоит;

Вот ива. Были здесь вороты –

Снесло их, видно (Пушкин).

III. 1. - Лида может полюбить только земца, увлеченного так же, как она; больницами и школами, - сказал я (Чехов). 2. - Однако ж, - сказала она со вздохом, - хоть барышня, может, и смешна, все же я перед нею дура безграмотная (Пушкин).

IV.1. Казбич остановился в самом деле и стал вслушиваться: верно, думал, что с ним заводят переговоры, - как не так!.. (Лермонтов). 2. Глупец я или злодей, не знаю: но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она (Лермонтов).

V. 1. Даже дед был, видимо, доволен мною: все ухмылялся (Горький). 2. Тревожное волнение видимо распространялось по селу (Тургенев).

Практическое занятие 13

Наши рекомендации