Я группа — работники, занятые легким физическим трудом

инженерно-технические работники, труд которых связан с некоторыми физическими усилиями;

работники, занятые на автоматизированных процессах;

работники радиоэлектронной и часовой промышленности;

швейники;

агрономы, зоотехники, ветеринарные работники, медсестры и санитарки;

продавцы промтоварных магазинов;

работники сферы обслуживания:

работники связи и телеграфа;

преподаватели, инструкторы физкультуры и спорта, тренеры.

3-я группа — работники среднего по тяжести труда:

станочники (занятые в металлообработке и деревообработке);

слесари, наладчики, настройщики;

врачи-хирурги;

химики;

текстильщики, обувщики;

водители различных видов транспорта;

работники пищевой промышленности;

работники коммунально-бытового обслуживания и общественного питания;

продавцы продовольственных товаров;

бригадиры тракторных и полеводческих бригад;

железнодорожники и водники;

работники авто- и электротранспорта;

машинисты подъемно-транспортных механизмов;

полиграфисты.

4-я группа — работники тяжелого физического труда:

строительные рабочие;

основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов;

горнорабочие на поверхностных работах;

работники нефтяной и газовой промышленности;

металлурги и литейщики, кроме лиц, отнесенных к 5-й группе;

работники целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности;

стропальщики, такелажники;

деревообработчики, плотники и др.;

работники промышленности строительных материалов, кроме лиц, отнесенных к 5-й группе.

5-я группа — работники, занятые особо тяжелым физическим трудом:

горнорабочие, занятые непосредственно на подземных работах;

сталевары;

вальщики леса и рабочие на разделке древесины;

каменщики, бетонщики;

землекопы;

грузчики, труд которых не механизирован;

работники, занятые в производстве строительных материалов, труд которых не механизирован.

Каждая из групп интенсивности труда разделена на три возрастные категории: 18-29, 30-39, 40-59 лет. При этом учтено постепенное возрастное снижение энерготрат, что отражается на потребности в энергии и пищевых веществах. Подразделение но полу обусловлено меньшей величиной массы тела и менее интенсивным обменом веществ у женщин по сравнению с мужчинами. Поэтому потребность в энергии и пищевых веществах у женщин всех возрастных и профессиональных групп в среднем на 15% ниже, чем у мужчин. Исключение составляет потребность в железе, которая у женщин (от 18 до 60 лет) выше, чем у мужчин. Для женщин не предусмотрена 5-я группа интенсивности труда, включающая профессии с особо тяжелой физической работой. В нормах питания отдельно выделены физиологические потребности беременных и кормящих женщин.

При определении потребности в пищевых веществах и энергии для населения в возрасте от 18 до 60 лет в качестве средней идеальной массы тела принято 70 кг для мужчин и 60 кг для женщин. Для лиц с избыточной массой (с учетом пола, возраста, роста, телосложения) потребность в пищевых веществах и энергии определяется индивидуально в соответствии с задачами оздоровительной регуляции массы тела.

В нормах питания выделены группы пожилых (60-74 лет) и старых (75 лет и старше) людей. Существенное снижение обменных процессов и ограничение физической активности, свойственные этим группам населения, обусловливают уменьшение у них потребности в пищевых веществах и энергии. Однако для продолжающих работать пожилых людей указанные в упомянутых нормах величины могут быть повышены с учетом характера труда.

В приведенных нормах питания даны оптимальные величины потребления белков, жиров и углеводов при физиологически необходимых соотношениях между ними. Для обеспечения полноценности аминокислотного состава пищи белки животного происхождения должны составлять 55 % от рекомендуемых величин потребности в белке. Для беременных (на сроки 5-9 мес) и кормящих женщин животные белки составляют 60% от общего количества белка. Доля белка в суточной энергоценности рациона, принятой за 100%, должна составлять: 13% для 1-й группы интенсивности труда, 12% — для 2-й и 3-й групп, 11% — для 4-й и 5-й групп.

Доля жиров в суточной энергоценности рациона всех групп населения составляем в среднем 33% с подразделением по климатическим зонам: для южной — 27-28%, для северной — 38-40% Растительные жиры должны составлять 30% от общего количества жиров. Для обеспечения полноценности жирнокислотного состава пищи установлена норма потребности в линолевой кислоте — 4-6% суточной энергоценности рациона для всех групп населения.

Нормы питания предусматривают подразделение по трем климатическим зонам: центральной, южной и северной. Потребность в энергии населения северной зоны превышает таковую для центральной зоны на 10-15%, потребность в белках и углеводах в относительном выражении (в процентах от энергоценности рациона) примерно одинакова. Таким образом, потребность в жирах для населения северной зоны повышена в абсолютном (в граммах) и относительном выражении. Для южной зоны сравнительно с центральной потребность в энергии понижена на 5% за счет уменьшения доли жиров, замещаемой углеводами.

Группы интенсив- ности труда Возрастные группы Мужчины Женщины **
Энергия * Белки (г) Жиры (г) Угле- воды (г) Энергия * Белки (г) Жиры (г) Угле- воды (г)
мДж ккал всего животно- го проис- хождения мДж ккал всего животно- го проис- хождения
1-я 18-29 11,72 10,04
  30-39 11,30 9,62
  40-59 10,67 9,20
2-я 18-29 12,55 10,67
  30-39 12,13 10,25
  40-59 11,51 9,83
3-я 18-29 13,39 11,30
  30-39 12,97 10,88
  40-59 12,34 10,46
4-я 18-29 15,48 13,18
  30-39 15,06 12,76
  40-59 14.43 12,13
5-я 18-29 17,99
  30-39 17,15
  49-50 16,32
 
Пол Возрастные группы Энергия * Белки (г) Жиры (г) Угле- воды (г)
мДж ккал всего животно- го проис- хождения
Мужчины 60-74 9,62
  75 лет и старше 8,37
Женщины 60-74 8,79
  75 лет и старше 7,95
 
  34) Виды пищевого статуса организма. Их характеристика.

Статус питания человека это такое состояние структуры, функций и адап-тационных резервов организма, которое сложилось под влиянием предшест-вующего фактического питания, условий потребления пищи и генетически детерминированных особенностей метаболизма питательных веществ.

Среди классификаций статуса питания в настоящее время наиболее при-емлемой является классификация предложенная Кошелевым Н.Ф. (1968). В со-ответствии с ней различают четыре вида статуса питания: обычный, оптималь-ный, избыточный, недостаточный. Избыточный вид может быть первой, вто-рой, третьей и четвертой степени, недостаточный – неполный, преморбидный (скрытый) и морбидный (болезненный) К обычному статусу питания относятся люди, не имеющие связанных с питанием нарушений структуры и функций и обладающие адаптационными ре-зервами, которые могут обеспечить обычные условия существования. Это здо-ровые люди, питающиеся обычной полноценной пищей.

К оптимальному статусу относятся люди с теми же признаками, но рас-полагающие адаптационными резервами, обеспечивающими существование или работу в экстремальных ситуациях. Такой статус формируются специаль-ными рационами, им обладают или должны обладать лица определенных про-фессий (летчики, спортсмены и др.).

Избыточный статус в зависимости от степени характеризуется соответст-вующими нарушениями структуры и функций и снижением адаптационных ре-зервов организма. Он формируется под влиянием рационов, содержащих избы-точное количество энергии.

Недостаточный статус питания возникает при количественной или каче-ственной недостаточности питания, а также при ограничении или полной не-возможности удовлетворения питательных веществ, или того и другого вместе, в результате чего могут нарушаться структура и функция, снижаются адапта-ционные резервы и возможности организма. При этом различают неполноцен-ный, преморбидный и морбидный статусы.

Неполноценный статус характеризуется отсутствием нарушений или не-значительными нарушениями структуры и функций, когда симптомы пищевой недостаточности еще не определяются, но специальными методами можно об-наружить снижение адаптационных резервов и функциональных возможностей организма в случае изменения обычных условий жизни.

Преморбидный (скрытый) статус питания характеризуется появлением микросимптомов пищевой недостаточности, ухудшением функций основных физиологических систем, снижением общей резистентности и адаптационных резервов даже в обычных условиях существования, но при этом болезненный синдром еще не обнаруживается.

Болезненный статус характеризуется не только функциональными и структурными нарушениями, но и проявлением отчетливого синдрома пищевой недостаточности, сопровождаемого нарушениями обмена веществ, подтвер-ждаемого биохимическими и клиническими исследованиями.

Все выделенные в классификации степени статуса питания тесно связаны между собой и одна форма переходит в другую при тех или иных изменениях характера питания.

Дифференциальная диагностика этих состояний проводится на основании соматометрических, клинических, биохимических, функциональных и диетоло-гических показателей.

Прежде всего это относится к показателям, характеризующим структуру организма (так называемым соматометрическим). К ним относятся масса и длина тела, окружность грудной клетки, живота, плеча, голени, толщина под-кожной жировой клетчатки и др.. Они являются нередко решающими в оценке статуса питания, особенно при скрининговом отборе.

Наши рекомендации