Основные принципы закона
1 Принцип. Закон сокращает кол-во критериев по которым определяется обязательность требований до 3:
1. Защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц
2. Охрана жизни или здоровья животных и растений.
3. Предупреждение действий, приводящих в заблуждение потребителей.
2 Принцип. Закон устанавливает только 2 вида нормативных документов:
- Тех регламенты, содержащие обязательные требования по выше перечисленным критериям
- Документы в области стандартизации добровольного применения.
3 Принцип. Право принятия тех. регламентов дано законом только органам высшей власти РФ путем принятия соответствующих законов, постановлений правительства, указов Президента. При этом право разработки тех регламентов представлено всем, в том числе и физическим лицам.
Закон содержит раздел «О переходных положениях» в котором указывается, что технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет со дня вступления настоящего закона в силу с 1 июля 2003 года до 1 июля 2010 года. До вступления в силу соответствующих технических регламентов действие старых норм ОБЯЗАТЕЛЬНО!
36. Международная организация по стандартизации (ИСО).
основана в 1947 году.
Целью этой крупнейшей неправительственной организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничествав области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
В ISO входят национальные организации по стандартизации. Высший законодательный орган ISO - Генеральная ассамблея, собирающаяся раз в три года. Она избирает президента и Совет ISO, осуществляющих практическую деятельность в период между ассамблеями. В структуру ISO входят также Исполком, Генеральный секретарь, Плановый комитет (ПЛАКО), Комитет по принципам стандартизации (СТАКО), Комитет по сертификации (СЕРТИКО). Вся техническая работа по разработке международных стандартов сосредоточена в технических комитетах (ТК), возглавляемых секретарями (их более 170).
Решением проблем качества в ИСО занимается ТК 176 "Менеджмент качества и обеспечение качества", организованный в 1979 году и возглавляемый Канадой. Членом ИСО от России в ТК 176 входит Госстандарт России. В структуру комитета входят три подкомитета: ПК1 по проблемам терминологии в области качества (возглавляет Франция); ПК2 по системам качества (возглавляет Великобритания) и ПК3 по элементам системы качества (возглавляют Нидерланды).
37. Международная электротехническая комиссия (МЭК).
Крупнейшая после ИСО организация по стандартизации, учреждена в 1956 году. ЧленамиМЭК являются 41 страна, сфера деятельности стандартизации в области электротехники, радиосвязи, приборостроения (ИСО - во всех остальных отраслях).
Поскольку ИСО и МЭК, действуя автономно, занимаются практически одними и теми же проблемами, но в разных отраслях, в 1988-1989 гг. были созданы специальные консультативные комиссии. Результатом такой политики явилась разработка совместных (ИСО/МЭК) международных стандартов и руководств в области стандартизации, сертификации и управления качеством.
38. Европейская организация по качеству (ЕОК).
Основана в 1956 г., до 1987 г.- Европейская организация по контролю качества (ЕОКК). ЕОК - некоммерческая организация, ее целями являются: содействие, распространение, совершенствование с помощью всех возможных средств использования теоретических принципов и практических методов менеджмента качества с тем, чтобы повысить качество и надежность продукции и услуг.
Основными формами деятельности ЕОК являются ежегодные конгрессы, семинары, курсы, разработка руководящих документов, пособий, справочников и других методических документов. Сегодня в ЕОК постоянно действуют 14 технических комитетов (ТК) и 8 отраслевых секций. Они охватывают практически все аспекты проблемы качества. ЕОК издает научно-технический журнал "Европейское качество".
39. Международные стандарты в области качества серии (МС ИСО 9000 2000года).
1987г. – Международная организация по стандартизации (ИСО) выпустила первую версию стандартов, которые были предназначены для создания системы управления качеством по единым международным критериям.
1994г. – вышла несколько более совершенная версия таких стандартов.
2000г.- произошло кардинальное совершенствование серии стандартов. Целью новой системы стандартов стали постоянные улучшения для увеличения вероятности повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон.
Новая версия содержит всего три стандарта:
n МС ИСО 9000:2000– Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь; (описывает основные положения и устанавливает терминологию)
n МС ИСО 9001:2000 – Системы менеджмента качества. Требования (устанавливает требования для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей)
n МС ИСО 9004:2000 – Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. (содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность управлением качеством)
ГОСТ Р ИСО 9000 :2001– является аутентичным переводом (методом обложки) МС ИСО 9000:2000
Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.
40. Что такое сертификация, основные понятия.
Сертификация – это форма, осуществляемая органом по сертификации, подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. (Это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям).
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Система сертификации=Участники+Правила сертификации+Правила фунукционирования системы
В оценке соответствия наиболее достоверными считаются результаты испытаний «третьей стороной». Третья сторона или Орган по сертификации-это лицо или орган, признанные независимыми ни от производителя (первая сторона), ни от покупателя (вторая сторона).
41. Цели и задачи подтверждения соответствия.
-Удостоверение соответствия продукции определенным требованиям
-Содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ или услуг
-Повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на Российском и международном рынках
-Создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговле.
42. Дайте понятие знака подтверждения соответствия.
Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия ограничен определенной системой сертификации, что указывает на обязанность этой системы (в лице органа по сертификации) контролировать соответствие стандарту продукции, маркированной этим знаком.
Если изделие сертифицировано на безопасность, то оно может маркироваться специальными знаками соответствия, которые относятся к конкретным видам продукции, например, электротехническим бытовым приборам, либо имеют более общий характер, т.е. информируют потребителя о безопасности товара.
43. Дайте понятие обязательной и добровольной сертификации
Добровольная сертификация – проводится по инициативе юридических и физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных отношений. Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации.
Обязательная сертификация – осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность. Обязательная сертификация введена Законом «О защите прав потребителей».
44. Метрологическая служба строительной организации.
Метрологическая служба строительной организации является одной из структурных частей комплексной системы управления качеством строительства и осуществляет свою деятельность в тесном контакте со службами стандартизации, технических инспекций и т.п.
Основной задачей метрологической службы является обеспечение единства и достоверности измерений путем совместного соблюдений требований нормативно-технической документации по метрологическому обеспечению, технологии и организации строительного производства и т.д.
Структура и численность метрологической службы строит. организации устанавливается в зависимости от объема и характера СМР, числа эксплуатируемых средств измерений, их загруженности и т.д. Для небольших организаций это 1 или 2 человека.
На метрологическую службу строительной организации в зависимости от численности и состава возлагают следующие обязанности:
1. Постоянный анализ метрологического обеспечения строительного производства.
2. Проведение метрологической экспертизы проектной, конструкторской и другой нормативной документации.
3.Участие в выборе и назначении средств измерений и методик проведения измерений.
4. Организация своевременных поверок средств измерений.
45. Метрологическое обеспечение строительного производства и его место в системе управления качеством строительства.
Средствами действенного управления качеством продукции строительного производства является стандартизация и метрологическое обеспечение. Необходимый уровень достоверности измерений в строительстве определяет проектная документация и стандарты, а возможность достижения определяется состоянием метрологического обеспечения.
Измерения в строительстве являются основным источником информации о количестве, свойствах, физико-механических и геометрических характеристиках строительных материалов, конструкций и процессов.
Номенклатура и объем контрольно-измерительных операций в строительстве очень велик, например, только в строительно-монтажном производстве необходимо измерять и контролировать около 600 показателей.
При обследовании зданий и сооружений производятся комплексные испытания строительных и элементов. При этом широко применяют тензометрическое оборудование (тензометры, тензодатчики, прогибомеры, индикаторы часового типа, трещиномеры и.п.).
Выявление скрытых дефектов конструкций, сварки, поиск арматуры и определение защитного слоя бетона осуществляются приборами неразрушающего контроля (ультразвуковыми, ренгеновскими и магнитными дефектоскопами, толщиномерами и т.д.).
Теплотехнические характеристики зданий и сооружений определяют с применением тепловизоров, измерителей тепловых потоков, теплощупов.
Герметичность стыков (воздухо, влаго, теплопроводимость) – адгезиметрами и т.п.