Роль выразительных средств языка в коммуникации
Роль словарей, справочников, учебной и художественной литературы в формировании коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура -это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей, позволяющие устанавливать психологический контакт с партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения.
Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.
Из биографий ученых, общественных деятелей, писателей, поэтов известно, что многие из них высоко ценили энциклопедические и филологические словари, обращались к ним за справками, читали словари как увлекательную литературу.
К числу основных показателей культуры речи в общении можно отнести:
• словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает, поэтому словарный запас нужно развивать и усовершенствовать – в этом могут помочь учебная и художественная литература; чем мы больше читаем и изучаем, тебе богаче становится наш язык);
• произношение (правильное произношение и употребление ударения, так же являются показателем культуры речи – в развитии этих данных могут помочь словари и справочники);
• грамматика (правильное и уместное использование слов способствует обогащения речи – помощники: словари, справочники, учебная и художественная литература – правильное написание слова мы можем посмотреть в словаре, значение узнать в справочнике, красивое сочетание и правильное употребление слов можно обнаружить, читая книги);
• стилистика (хороша та речь, в которой присутствует стиль языка: правильное тактичное построение предложений, красота и мелодичность интонации, содержательность и увлекательность речи – в развитии хорошо помогают художественные произведения литературной классики).
Роль культуры речевого общения в различных сферах человеческой деятельности.
Культура общения - это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе.
Культура общения помимо таких черт характера, как уважение к людям, доброжелательность и терпимость предполагает развитие вежливости и тактичности. Вежливость - это черта характера, основное содержание которой составляют соблюдение определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения. Тактичность предполагает не только знание соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми. Существенная сторона культурного общения - это умение непредвзято вступать в общение с другими людьми, не навязывая своих вкусов и привычек. Большое значение в культуре общения имеет наличие такого качества, как деликатность, которое достаточно глубже, чем воспитанность. Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них отдельные специфические умения и навыки общения.
Различные сферы человеческой деятельности определяются индивидуальными правилами использования языка. В соответствии с видами человеческой деятельности выделяют такие сферы как: образование, наука, культура, массовые коммуникации, книгопечатание, промышленное производство, торговля, религия, сферы межличностного общения (бытовое, внутрисемейное, дружеское) и др.
Роль выразительных средств языка в коммуникации.
Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. В качестве обмена информацией могут выступать, как обычное общение, так и общение по средствам массовой информации: радио, газеты, телевидение. Несомненно, средства выразительности встречаются во всех сферах коммуникаций, только где-то они применяются чаще, а где-то реже. Но их роль одна – средства выразительности используют для обогащения речи, создания акцента и заострения внимания на определенном важном моменте. Средства выразительности чаще используют в печатных изданиях, реже на радио и телевидение. В устной речи их использование еще более сокращается.
Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
В разных ситуациях общения используются различные типы речевой выразительности:
1) информационная выразительность, заключающаяся в подборе фактов, умелом использовании понятий, в точности словоупотребления, логичности, доказательности, ясности и доходчивости изложения и т. д.;
2) чувственно-воздействующая выразительность, создаваемая интонационными, звуковыми, графическими, лексическими средствами, тропами, фразеологическими, графическими средствами, фигурами речи — стилистическими, речемыслительными, риторическими.
Так, выразительность, яркость разговорной речи создают интонационные, лексические, грамматические средства, фигуры выражения эмоций (риторические фигуры).
Приемами выразительности письменной официально-деловой речи являются графические средства: абзацное членение, знаки препинания (красная строка, тире, нумерация и т. д.); выразительности устной официальной речи — лексические, фразеологические, синтаксические, интонационные и другие средства.
Научный стиль речи выразителен благодаря логичности, доказательности выдвигаемых положений, тезисов, точности словоупотребления, умелому использованию понятий, ясности, доходчивости изложения и т. д.
Выразительность публицистической речи достигается разнообразными средствами: отбором фактов, их компоновкой, ракурсом подачи, размещением материала, сменой типов речи (описания, повествования, рассуждения) и её формы (прямая речь, косвенная и несобственно-прямая), лексическими, синтаксическими, графическими.
Выразительность художественной речи связана с образностью, поскольку художественная речь воздействует не только на разум, но и в большой степени на чувства, эмоции адресата (читателя, слушателя), создаётся разнообразными средствами (фонетическими, лексическими, фразеологическими, грамматическими), зависит от рода и вида художественного произведения, литературного направления, авторского стиля, манеры.