Трудности фонетики и графики
Общение – речь – предложение – слова – звуки.
С помощью звуков мы различаем слова. Фонема выступает как смыслоразличительная; способность различать фонемы называется фонематическим слухом. Нужно уметь выделять в слове каждый звук, отделять его от других звуков. Теоретический материл этого уровня – учение о звуках речи, их характеристика, классификация, учение о слогоделении, об ударении в слове, представления в др.произносительных средствах – о громкости речи, ее темпе, о повышении и понижении голоса, о паузах, об интонациях. Фонетика изучает содержание первого, нижнего, уровня яз.системы – произносительного. Фонетика в 1 кл. составляет основной материал, в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются умения. Трудность для детей – выделение зв. из некоторых сочетаний, различение тв и мяг согл.
Основой усвоения графики служат четкие умения в области фонетики. Каждый звук должен иметь свой знак, т.е. букву. Но вскоре дети узнают, что хвук и буква совпадают не всегда, что есть звуки, кот вообще не имеют своей буквы, а обозначаются сочетанием букв или одной и той же буквой, некоторые звуки могут обозначаться разными звуками. В содержании графики входят так же заглавные буквы, знаки препинания, средства выделения абзацев. К графике примыкает орфография. Содержание графики: обозначение звуков буквами, звуковое значение каждой буквы, названия букв, алфавит, обозначение тв/мяг сог буквами и их сочетаниями, обозначение звука [j], заглавные буквы и др средства обозначения значения слов, смысла и структуры предложения и текста.
Умения учащ-ся:
· Отчетливо, орфоэпические правильно говорить
· Полностью воспринимать звучащую речь, выделять в речевом потоке фонетические слова, в словах – слоги и звуки, понимать воспринятое, выделять непонятное.
· Отчетливо произносить все звуки рус.яз. сочетания звуков не только в слове, но и вне слова, различать гл и согл, среди сог – зв и гл, тв и мяг, кратко описывать артикулирование звуков, различать слабые и сильные позиции фонем, владеть фонематическим анализом слов, речи.
· Узнавать в печатном и письменном вариантах все буквы, их сочетания, правильно произносить их как порознь так и слитно, т.е.читать слогами и словами, фразами плавно, в темпе речи, правильно делать ударения в словах, делать фразовые, логические ударения и паузы, различать ударяемые и безударные слоги.
· Свободно осуществлять кодовые переходы с устной и мысленной речи на буквенный, графический код, подчиняя его правилам графики, каллиграфии и орфографии, безошибочно списывать с печатного и письменного текста.
Методы и приемы обучения.
Изучение фонетики и графики во времени совмещается с обучением грамоте, т.е. с работой по азбуке. В этот период уроки обединяют звук и его букву, т.е.фонетика и графика.Далее темы фонетико-графического содержания, связанные с правописанием и культурой речи: «Сочетание жи ши, ча ща..». термин орфоэпия не вводится в нач.шк.
Фонетико-рафические темы как и орфографические подчас вклиниваются в грамматический материал. Кроме того, фонетико-графическая линия, сливаясь с орфоргафической, не прерывает, а вплетается в общую систему на протяжении всех лет начального обучения, ибо она связана и с чтением и с письмом, и с устным говорением, и с аудированием. Непрерывность этой линии обеспечивается фонематическим разбором в ситеме яз.анализа.
В области методов обучения обращается внимание на такие условия:
· Опора на практическое усвоение языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области.
· Постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка.
· Установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях хвук/буква.
· Проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса.
· Тренировка слуха, тренировка пишущей руки.
· Образцы хорошего произношения и каллиграфического письма.
Трудности фонетики и графики.
Трудности в содержании материала:
· Осмысление функций букв по отношению к звукам: дети легче воспринимают буквы на зрительной основе.
· Дети очень трудно воспринимают все случаи отклонений от системы, от общего правила. (йотированные буквы, жи, ши и т.п)
· Дети всегда легче усваивают материал, имеющий жизненный, понятный им смысл, например слово и его значение.
Трудности усвоения материала:
· У некоторых детей еще есть детские недостатки артикулирования звуков речи: [c]-[ш],[л]-[р]
· Школа с первых дней вводит высокие требования литературной речи, у детей же – диалектизмы, просторечные слова и их произношение.
· Трудности звукослияния на начальных этапах .
· Трудности письма, его техники, неустойчивость внимания.
Ст.Львов
Велика роль усвоения фонетических знаний для форми-ия устной и письменной речи мл.шк.:
· С опорой на фонетич.знания первоклассника овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте
· Фонетич.знания составляют основу правильного произношения словфонетич.знания во взаимодействи с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования ряда орфографических навыков
· Фонетич.знания необходимы для осощнания интонирования предложения, соблюдая логическое ударение.
· Знание звукового состава слова важно для осознания его лексического значения и сознательного выбора в речи.
Изучение фонетики и графики занимет центральное место в 1-2 кл, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма, в 3-4 кл. программа не содержит дополнительных сведений по фонетике, однако фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются.