Правильность речи. Понятие нормы. Виды норм
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Вопросы | Ответы |
1. Что такое литературная норма? | |
2. Какие нормы относятся к императивным? | |
3. Какие нормы относятся к диспозитивным? | |
4. Что такое вариант? | |
5. Какие варианты норм существуют? | |
6. По каким признакам могут классифицироваться неравноправные варианты? | |
7. Что влияет на изменение литературной нормы? | |
8. Что понимается под динамическим характером нормы? | |
9. Каковы причины отклонения от нормы? |
Задание 2.Отметьте утверждения, не соответствующее действительности.
1. НОРМА – это…
Ø Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка.
Ø Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература.
Ø Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность.
Ø Для нормы характерны процессы нормализации и кодификации.
2. ВАРИАНТЫ – это…
Ø Варианты - это формальные видоизменения одной и той же языковой единицы.
Ø Варианты могут быть равноправными и неравноправными.
Ø Равноправные варианты взаимозаменимы во всех ситуациях речи, независимо от стиля, времени и т.д.
Ø Выделяют неравноправные варианты: стилистические, семантические, хронологические и абсолютные.
Задание 3. Какая словарная статья говорит об императивных нормах, а какая – о диспозитивных? Выпишите из любых словарей по две словарные статьи на императивные и диспозитивные нормы.
1. АлфавИт (не алфАвит)
2. Августовский и августОвский
3. ЛотерЕя (допуст. ТЭ), лотерЕи…, о лотерЕе.
4. Клипсы, -ов, ед. клипс, -а, муж. и клИпса, -ы, жен. Род серег, прикрепляемых к мочке зажимом
5. Наверно и наверное.1. наречие. Несомненно, верно, точно. 2. Вводное слово. По всей вероятности.
6. Отдыхать душой {сердцем}.Отдохнуть душой {сердцем}. Обретать душевный покой.
7. Шинель!
8. ДекАн (допуст. ДЭ), декАна…, о декАне.
9. Фьорд (фьё), -а, и фиорд, -а. Узкий, глубоко вдавшийся в берег морской залив со скалистыми берегами.
Императивные нормы:_____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Диспозитивные нормы:____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 4. Перечислите, какие пометы даются в различных словарях для указания на императивные или диспозитивные нормы.
Императивные нормы ______________________________________________
____________________________________________________________________
Диспозитивные нормы______________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 5. Определите, какие варианты представляют данные пары слов (словосочетаний).
Слова | Равноправные варианты | Неравноправные варианты | ||
семанти- ческие | стилисти- ческие | нормативно-хронологические | ||
лИфтовый - лифтовОй | ||||
кОмпас -компАс | ||||
Ирис – ирИс | ||||
рАкурс - ракУрс | ||||
красный - алый | ||||
сейчас – ныне | ||||
глаза – очи | ||||
лингвистика – языкознание | ||||
гулять вечерами – гулять по вечерам | ||||
ржАветь – ржавЕть | ||||
кОрпусы – корпусА | ||||
вЕтры – ветрА | ||||
грифели – грифеля | ||||
документ с подписью – документ за подписью | ||||
кусок сыра – кусок сыру | ||||
Учители (жизни) – учителя (школы) |
Задание 6. Определите причины отклонения от литературной нормы в данных примерах.
1. По телевизору рекламировали новую шампунь.______________________
2. Последний раз я платила за переговоры в марту месяцу.______________
3. Знает кошка, чью мясу съела._____________________________________
4. Дайте мне, пожалуйста, один кофе и одна булка.____________________
5. Рядом с нашим домом строится новый магАзин.____________________
6. На все у меня времени не хватат._________________________________
7. У меня на кухне висит кружевная тюль.____________________________
8. Я скажу тебе один умный вещь.___________________________________
Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | ||
как дамоклов меч | ||
вольная птица | ||
бесструнная балалайка | ||
гусь лапчатый | ||
ударить по рукам | ||
буриданов осел | ||
валаамова ослица | ||
перейти Рубикон | ||
лебединая песня | ||
притча во языцех | ||
секрет Полишинеля | ||
китайская грамота | ||
эзопов язык |
Задание 8. Вспомните и напишите фразеологические обороты, в которых говорится о необходимости соблюдения культуры речи и культуры поведения. В случае необходимости обратитесь к фразеологическому словарю.
__________________________________________________________________________
Задание 9. Известно, что язык непрерывно меняется. Сопоставьте тексты, написанные около 150 лет назад, с современными. Какие перемены произошли в языке за это время? О чем это свидетельствует?
1. Но только что сумрак на землю упал.
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети.
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем (М.Ю. Лермонтов)
2. Зевеса, мечущего громы,
И всех бессмертных вкруготца,
Пиры их светлые и домы
Увидим в песнях мы слепца. (Я. Гнедич)
3. Онегин был готов со мною
Увидеть чудные страны;
Но скоро были мы судьбою
На долгий срок разведены. (А. Пушкин)
4. Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он… (А. Пушкин)
5. Мечтам и годамнет возврата;
Не обновлю души моей… (А. Пушкин)
6. Её привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье… (А. Пушкин)
Самостоятельная работа
Проверим грамотность! Найдите слова, написанные без ошибок. Исправьте ошибки, допущенные в остальных словах.
Скурпулезный, друшлаг, без брелка, с брелоком, перетурбация, явства, светопредставление, времяпрепровождение, летосчисление.
Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями