Громкость и модуляция
Громкость речи собеседника можно использовать двумя способами – прямым и перекрестным.
Например, если ваш визави говорит громко и резко, вы можете начать говорить также, поднимаясь до его уровня. С тем, кто говорит тихо и плавно, следует перейти на такие же вкрадчивые интонации.
Однако это не всегда дает нужный эффект. Более того, иногда лучше срабатывает обратная техника – перекрестная подстройка под речь. Если кто-то «завелся» и начал говорить очень громко и горячо, то хорошо сработает ваш переход на тихий, спокойный голос и более медленный темп (в противном случае вы оба перейдете на крик). Для применения перекрестной техники вы должны убедиться в том, что раппорт устойчив, подстроиться под речь собеседника, а затем плавно повести его за собой, снижая или повышая голос в зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться.
УПРАЖНЕНИЕ «ГРОМКОСТЬ РЕЧИ»
Потренируйтесь в громкости и темпе речи. Делать это лучше наедине с диктофоном. Для начала можно взять книгу или журнал и зачитать текст, начав с тихого вкрадчивого голоса, постепенно то снижая, то убыстряя темп. Затем перейдите на средний голос и снова потренируйтесь говорить то медленно, то быстро, плавно переходя с одного темпа на другой. После этого можете сделать то же самое, но уже громко. Прослушайте запись. Проанализируйте, когда ваш голос звучит глухо, а когда звонко, в какие моменты ощущается фальшь.
Постарайтесь проделывать это упражнение до тех пор, пока не убедитесь, что вам легко даются переходы с одного темпа на другой. Теперь усложните задание: плавно переходите с громкого голоса на тихий. Добившись успеха, начинайте одновременно изменять темп речи: громко-быстро – громко-отрывисто – громкоплавно – средне-плавно – средне-быстро – тихо-быстро – тихо-плавно и т. д. Эти упражнения с диктофоном очень полезны, поскольку они позволят вам легко перейти к подстройке под голос собеседника в процессе живого общения с другими людьми.
Кроме громкости голоса, следует отмечать у собеседника и особенности модуляции. Модуляция голоса – изменение голоса по высоте. Модуляция может быть интонационной («Нет, – пискнула я, но он спокойно подтвердил: – Да!»), а может проявляться в случае изменения настроя человека – в моменты волнения голос может стать звонче и выше или вдруг превратиться в глухой хрип («Как?» – вскричал он звенящим от изумления голосом).
УПРАЖНЕНИЕ «МОДУЛЯЦИЯ»
Прислушайтесь, как говорят другие люди, в какие моменты они повышают и понижают голос, когда их голос начинает дрожать, звенеть, «садиться». Обратите внимание на то, как связана громкость голоса с модуляцией. Потренируйтесь с диктофоном выражать различные чувства (восторг, испуг, изумление, недоверие, радость и др.) с помощью модуляции голоса, изменения громкости и темпа речи.