Прочитайте текст и выполните задания 9-16. Ответами на задания 1-15 являются слово, словосочетание, число или
Часть 1
Ответами на задания 1-15 являются слово, словосочетание, число или
Последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой
Работы.
1 В одном из приведѐнных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово(-а) правильно.
сладкие ТОРТЫ
нет ДВУХ книг
ГЛУБОЧАЙШИЕ познания
прибывает СОГЛАСНО РАСПИСАНИЯ
Ответ: ____________________________________________________
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р..стущий организм
прекл..нив колени
разв..вающиеся знамѐна
зам..рающий от страха
Ответ: ____________________________________________________
Определите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О после шипящей
Согласной. Выпишите эти слова.
уч..ный
ш..ссе
луч..м
запряж..нный
Ответ: ____________________________________________________
Выпишите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.
воздвига..мый храм
разбира..мый случай
оконч..вшего курс университета
та..вший на солнце
Ответ: ____________________________________________________
Определите слова, в которых на месте пропуска пишется две буквы НН.
Выпишите эти слова.
Вьется небо вверху меж ветвей иссечѐ..ой лентой.
Бибиков, вялый и неряшливый, сидел в кресле и играл гуси..ым пером.
А он шагал и шагал, уже совсем не заботясь о том, как будет это истолкова..о в доме.
В знойном мареве плавали позолоче..ые купола деревенской церкви.
Ответ: ____________________________________________________
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Катался по дороге клок соломы и жалобно шуршал, (НЕ)НАХОДЯ места, куда
приткнуться на ночь.
Дверь в комнату (НЕ)ПРИТВОРЕНА, мне холодно, тоскливо и обидно среди этих
людей.
Ярко горели лампы, и всѐ пел свою (НЕ)ХИТРУЮ песню медный самовар.
Смысл этих фраз был далеко (НЕ)УТЕШИТЕЛЬНЫМ.
Ответ: ____________________________________________________
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Огромный старый клѐн (1) возвышавшийся (2) над всей южной частью сада (3)
видный отовсюду (4) оделся свежей и густой зеленью.
Ответ: ____________________________________________________
Определите словосочетание, где выделенное слово является главным.
Выпишите это словосочетание.
заполненнойтаблицей записанныйсекретарѐм
громкозасмеявшись Падая на паркет
Ответ: ____________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 9-16.
(1)Помнишь ли ты свою первую книгу?
(2)Нет, не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была
ангина, и не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно птенец, пробуя звуки
собственного голоса, складывал из букв знакомые слова.
(3)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал или тебе помогли выбрать
среди множества других, которую ты раскрыл дома, оставшись один, и которая навсегда запала в твою память чудесными мыслями, волнующими словами, чернотой отчѐтливых, красивых букв, рисунками, переплѐтом прекрасным или вовсе неказистым и даже запахом?
(4)Я помню очень хорошо.
(5)Книга «Что я видел» была сразу – большой и толстой. (6)Выпущенная перед
войной, к третьей военной осени, она вспухла от прикосновения многих рук. (7)Еѐ жѐлтая картонная обложка обтѐрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы. (8)Но тем милей казалась эта книга!
(9)Едва выучив уроки, я уселся за свой «десерт», за это лакомое блюдо. (10)Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я, но ведь всѐ дело в том, что там, на Волге, ещѐ зимой шла война.
(11)Учительница нам рассказывала, что знала про Сталинградскую битву, про то, как наши сперва защищались, как держались за каждый камень, а в это время готовились силы, подходили к Волге новые войска и, наконец, наши окружили фашистов, захватили клещами, будто какой-нибудь ржавый гвоздь, да и выдернули его.
(12)А в книжке, которая мне досталась, никакой войны нет, по Волге плывет
пароход, похожий на льдину, такой он белый и чистый, и на нѐм плывет мальчик, который видит много всяких интересных вещей. (13)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и оттого было ещѐ прекраснее.
(14)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. (15)Я
купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. (16)Иногда казалось, что война идет всегда, что отец целую вечность на фронте. (17)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (18)Все, что происходило сейчас, казалось временным. (19)Но затянувшаяся временность требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. (20)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (21)Может, я хотел подольше задержаться там, на
мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою?
(22)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (23)Не помню.
(24)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь с книгой в руках поближе к печи и натянув старый и уже дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи.
(25)Книга делала со мной чудо: она говорила со мной разными голосами детей и
взрослых. (26)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного
парохода, видел всплески огромных рыб в тяжѐлых струях реки, слышал металлический грохот якорной цепи и команды капитана, хоть и не морского, речного, а всѐ-таки с трубкой в зубах. (27)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, чувствовал запахи дыма рыбацкого костра, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер и наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (28)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, раскрывая безмерные дали и вознося в
облачные небеса.
(По А.А. Лиханову*)
Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель, академик Российской академии образования.
Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений писателя.
9 Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик называет свою первую самостоятельно прочитанную книгу «десертом»?»
(6)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени, она вспухла от
прикосновения многих рук.
(14)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.
(13)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и оттого было ещѐ прекраснее.
(5)Книга «Что я видел» была сразу – большой и толстой.
Ответ: ____________________________________________________
10 Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 7: «Еѐ жѐлтая картонная обложка обтѐрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей и даже чернильные кляксы».
антитеза
сравнение
фразеологический оборот
метафора
Ответ: ____________________________________________________
11 Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого