Морфологическая 2.Функциональная

-пассивная система скелета Функции: Свойства:

(кости соединение костей, а) защитная а) сократимость

связочный аппарат) б) опорная б) возбудимость

- активная система в) обменная в) утомляемость

мышечная (мышцы, фасции, г) кроветворная

влагалища) д) двигательная

е) двигательная

3.Сущнность процесса: движения– а) статистические, локомоторные,

манипуляторные.

б) произвольные, непроизвольные.

4.Значение процесса:а) удовлетворение потребности в движении

б) движение – как способ самоудовлетворения

потребностей человека, взаимодействия с внешней

средой.

5. Принцип –ответные двигательные реакции простых и сложных, условных и безусловных рефлексов, физиологических актов с формированием функциональных систем.

6. Результаты -движение и поддержание положения тела в пространстве, выполнение различных манипуляций нормальный обмен веществ и энергии; улучшение гемодинамики, дыхания, гемопоеза.

7. Проявления –нормальная двигательная активность, хороший мышечный тонус и сила мышечных сокращений. Высокая работоспособность.

8. Обнаружение:методы- осмотр, наблюдение, динамометрия, исследование сухожильных рефлексов, исследование амплитуды движения в суставах; определение походки, телосложения: форма грудной клетки, конечностей, размеры, изгибы.

1. Одно из важных потребностей человека – это движение, благодаря которому человек способен удовлетворять многие другие потребности.

Движение является основным процессом, осуществляющим взаимодействие человека с внешней средой. Осуществление процесса движения происходит за счет физиологической системы движения.

Что же понимается под данным понятием?

Физиологическая система – это объединение различных анатомических структур организма человека осуществляющих и обеспечивающих процесс движения.

Система движения осуществляет процесс движения, обеспечивает функцию движения.

Процесс движения: - это совокупность биохимических, биоэлектрических, морфо-функциональных изменений происходящих в физиологической системе движения, которые обеспечивают перемещение и положении тела человека в пространстве.

Процесс движения основывается на свойствах и функциональных особенностях костной и особенно мышечной системы организма человека:

Это сократимости мышц, особенности соединения костей между собой и соединения костей и мышц.

Система движения осуществляет процесс движения, обеспечивает функцию движения.

Процесс движения: - это совокупность биохимических, биоэлектрических, морфо-функциональных изменений происходящих в физиологической системе движения, которые обеспечивают перемещение и положении тела человека в пространстве.

Процесс движения основывается на свойствах и функциональных особенностях костной и особенно мышечной системы организма человека:

Это сократимости мышц, особенности соединения костей между собой и соединения костей и мышц.

Проявляется процесс движения в форме различных видов движений:

а) статических- обеспечивающих поддержание положения тела человека в пространстве.

б) локомоторных - обеспечивающих передвижение тела человека в пространстве.

в) манипуляторные - обеспечивающие выполнение действий – точных, произвольных – т.е. манипуляций.

Механизм процесса движения наглядно объясняют законы механики.

Задание:

Используя учебник «Физика», «Анатомия человека» Р.П. Самусева, найдите объяснение механизма движения человека согласно биомеханическим законам.

Что такое рычаг в структуре опорно-двигательного аппарата человека?

Дайте определение термину – движение!

Как Вы можете объяснить понятие, что движение является одним из важных способов самоудовлетворения потребностей человека на конкретных примерах?

I. Пассивная часть системы движения – скелет (skeleton).

Скелет – это соединенные в определенной последовательности кости. Поэтому скелет не-обходимо воспринимать как костную анатомическую систему. В процессе онтогенеза ске-лет человека проходит 3 стадии развития:

  1. Соединительнотканная (перепончатая), развивающаяся из склеротомов мезодермы.
  2. Хрящевая.
  3. Костная.

Эти три стадии проходят почти все кости, за исключением костей свода черепа, большинства костей лица, части ключицы. Они возникают непосредственно на почве соединительной ткани, минуя стадию хряща.

Скелет человека, выполняя двигательную функцию, является так же опорой человека, остовом тела. Поэтому, рассматривая принцип структурирования человека, необходимо знать основы структурирования тела человека. Они во многом одинаковы или очень близки (см. табл. №2).

Скелет является вместилищем для внутренних органов, головного и спинного мозга, красного и желтого костного мозга, формируя для них полости. Структурно – функциональной единицей скелета человека является кость. Каково ее строение, классификация, виды соединений рассмотрим в следующем вопросе.

Кость- (os; ossis), это множественный орган: имеющий определенное местоположение, форму, строение, выполняющий определенные функции, кровоснабжаем и регулируем.

Состоит кость из нескольких видов тканей, основной из которых является костная ткань.

Вышеизложенная структурно- функциональная характеристика позволяет оценить кость как орган.

Задание для самоподготовки:

Используя таблицу № 3, учебник «Анатомия человека» найти в скелете человека примеры видов костей, их строения, соединений и видов движений. Зарисовать схему сустава.

Литература: 1. Р.П.Самусев «Анатомия человека» стр. 68- 77.

Классификация

                 
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
   
Губчатые кости
 
 
  Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
  Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru

Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru



Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru



Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru

Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru

                             
   
Лопатка
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
 
   
Ключица
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
 
  Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
  Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
  Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
      Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
 


Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
Строение костей

               
  Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru


Движения

           
  Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru
 
    Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru

Соединения костей .

Морфологическая 2.Функциональная - student2.ru

Практика №3.1 « Скелет человека- общая структура

Скелет туловища.»

Студент должен знать:

Скелет- определение, функции. Кость- как орган, виды костей строение. Соединение костей: синартрозы, гемиартрозы, диартрозы, их разновидности. Строение суставов, классификация, виды движения в суставах. Части скелета: Структура скелета туловища. Позвоночный столб - отделы, количество позвонков в них. Строение 1-го (атланта), 2-го (осевого), и 7-го (выступающего); Шейных позвонков, грудного, поясничного, крестца и копчика. Соединения позвоночного столба: суставы;

  • Атланто-затылочный, атланто-осевой; межпозвонковые синхондрозы; синдесмозы – передняя и задняя продольные надостистые; межостистые; межпоперечные связки; синостозы крестцовых позвонков; крестцово-копчиковый гемиартроз. Движение в различных отделах позвоночного столба, их значение. Строение грудины, ребра, соединение ребер с грудиной. Виды ребер, соединение ребер с позвоночным столбом. Грудную клетку в целом – чем образована полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол, межреберные промежутки. Особенности грудной клетки новорожденного. Формы грудной клетки: конусовидная, цилиндрическая, трапециевидная.

Цель практического занятия:

    1. Изучить принципы структурирования скелета человека, соединения костей.
    2. Усвоить строение и классификацию костей.
    3. Изучить структуру, строение, особенности соединений позвоночного столба.
    4. Усвоить строение грудной клетки, особенности соединения костей, возрастные и конституционные особенности.
    5. Овладеть навыками работы с рентгеновскими и томографическими снимками скелета туловища, их оценки.

Задание для самоподготовки студентов к практическому занятию.

I. Подготовьте тему: «Ткани», в частности соединительную ткань, ее опорно-трофические виды: костную, хрящевую и плотно- волокнистую.

II. При изучении скелета туловища найдите ответы на вопросы в предлагаемой последовательности:

1. Дайте определение скелета человека, перечислите функции скелета.

2. Дайте определение кости как органа, объясните ее строение, свойства.

3. Что такое костный мозг, его виды, локализация.

4. Дайте характеристику слоев кости.

5. За счет чего кости растут в длину и толщину.

6. Проведите классификацию костей скелета.

7. Назовите и покажите части трубчатой кости.

8. Назовите и покажите отделы позвоночного столба, определите количество позвонков в каждом из них.

9. Назовите латинское название позвонков, покажите его части.

10. Назовите и покажите основные особенности позвонков:

шейного, грудного, поясничного отделов.

11. Расскажите особенности строения 1-го, и 2-го шейных позвонков.

12. Определите на живом человеке остистый отросток 7-го шейного позвонка.

13. Расскажите строение крестца, назовите и покажите его части, поверхности, отверстия.

14. Расскажите классификацию соединений костей

15. Приведите примеры всех видов соединений позвоночного столба.

16. Покажите синартрозные соединения позвонков, назовите их, объясните их функцию.

17. Покажите гемиартрозные соединения (межпозвонковые диски); объясните их значения.

18. Покажите и назовите диартрозные соединения (суставы) позвоночного столба, дайте определение и характеристику.

19. Охарактеризуйте позвоночный столб, как целое; покажите и назовите изгибы, объясните механизм их формирования.

20. Расскажите, в каких суставах и вокруг каких осей происходит движение головы.

21. Расскажите классификацию ребер, назовите и покажите части ребра.

22. Покажите 1-е ребро, назовите ее особенности.

23. Покажите реберную дугу, объясните чем она сформирована.

24. Назовите и покажите части грудины, ее края, вырезки.

25. Пропальпируйте на живом человеке угол грудины, яремную вырезку, мечевидный отросток.

26. Дайте характеристику соединений ребер с грудиной и позвонками.

В каких суставах происходит движение при вращении ребер.

27. Покажите подгрудинный угол; объясните чем он образован. Его топографическое значение.

28. Дайте характеристику грудной клетки в целом с учетом конституционных особенностей и возрастных: форма грудной клетки, особенности размеров, величина подгрудинного угла, положение ребер.

III. В дневнике для практических работ ответьте на вопросы:

  1. Чем обеспечивается прочность и гибкость позвоночного столба
  2. Какие особенности грудной клетки и позвоночного столба связаны с прямохождением.

Литература для подготовки к занятию:

Наши рекомендации