Строение головного мозга и его эволюция.
Введение.
Глава 1.
1)Строение головного мозга и его эволюция.
2)Факты и мифы о головном мозге.
Глава 2.
1)Тайны человеческого мозга.
2)Способности головного мозга.
Глава 3.
1)Зарядка для мозга.
2)10 уникальных людей с необычными способностями.
Вывод.
Список использованной литературы.
Введение:
Наш организм – сложная «машина». Как и всякой машине, ему нужно «горючее», а чтобы он правильно работал, его необходимо содержать в порядке. Все части нашего тела функционируют согласованно, а руководит ими головной мозг. Он контролирует наши движения, работу сердца, сокращение мышц, каждый наш вдох и выдох. Мы ищем скрытые возможности своего тела, потенциал, который мы, возможно, имеем.
Мозг – центральный отдел нервной системы у животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе и высшую нервную деятельность, а у человека – и психической функции, включая мышление.
Нет в организме человека ничего более загадочного, чем этот орган. На самом деле уже давно известно строение человеческого мозга, базовые принципы его работы, но при этом, ни один учёный не может объяснить, почему два, казалось бы, совершенно одинаковых человека, воспринимают окружающий мир
по - разному, по-разному их мозг отдаёт сигналы, строит образы, обрабатывает внешнюю информацию.
Эта тема более чем актуальна в наше время, ведь если нам удастся развить эти самые неограниченные возможности мозга, то всё человечество сможет выйти на новый уровень развития, и даже на новый уровень сознания. Школьники и студенты смогут запоминать и усваивать гораздо больший объём информации, и после окончания высшего заведения, человек будет настоящим профессионалом в своём деле. Может стереться понятие «гуманитариев» и «техников», ведь с неограниченными возможностями мозга человек легко сможет на хорошем уровне освоить любую науку, выучить любой язык. Не говоря уже о таких философских мыслях как осознание законов мироздания, осознания смысла бытия. Кто знает, может быть, наш мозг хранит ответы и на такие вопросы?
Глава 1.
1)Общее строение нервной системы человека:
Нервная система |
Центральная нервная система |
Спинной мозг |
Головной мозг |
Периферическая нервная система |
нервы |
Нервные окончания |
Нервные узлы |
Строение головного мозга и его эволюция.
Человеческий мозг состоит из 25 млрд. нейронов. Именно эти клетки представляют собой серое вещество.
Ликвор является амортизатором, защищающим головной мозг от ударов.
Отдел мозга. | Выполнение функций. |
Продолговатый мозг | Координация движений Принимает информацию из органов чувств; регулирует обмен веществ; сосредоточены центры жажды и голода; поддержка циклических движений; анализ нервных импульсов |
Мост | Иннервирует сердце и другие внутренние органы; отвечает за рефлексы: мигательный, чихания, кашля, рвоты и др. Сосредоточены центры зрения и слуха; регулирует величину зрачка и кривизну хрусталика, поддерживает устойчивость тела при ходьбе |
Мозжечок | Связывает передний мозг с задним |
Средний мозг | Центр, связанный с движением глазных яблок, мимикой, через мост проходят слуховые пути |
Передний мозг |
Нейрон- Нервная клетка со всеми отходящими от неё отростками.
Белое вещество– компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека.
Серое вещество– главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека.
Не смотря на то, что мозг женщин и мужчин одинаково развит, он имеет разную массу. Так у представителей сильного пола его масса составляет 1357 г, а у женщин 1245 г. Вес мозга составляет около 2% от веса человека нормального телосложения. Установлено, что уровень умственного развития человека никак не связан с весом мозга. Он зависит от количества связей, созданных головным мозгом.
Клетки мозга – это нейроны, генерирующие и передающие импульсы, выполняющие дополнительные функции. Внутри мозга есть полости, называемые желудочками. От него в разные отделы тела отходят парные черепно-мозговые нервы. Функции отделов головного мозга бывают самыми разными. От них полностью зависит жизнедеятельность организма.
Также головной мозг разделяют на 3 части:
- большие полушария;
- ствол мозга: продолговатый мозг, варолиев мост и средний мозг;
- мозжечок.
Эволюция головного мозга – от приматов до человека:
Даже у ископаемого человека мозг развит в большей степени, чем у большинства человекообразных обезьян. Мозг шимпанзе или орангутанга весит неполных 400 граммов, а вес мозга гориллы, которая значительно крупнее человека, составляет в среднем 540 граммов. Мозг питекантропа весил приблизительно от 850 до 1000 граммов. Мозг родезийского человека весил уже 1300 граммов, а у неандертальца вес этого органа достигал уже 1500 граммов, то есть был таким же, как и у современного Homosapiens. Современный человек в аспекте мыслительной деятельности значительно превосходит неандертальца, поэтому у него более выражен передний мозг, который и контролирует высшую нервную деятельность. У неандертальца был низкий лоб, поэтому его головной мозг был смещён назад, у современного человека лоб высокий, и мозг его выдаётся вперёд.
2)Факты и мифы о головном мозге:
Существует огромное количество мифов и множество удивительных фактов касающихся работы нашего мозга.
Факт №1.
Человек не может пощекотать сам себя. Дело в том, что человеческий мозг настроен на восприятие внешних раздражителей, чтобы не пропустить важные сигналы в потоке ощущений, вызванных действиями самого человека.
Факт №2.
Зевота помогает мозгу проснуться. Зевание часто ассоциируется с недосыпом и скукой, но на самом деле это помогает человеку проснуться. Во время зевания расширяется дыхательное горло, которое позволяет лёгким получить больше кислорода, который затем перемещается в кровь, делая нас бодрее.
Факт №3.
Мозг человека использует меньше энергии, чем лампочка в холодильнике. Сообщения между клетками головного мозга передаются при помощи электрических сигналов. При этом используется 12 ватт энергии – меньше, чем для работы лампочки в холодильнике.
Миф №1.
Человек может использовать только 10% своего мозга. Несмотря на расхожесть этого мнения, на самом деле человек каждодневно использует весь потенциал своего мозга. Различные исследования показали, что даже для выполнения простого задания активизируются практически все отделы головного мозга.
Миф №2.
Слепые лучше слышат. Исследования показали, что слепые слышат слабые звуки не лучше всех остальных. Однако у незрячих лучше развита слуховая память. Они быстрее понимают смысл предложения на иностранном языке, а также лучше определяют источник звука.
Миф №3.
Чем больше мозг, тем больше ума. Размер мозга не влияет на интеллектуальные способности человека. Тем не менее, по мнению исследователей, ум зависит от синапсов – контактов между нейронами. Количество синапсов растёт в детский и юношеский период жизни человека и влияет на интеллект.
Глава 2.
1) Тайны человеческого мозга:
На протяжении столетий считалось, что мозг человека функционирует как единое целое, которое теряет свои способности в случае каких-либо нарушений его структуры. Позднее оказалось, что если потребуется, некоторые фрагменты мозга принимают на себя функции повреждённых участков. Но это не вызвало
каких-либо революционных изменений во взглядах на функционирование нашей центральной нервной системы. Однако большое удивление вызвало открытие, что в некоторых случаях человек может жить, даже в случае атрофии или удаления эпифиза (шишковидной железы): оказывается, что часть нашего мозга представляет собой своеобразный «мозг в мозге».
Но настоящий шок случился тогда, когда экспериментально было доказано, что разрыв связей между левым и правым полушарием мозга практически никак не влияет на умственные и функциональные способности человека, а при случае этот метод может даже излечивать эпилепсию. Никто до сих пор не сумел найти вразумительного объяснения этому явлению.
Нейрофизиологи Роджер Сперри и Майкл Гаццанига изучали реакцию людей, у которых когда-либо для лечения эпилепсии была искусственно нарушена связь между полушариями мозга. Эти исследования натолкнули их на мысль отдельно изучить реакции каждого полушария на восприятие зрительных образов. Они использовали тот факт, что нервные волокна, проводящие сигналы от глаз к мозгу, устроены таким образом, что сигнал от правого глаза идёт к левому полушарию, а от левого глаза – к правому полушарию мозга.
Людям, с которыми проводился эксперимент, демонстрировали образы на экране: сначала с левой стороны, затем с правой. В какой-то момент вместо кадра с изображением появлялась картинка-надпись: «Кто ты?» Правая половина реагировала: «Петер Самсон». Левая, когда надпись показывали с правой стороны, это подтверждала. Следующий вопрос «звучал» так: «Кем хотел бы быть?» Правое полушарие формулировало ответ: «автогонщиком». А левое отвечало: «чертёжником».
Учёные были ошеломлены. Дальнейшие исследования показали, что, вне всякого сомнения, каждое из полушарий представляет собой отдельную личность. Эта личность имеет собственные мечты, воспоминания, знания и эмоции. И выходит, целостное функционирование человеческого мозга складывается из двух отдельных равноправных «миров» - то есть так, как, возможно, происходит и во Вселенной…
Ещё одна загадка человеческого мозга связана с возможностью внерационального познания – так называемой интуиции. «Интуиция подсказывала мне, что надо было поступить так-то и так-то, однако что-то меня удерживало». Практически каждому из нас приходилось слышать такие слова: человек в очередной раз не послушался интуиции, доверился лукавому голосу разума, и в очередной раз попал впросак…
Что же такое интуиция? Этот таинственный внутренний голос постоянно вмешивается в наши поступки. Голос подсказывает: поступи так, это будет наилучший вариант. Голос шепчет: доверься этому человеку. Или наоборот, голос предупреждает: будь осторожен!
Интуитивное познание не имеет ничего общего с законами логики. Логическое мышление основано на сборе информации, анализе фактов, установлении причинно-следственной связи между ними и формулировании выводов. Интуиция же подсказывает готовый ответ, появляющийся как бы «неизвестно откуда».
Первая мысль – сама правильная». Это положение давно стало неприкасаемой народной мудростью, вошедшей в поговорки и пословицы. Эта «самая правильная первая мысль» на самом деле – проблеск интуиции, указывающей первое направление».
То, что народ давно усвоил эмпирическим путём и принял, что называется, на вооружение, в последнее время начинает подтверждаться научными экспериментами. Установлено, что люди, обладающие развитой интуицией, способны быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях и мгновенно принимать безошибочные решения. В некоторых экспериментах группам испытуемых предлагали выполнить самые различные задания – с числами, словами, картинками, - каждое из которых содержало какой-то пробел в информации. Испытуемым надо было «восстановить» этот пробел. Результаты показали, что те, кто шёл «логическим» путём, неизменно терпели крах. И только не многие приходили к правильному результату с помощью интуиции.
Учёные связывают интуитивное мышление с работой правого полушария мозга. Это должно указывать на то, что левши должны иметь лучше развитую интуицию. В многочисленных текстах на интуицию левши всегда показывают лучшие результаты, чем «правостороннее» большинство. Ещё до недавнего времени «левшизм» считался дефектом, который пытались исправить с помощью медицины. А детей – юных левшей – всерьёз «воспитывали» в «правосторонних» традициях. Родители переживали, что у них растут «дефективные» дети. Между тем великий Леонардо да Винчи был левшой и это не помешало ему написать «Джоконду» и другие шедевры. И всё же мы живём в цивилизации «правосторонней».
2)Способности головного мозга:
Пожалуй, одной из самых больших загадок природы является человеческий мозг. До сих пор о работе мозга известно далеко не всё. Но одно всё-таки удалось выяснить точно: человек использует лишь незначительную часть своих потенциальных интеллектуальных возможностей – по разным данным, от 5 до 10%. Ярким примером сверх возможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счёт – почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Например, Альберто Кото Гарсия один из самых известных и живущих людей-счётчиков. В 2011 году он установил новый мировой рекорд по вычислениям в уме, решив сразу четыре сложнейших математических задач за 2 минуты 57 секунд.
Что же мешает мозгу работать в полную силу? По мнению ряда учёных, природа, наделив человека интеллектом, предусмотрела и защитные механизмы, предохраняющие мозг от перегрузки. И хотя ресурсы мозга позволяют запомнить за всю жизнь порядка 10 миллиардов бит (единица измерения информации в двоичной системе счисления) информации, этого не происходит. Мозг работает по принципу минимальной затраты энергии – ровно настолько, насколько требуется. Всегда ли это хорошо? Ответ не однозначен.
Мозг человека, как и его тело, нуждается в постоянной тренировке, с детства и до глубокой старости. Активный ум влияет даже на состояние здоровья, позволяя человеку долго чувствовать себя молодым и выглядеть моложе своих лет.
Границ для человеческих возможностей просто не существует. Но, вот как мы их используем и используем ли вообще, как раз зависит от работы нашего мозга. К тому же, как показывают последние медицинские исследования, основанные на многочисленных десятилетних экспериментах и в которых принимали участие более 7000 добровольцев, наш мозг начинает стареть уже после 45 лет. Так что, нужно пытаться до этого времени использовать его по максимуму.
Причём, в ходе экспериментов, проявилась интересная тенденция, мужчины свой интеллектуальный потенциал теряют быстрее, чем женщины. По мнению учёных необходимо постоянно и максимально задействовать свой умственный потенциал. У любознательной личности, имеющий массу увлечений, значительнее повышаются возможности мозга, к тому же, открываются совершенно неизведанные способности.
По этому нужно задействовать работу мозга по максимуму, изучая что-то надо расходовать как можно больше способностей и возможностей мозга.
Глава 3.
1) Зарядка для мозга:
Ранее было отмечено, что повреждённые клетки мозга не восстанавливаются, но наука не стоит на месте, и сегодня уже известно, что регулярные умственные нагрузки способны восстановить клетки головного мозга и укрепить связь между ними, которой свойственно с возрастом ухудшаться.
Лоуренс Катц (американский профессор) дал название зарядке для мозга – нейробика. Зарядка – это упражнения активизирующие работу мозга, делающие память острее и даже улучшающие настроение.
Нейробика основывается на принципе, что мозг необходимо постоянно удивлять, заставлять по-разному работать. Выполняя одну и ту же работу каждый день, мы и сами не замечаем, как наша память становится слабее, а внимание снижается.
Упражнения нейробики создают в голове новые ассоциации, действуя на новые участки мозга. Они позволяют увидеть окружающий мир по-другому, по-новому. Нейробикой может заниматься любой человек независимо от пола и возраста. Упражнения нейробики можно делать где угодно, и секрет успеха лишь в регулярности.
Итак, упражнения нейробики:
1) Старайтесь бывать в незнакомых и малознакомых местах (магазины, парки и т.п.).
2) Добираясь до привычных вам мест, придумывайте новые маршруты следования.
3) Бывая, в кафе или ресторане старайтесь заказывать блюда и напитки, которые вы еще не пробовали.
4) Полезно покупать разные флакончики с эфирными маслами, духи, и каждое утро вдыхать новый аромат.
5) По вечерам не включайте свет, передвигаясь по своей квартире по памяти, а некоторые привычные действия совершайте, закрыв глаза.
6) Если вы правша, попробуйте проделывать аналогичные действия левой рукой (чистить зубы, писать, причесываться).
7) Загляните в свой гардероб, и купите вещи, которые в нем не встречаются.
8) Освойте язык жестов и шрифт Брайля (для слепых). Не обязательно изучать все досконально, достаточно выучить наиболее употребляемые формы общения – прощание, приветствие, некоторые вопросы и ответы.
9) Находите новые маршруты, не используйте один и тот же маршрут.
10) Иногда полезно быть самоуверенным – браться за работу, в которой вы чуть разбираетесь. Активизация мозга наступает быстро, как только вы начинаете разбираться в малопонятном для себя деле.
11) Старайтесь отвечать нестандартно даже на привычные вопросы. Придумайте ответ на вопрос «Как дела?» хотя бы с десяток различных вариаций.
12) Читайте новые журналы и газеты, на темы, которыми раньше не интересовались.
13) Телевизор иногда нужно смотреть без звука, а глядя на изображение, попытайтесь угадать и воспроизвести монолог или диалог.
14) Сделайте свои выходные необычными. Если вы привыкли проводить их в городе – отправляйтесь на природу, не любите оперу – послушайте ее, сходите в театр и т.п.
15) Темп жизни, к которому вы привыкли, стоит также изменить. Ускорив темп в два раза по сравнению с обычным, вы потренируете свой мозг. Если же вы привыкли к спешке, попробуйте делать все медленно.
16) Попробуйте придумывать анекдоты и шутки.
17) Знакомьтесь с новыми людьми, если есть возможность попутешествовать – приготовьтесь впитать в себя всю информацию, которая будет доступна для ваших глаз и ушей. Пробуйте говорить на незнакомом языке.
18) Не упускайте возможности заняться новым видом спорта или хобби.
Данные упражнения нейробики лишь немногие из тех, что вы можете регулярно выполнять, поддерживая и развивая свой мозг – для него главное это разнообразие, ищите его везде, но без крайностей. Вы можете придумать свои упражнения, приемлемые для вашего образа жизни. Но не забывайте главный принцип нейробики — удивлять, заставлять клетки мозга работать по новой, необычной для него схеме.
2)8 уникальных людей с необычными способностями:
1. Орландо Серрелл – синдром саванта:
После травм мозга небольшой процент людей может получить необычные способности. Их называют савантами. Как правило, саванты обладают удивительными математическими способностями или, например, могут нарисовать целый город в поразительных деталях.
Так описан случай, произошедший с Орландо Серреллом (OrlandoSerrell), который в 1979 году, будучи в начальной школе получил травму мозга во время бейсбольной игры. В течение последующего года Серрелл начал испытывать головные боли, которые длились по несколько часов.
Однако к концу года он обнаружил у себя удивительные календарные способности, например, называя все понедельники в 1980 году. К тому же он помнил все детали каждого дня, как это происходит при гипертимезии – исключительной автобиографической памяти.
Хотя многие люди могут позавидовать таким способностям, саванты приобретают такие способности благодаря тому, что их мозг воспринимает все буквально и видит детали, на которых мы не обращаем внимание. Вот почему многим из них сложно сдавать экзамены в школе, где задают более широкие вопросы.
2. Тхай Нгок - 40-летняя бессонница:
Вьетнамский крестьянин Тхай Нгок перенес лихорадку в 1973 году, после которой у него развился тяжелый случай бессонницы. Сначала он думал, что этой пройдет через неделю другую, и не придавал этому значение.
Однако спустя 40 лет он все еще не спит, проведя больше 12 000 ночей без сна. Любой другой человек не выжил бы после такой продолжительной бессонницы, но единственной проблемой, обнаруженной у мужчины, были небольшие проблемы с печенью.
Нгок жалуется на небольшую раздражительность из-за отсутствия сна и прибегал ко многим методам лечения, даже пытался утопить проблему в алкоголе, но ничто не сработало.
Одной из причин объясняющей, как вьетнамец мог продержаться так долго без сна, является такое явление, как "микро-сон". Микро-сны возникают, когда мозг устал, и на несколько секунд человек засыпает. Примером такого явления является недолгое засыпание за рулем.
3. Элизабет Сульсер – синестезия:
Многим знакомо необычное явление, называемое "синестезия", когда органы чувств пересекаются. Например, вы можете ощущать вкус вишни, съедая красные конфеты, хотя у них может не быть вкуса. Другие люди могут чувствовать цвета с закрытыми глазами.
Элизабет Сульсер из Швейцарии зрение, слух и вкус смешались, благодаря чему она видит цветные звуковые волны и чувствует вкус музыки.
Сама женщина считала свои способности нормой и думала, что другие люди тоже могут ощущать вкус и видеть музыку и звуки. Сульсер – музыкант и ее способности очень помогают, позволяя ей сочинять симфонии и мелодии из цветов.
Однако у синестезии есть и обратная сторона. Так, например, люди, видящие звуки, постоянно отвлекаются в шумных зонах и часто страдают от головных болей.
4. С.М. – отсутствие страха:
Пациентка, которая известна под псевдонимом С.М. , страдает от неизвестной болезни, из-за которой ее миндалевидное тело – часть мозга, отвечающая за страх, полностью повреждена.
Будучи матерью троих детей, она не чувствует страха, какой бы пугающей не была ситуация. Во время исследования она смотрела самые пугающие фильмы ужасов и прикасалась к языку змеи.
Будучи ребенком, С.М. вспоминает, что боялась темноты, но ко времени, когда она достигла подросткового возраста, ее миндалевидное тело была уже разрушено. Женщина вспоминает случай, когда однажды ночью к ней подбежал мужчина, приставив к горлу нож, а она не испугалась, а лишь спокойно ответила, что ему придется пройти через ее ангела-хранителя.Свое состояние она описывает, как "странное".
5. Тибетские монахи:
В Южной Азии, особенно в Тибете монахи утверждают, что могут регулировать температуру своего тела с помощью древней формы медитации, называемой "туммо". Согласно буддизму, что кроме жизни, которую мы проживаем, существует своего рода другая реальность. Практикуя "туммо", монахи могут попадать в тот иной мир.
Во время практики они генерируют большое количество тепла. Ученые, изучавшие тибетских монахов, с удивлением обнаруживали, что температура их пальцев на ногах и руках повышалась на 8 градусов по Цельсию.
Туммо – не единственная форма медитации практики тибетских монахов. Они также с помощью медитации способны замедлять обмен веществ, который контролирует скорость, с которой организм расщепляет калории.
Люди с низким уровнем обмена веществ быстрее набирают вес, так как их организм не так быстро расщепляет калории. Медитируя, монахи могут снижать уровень обмена веществ на 64 процента, что позволяет им сохранять энергию. Для сравнения у обычных людей обмен веществ снижается на 15 процентов во время сна.
6. Крис Робинсон – сны-предсказания:
Шотландец Крис Робинсон однажды проснулся от очень реалистичного сновидения, в котором он увидел, как в воздухе столкнулись самолеты. С тех пор он стал видеть в своих снах будущее.
Робинсон может проснуться тогда, когда захочет и записать свой сон в журнале. Он даже участвовал в эксперименте в программе "Сверхлюди Стэна Ли", где его попросили предсказать во сне, в какое место его собираются повезти на следующий день. Робинсон записал место, которые видел во сне и положил в конверт. Когда исследователи приехали к нужному месту они открыли конверт и обнаружили, что оно совпадало.
Во время другого эксперимента, его попросили угадать предмет в коробке, и из 12 раз он угадал 2 раза.
7. Эскил Роннингсбаккен – экстремальное балансирование:
Эскил Роннингсбаккен является одним из самых удивительных экстремалов, который научился искусству балансирования с пяти лет. В 18 лет Роннингсбаккен попал в цирк, где проработал 11 лет.
Сейчас, когда ему чуть больше 30-ти, он рискует жизнью, проезжая на велосипеде вниз головой по канату над каньоном, съезжая на велосипеде задом наперед по одной из самых извилистых дорог в Норвегии, или выполняя стойку на руках на брусе, свисающем с воздушного шара.
Сам Роннингсбаккен признается, что он не бесстрашный, и испытывает тревогу, выполняя некоторые трюки. Он считает, что страх является частью того, что делает нас людьми, и если он когда-то потеряет чувство страха, он перестанет заниматься тем, что он делает.
8. Наталья Демкина – девочка-рентген:
Наталья Демкина – девочка из Саранска в России внезапно в возрасте 10 лет начала видеть людей насквозь. С юных лет она принимала людей, которые приходили к ней за помощью, чтобы она заглянула внутрь и рассказала об их болезнях.
Девочка утверждает, что обладает "вторым зрением", которое позволяет ей видеть внутренние органы человека. Некоторые из ее диагнозов были точнее, чем у врачей. В 2004 году ее пригласили английские СМИ для участия в эксперименте, где она смогла продемонстрировать свои способности, описав все травмы, полученные женщиной в автокатастрофе.
Также она приняла участие в передаче, организованной Discovery Channel, где ей представили 6 пациентов с разными нарушениями, из которых она четверым правильно поставила диагноз. В 2004 году Наталья окончила школу и поступила в Московский государственный медико-стоматологический университет.
Вывод:
Из информации, изложенной, в моей работе следует, что способности головного мозга действительно гораздо более обширные и глубокие, чем мы привыкли считать. И изучение феноменов головного мозга пока не сильно развито, и находится лишь на старте. Но мы уже на начале длинного пути, в финале которого человек, возможно, сможет эволюционировать в ещё более совершенное существо. Много органов в нашем теле являются жизненно важными, т.е. мы не смогли бы жить без них, но самая важная и сложная часть – это головной мозг. Головной мозг – это командный центр тела; всё, что мы делаем – едим, разговариваем, ходим, думаем, помним, спим – всё это регулирует и всем этим управляет мозг.
Паспорт проекта
· Автор проекта: Савицкая Мария
· Научный руководитель проекта: Миронова Наталья Владимировна
· Тема проекта: «Скрытые способности человеческого мозга»
· Тип проекта: исследовательский
· Продолжительность выполнения: 2 месяца
Цель проекта: выяснить какие скрытые способности есть у человеческого мозга
Задачи проекта:
· Найти нужную литературу по данной теме
· Выяснить какие способности у головного мозга человека существуют
· Сделать вывод
Список используемой литературы:
· http://golmozg.ru/interesno/sposobnosti-mozga-cheljveka-interesnye-fakty-i-sverxvozmozhnosti.html
· http://www.infoniac.ru/news/10-unikal-nyh-iyudei-s-neobychnymi-sposobnostyami.html
· http://www.factruz.ru/brain_human/mistery_brain/html
· http://www.happymozg.ru/o-mozge/interesnye-fakty/fakty-i-mify-o-mozge-cheloveka/
· https://nebolet.com/zdorovyi-obraz-zhizni/kak-raskryt-vozmozhnosti-svoego-mozga.html
· http://azbyka.ru/zdorovie/nejrobika-zaryadka-dlya-mozga
· Джуди Галенс, Нэнси Пир «Книга ответов для почемучки»
· Стив Паркер, Филип Стил, Джейн Уокер «Детская энциклопедия о. А до Я»
Отчёт по проекту
1. Автор проекта Савицкая Мария ученица 9в класса «МБОУ ОСОШ
№ 2»
2. Научный руководитель проекта: Миронова Наталья Владимировна
3. Тема проекта: «Скрытые способности человеческого мозга»
4. В этой теме я хотела узнать, какие скрытые способности у человеческого мозга существуют.
5. Цель проекта: выяснить, какие скрытые способности мозга существуют
6. Я считаю, что цель проекта достигнута
7. Мне кажется, что в проекте получилось всё без исключения
8. Если бы я начала работу с начала я бы ничего не меняла
9. Свой личный вклад в работу я оцениваю на «4»
10. Работа над проектом показала мне что, у человеческого мозга есть скрытые способности, которыми он не пользуется