Лекция 2. Тема. Формирование эволюционной идеи ( додарвиновский период)
Тема. Формирование эволюционной идеи ( додарвиновский период)
1.Элементы эволюционизма в античный период
2.Развитие науки и культуры в средневековье
Первые проблески эволюционной мысли зарождаются в недрах диалектической натурфилософии античного времени, рассматривавшей мир в бесконечном движении, постоянном самообно лении на основе всеобщей связи и взаимодействия явлений и борьбы противоположностей.
Первые философские школы возникли в крупных городах — Эфесе и Милете на побережье Малой Азии.
Выразителем стихийного диалектического взгляда на природу был Гераклит, эфесский мыслитель (около 530—470 гг. до н. э.). Его высказывания о том, что в природе все течет, все изменяется в результате взаимопревращений первоэлементов космоса — огня, воды, воздуха, земли, содержали в зародыше идею всеобщего, не имеющего начала и конца развития материи.
Крупнейшие представители ионийской школы философов — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен пропагандировали идею естественного происхождения мира.
Фалес из Милета считал, что все возникло из первичного материала — воды в ходе естественного развития. Анаксимандр исходил из того, что жизнь возникла из воды и земли под действием тепла. Согласно Анаксимену, основным элементом является воздух, способный разрежаться и уплотняться, и этими процессами Анаксимен объяснял причину различий веществ. Он утверждал, что человек и животное произошли из земной слизи.
Представителями механистического материализма были философы более позднего периода (около 460—370 гг. до н. э.). По Демокриту, например, мир состоял из бесчисленного множества неделимых атомов, расположенных в бесконечном пространстве. Он учил, что атомы находятся в постоянном процессе случайного соединения и разъединения. Они однородны по качеству, но различны по величине, массе и форме. Исходя из атомистического строения мира, Демокрит пытался объяснить происхождение живых организмов. Так как атомы находятся в случайном движении и различны по величине, массе и форме, то тела, появившиеся вследствие скопления атомов, могут быть также различными. Более легкие из них поднялись вверх и образовали огонь и небо, более тяжелые, опустившись, образовали воду и землю. в которых и зародились различные живые существа: рыбы, наземные животные, птицы.
Механизм происхождения живых существ первым пытался истолковать древнегреческий философ Эмпедокл (490—430 гг. до н. а.). Развивая мысль Гераклита о первичных элементах, он утверждал, что их смешение создает множество комбинаций, одни из которых — наименее удачные — разрушаются, а другие— гармонирующие сочетания — сохраняются. Комбинации этих элементов и создают отдельные органы животных. Соединение органов друг с другом порождает целостные организмы. Так, в представлении Эмпедокла вначале появились отдельные части быка (голова, туловище, ноги), а затем они соединились в живой организм. Примечательной в таких «научных» рассуждениях была мысль о•том, что сохранились в природе только жизнеспособные варианты из множества неудачных комбинаций.
Зарождение биологии как науки связано с деятельностью
великого мыслителя из Греции Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В своих капитальных трудах он изложил принципы классификации животных, провел сравнение различных животных по их строению, заложил основы античной эмбриологии.
Классификацию организмов Аристотель строил на основе сравнительно-морфологических и физиологических исследований (сочинение «История животных»). При этом он руководствовался не одним, а многими признаками, приближаясь в известной мере к созданию естественной системы. Разделив животных на две большие группы: «животных с кровью» и «животных без крови» (в современном делении позвоночные и беспозвоночные), он далее расчленил эти группы на более мелкие таксоны, впервые по существу предложил понятия рода и вида. Разработанный Аристотелем метод классификации позволил ему описать около 500 видов животных.В работе «Q частях_жшютних» проводится мысль о взаимосвязи (корреляции) органов, о том, что изменение одного органа влечет за собой изменение другого, связанного с ним функциональными отношениями. В этой же работе Аристотель развивал идею о ступенчатом расположении материальных объектов как общем законе природы. Низшие ступени занимают минералы, затем следуют растения, далее «зоофиты» (животно-растения), низшие животные, высшие животные и человек. Идея последовательности ступеней, отражающая разные уровни организации творений природы, позднее легла в основу так называемой «лестницы существ». В представлении Аристотеля ступени этой «лестницы» не связаны между собой каким-либо родством.
В труде «Возникновение животных» Аристотель разработал сравнительно анатомический метод и применил его в эмбриологических исследованиях. Он обратил внимание на то, что у разных организмов эмбриогенез (развитие эмбриона) проходит через последовательный ряд стадий: вначале закладываются наиболее общие признаки, затем видовые и, наконец, индивидуальные. На каждой стадии он наблюдал образование качественно новых особенностей организации. Обнаружив большое сходство начальных стадий в эмбриогенезе представителей разных групп животных, Аристотель пришел к мысли о возможности единства их происхождения. Этим выводом Аристотель предвосхитил идеи Зародышевого сходства и эпигенеза (эмбриональных новообразований), выдвинутые и экспериментально обоснованные в середине XVIII в.
Таким образом, все три фундаментальные работы Аристотеля содержали положения, которые получили затем развитие в ходе формирования эволюционной идеи.
Литература
1.Георгиевский Дарвинизм. Изд «Высшая школа» М.,
2.Правдин Ф.Н.. Дарвинизм. Изд. «Просвещение». М., 1960 С.11-17