Существительные нарицательные и собственные
Упражнение 6
Объясните, почему названия месяцев: январь, февраль, март и т. д. — не имена собственные.
Упражнение 7
У Марса две луны — Фобос и Демос. У Земли один спутник — Луна.
Объясните, почему в этих предложениях слово луна пишется то с маленькой (строчной), то с большой (прописной) буквы.
Упражнение 8
Прочитайте текст.
Старый Еж
В лесах Кавказа
Как-то встретил Дикобраза.—
— Ну и ну!—
Воскликнул Еж.—
На кого же ты похож!
(Б. Заходер)
Почему здесь имена зверей написаны с прописной буквы? Почему в баснях обычно пишут имена зверей (персонажей басни) с прописной буквы?
4 Существительные одушевлённые и неодушевлённые
Упражнение 9
— Существительное трава — одушевленное или нет? — спросил учитель.
Этого узнать нельзя, — сказал ученик. — Какое существительное, одушевленное или нет, мы определяем по его совпадению с другой формой. А здесь форма винительного падежа не совпадает ни с какой другой: траву.
Прав ученик или нет?
Упражнение 10
Прилагательные, согласуясь с существительным в винительном падеже, также отражают разделение существительных на одушевленные и неодушевленные: встретил старого друга — увидел старый клен. Есть ли такое различие в согласовании прилагательных, если они относятся к существительным женского рода единственного числа? Проверьте.
Докажите на примерах, что во множественном числе это различие отражено в прилагательных, относящихся к существительному любого рода.
Упражнение 11
Одна из шахматных фигур называется конь. Одушевленное ли это существительное?
Упражнение 12
В каких формах у слов среднего рода выражается грамматическое значение одушевленности-неодушевленности? Понаблюдайте.
1. Он увидел на вечере самых уважаемых лиц этого города.
2. Он изучает насекомых.
3. Экзаменатор попросил студента перечислить млекопитающих, принадлежащих к отряду парнокопытных.
5Категория рода существительных
Упражнение 13
Некоторые существительные 3-го склонения соотносительны с прилагательными.
Внимательно прочитайте предлагаемый список. Какие слова вы можете ошибочно отнести к мужскому роду? Составьте с ними предложение такого типа: прилагательное + существительное 3-го склонения (подлежащее) + глагол в прошедшем времени. Существительное-подлежащее должно быть в единственном числе.
1. Дробь — дробный, скорбь — скорбный, очередь —
очередной, грязь — грязный, гибель — гибельный, печаль — печальный, добродетель — добродетельный, вертикаль — вертикальный, диагональ — диагональный, горизонталь — горизонтальный, спираль — спиральный, параллель — параллельный, рань — ранний, грусть — грустный, честь — честный, доблесть — доблестный, горесть — горестный, прелесть — прелестный, муть — мутный, роскошь — роскошный, ложь — ложный, мощь — мощный.
2. Гладь — гладок, гладкий; даль — далек, далекий; мель —
мелок, мелкий; топь — топок, топкий; ширь — широк, широкий; высь — высок, высокий.
3. Новь — новый, голь — голый, гниль — гнилой, рвань — рваный, зелень — зеленый, синь — синий, глушь — глухой, тишь — тихий, сушь — сухой, горечь — горький, дичь — дикий, мелочь — мелкий.
Упражнение 14
Некоторые существительные 3-го склонения соотносительны с глаголами.
Проверьте себя, все ли существительные в предлагаемом перечне вы хорошо знаете как существительные 3-го склонения. С теми, которые могут у вас вызвать сомнение, составьте предложения такого же типа, как в предыдущих упражнениях.
Прорубь — прорубить, рябь — рябить, дурь — дурить, мысль — мыслить, лень — лениться, казнь — казнить, месть — мстить, лесть — льстить, брань — бранить, запись — записать, подпись — подписать, смесь — смешать, связь — связать, резь — резать, мазь — мазать, хворь — хворать, обувь — обувать, дрожь — дрожать, сыпь— (вы)сыпать, насыпь — насыпать, накипь — накипать, россыпь — рассыпать, вонь — вонять, боль — болеть, гарь — гореть; печь — печь, пекут; течь — течь, текут; помощь — помочь, помогут.
Упражнение 15
Ниже дан список существительных 3-го склонения, разбитый на тематические группы. Проверьте себя, все ли эти существительные вы безошибочно относите к женскому роду. С теми существительными, которые могут вызвать затруднение в речи, составьте такие предложения, в которых обнаруживалось бы, что они женского рода.
1. Мать, дочь, р ожь, морковь, сирень, ветвь, гроздь, завязь, заросль, водоросль, озимь, мякоть, плесень, слизь.
2. Теплынь, осень, изморозь, оттепель, тень, ночь, метель, лазурь, степь.
3. Ртуть, сталь, жесть, щелочь, известь.
4. Верфь, гавань, пристань, отмель, насыпь, магистраль, площадь.
5. Вещь, тетрадь, медаль, колыбель, гармонь, гантель, бандероль, дверь, трость, педаль, карусель, акварель, тушь, копоть, кисть, печать, ось, сеть, плеть, цепь, жердь, упряжь, щель, фасоль, вермишель, соль.
6. Ткань, бязь, скатерть, шинель, постель.
7. Картечь, шрапнель, мишень.
8. Жизнь, приязнь, болезнь, боязнь, смерть, речь, ругань, дань, роль, гастроль, дуэль, повесть, очередь, участь, прихоть, любовь.
9. Совесть, спесь, власть, мораль, явь, сласть, весть, часть, тяжесть, фальшь, степень, модель, деталь.
Упражнение 16
Все существительные с суффиксом -остьженского рода. (Слово гость не входит в их число, потому что у него нет суффикса -ость)Вспомните несколько таких слов и составьте с ними предложения так, чтобы видно было, что это слова женского рода.