Организация стоматологического кабинета

СИЛЛАБУС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОПЕДЕВТИКА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ»

Объем учебных часов (кредитов) –405 часов (9 кредитов).

Лекции –15 часов

Практические занятия –120 часов.

СРСП – 135 часа

СРС -135 часов.

Курс- 4

Семестр –YII - YIII

Форма контроля:экзамен

Алматы, 2013

Силлабус составили: к.м.н. доц. Баскакова И.В., к.м.н. доц. Сагатбаева А.Д.

Обсужден на заседании модуля пропедевтики терапевтической стоматологии

Протокол №_____ от «____»________________ 2013 г.

Руководитель модуля пропедевтики терапевтической стоматологии

Д.м.н. профессор_________________Баяхметова А.А.

1. Общие сведения:

1.1 Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет имени

С.Д. Асфендиярова.

1.2 Модульпропедевтики терапевтической стоматологии

1.3 Дисциплина, код дисциплины– Пропедевтика терапевтической стоматологии, ПДО 01

1.4 Специальность - 051302 «Стоматология».

1.5 Объем учебных часов – 405 часов.

1.6 Курс и семестр изучения - 4 курс, 7-8 семестры.

1.7 Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Должность Ученая степень Язык преподавания Каб. Электронный адрес
1. Баяхметова Алия Алдашевна Руководи-тель модуля, профессор Доктор медицин-ских наук Русский [email protected]
2. Кунанбаева Тамара Сулейменовна Доцент Кандидат медицин-ских наук Русский, Казахский [email protected]
3. Баскакова Ирина Валентиновна Доцент   Кандидат медиц-инских наук Русский [email protected]
4. Сагатбаева Анар Джамбуловна Доцент Кандидат медицинских наук Русский, Казахский [email protected]
5. Смагулова Ельмира Ниязовна Асссистент Кандидат медицинских наук Русский [email protected]
6. Мангытаева Батима Бекдаировна Ассистент - Казахский [email protected]
7. Уразбаева Бахыт Мырзашевна Ассистент - Казахский [email protected]
8. Долгих Валерия Робертовна Стажер-педагог, завуч модуля - Руский [email protected]
9. Жаханова Света Нурсагатовна Стажер-педагог - Казахский [email protected]

1.8 Контактная информация:

Место нахождения модуля г. Алматы, ул. Толе би, 92; учебный корпус №3 КазНМУ, 3 этаж.

Телефон: 292-50-25 (вн. 208)

Электронный адрес модуля: [email protected]

1.9 Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.

1. Обязательное, регулярное посещение лекций и практических занятий.

2. Обязательное выполнение СРС по одной из избранных форм.

3. Активное участие в учебном процессе (подготовка конспекта темы практического занятия, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и заданий в тестовой форме, выполнение практической работы на фантомных блоках, рисование в альбоме, наблюдение за приемом больных, участие в консультациях, прием пациентов).

4. Защита 8 тем СРС по одной из избранных форм в установленное время по тематическому плану (не позднее недели, соответствующей данному разделу).

5. Сдача рубежного контроля на 7, 15, 20, 27, 34, 40занятиях.

6. Наличие у студента индивидуального альбома, рабочей тетради, рецептурной тетради, дневника, фантомного блока, стоматологического наконечника, комплекта боров.

7. Явка на занятие в соответствии с расписанием, без опоздания.

8. Наличие чистого, выглаженного белого халата, колпака и сменной обуви.

9. Уважительное отношение к ППС, вспомогательному персоналу, пациентам и студентам.

10. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием педагога, завуча и руководителя модуля.

11. Экзамен - по расписанию ОПиКУП.

Штрафные санкции:

1) За пропуск каждой лекции (без уважительной причины) – минус 1 балл из итогового рейтинга.

2) За систематические опоздания на теоретическую часть практического занятия более 15 минут – минус 1 балл из теоретического рейтинга.

3) За отсутствие на теоретической части занятия – 0 баллов (за теоретические знания).

4) За отсутствие на практической части занятия (невыполнение заданий) – 0 баллов (за каждое невыполненное задание).

5) За несвоевременную сдачу СРС – минус 1 балл из оценки за СРС за каждый день просрочки.

2. Программа:

2.1 Введение

Пропедевтика терапевтической стоматология - раздел стоматологии, где закладывается начальный фундамент профессиональных навыков, знаний и умений студента, вырабатывается положительная мотивация к обучению по специальности, что является основой успешной деятельности врача-стоматолога.

Дисциплина нацеливает будущих специалистов на вопросы организации и оборудования терапевтического стоматологического кабинета, современные технологии и пломбировочные материалы, используемые в терапевтической стоматологии, в частности при лечении кариеса, некариозных поражений и в эндодонтической практике.

Вопросы пропедевтики терапевтической стоматологии имеют прикладное значение. Перечень разделов тем, составляющих основу типовой программы, имеют как теоретическую, так и практическую направленность.

Структурой программы является последовательное изложение основных понятий и знаний в области пропедевтики терапевтической стоматологии, постоянное совершенствование навыков и умений студентов.

Цель дисциплины

формирование у студентов когнитивных, операциональных, коммуникативных, правовых компетенций, самосовершенствования и саморазвития в области врачебной деонтологии, общих принципов диагностики и семиотики заболеваний органов и тканей полости рта, основ стоматологического материаловедения и эндодонтии.

2.3. Задачи обучения:

1. Сформировать представление о роли пропедевтики терапевтической стоматологии в подготовке врача-стоматолога.

2. Ознакомить с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к стоматологическому терапевтическому кабинету, правилам эксплуатации оборудования и техники безопасности при работе с ним.

3. Демонстрировать приемы работы со стоматологическим и эндодонтическим инструментарием.

4. Дать сравнительную характеристику составу, свойствам пломбировочных материалов, ознакомить с показаниями к их применению, технологией работы.

5. Ознакомить с основами врачебной деонтологии, этики, семиологии, диагностики заболеваний твердых тканей зуба.

6. Ознакомить с основными и дополнительными методами обследования стоматологического больного.

7. Демонстрировать основные профессиональные мануальные навыки врача-стоматолога (на фантоме).

2.4 Конечные результаты обучения:

Формирование когнитивного компонента (знаний) по:

- задачам пропедевтики терапевтической стоматологии;

- правилам этики и деонтологии, правовые нормы взаимоотношений «врач больной»;

- основам организации стоматологической помощи, обязанностям врача, медицинской сестры, ассистента-стоматолога, санитарки лечебного стоматологического кабинета;

- оборудованию и оснащению терапевтического стоматологического кабинета, стоматологическому инструментарию для обследования, лечения и пломбирования зубов, правилам хранения, ухода и стерилизации стоматологических инструментов;

- технике безопасности при работе со стоматологическим оборудованием;

- гистологическому строению слизистой оболочки рта, твердых тканей зуба, пульпы и периодонта;

- анатомии зубов, признакам принадлежности и различия зубов;

- технике проведения аппликационной и иньекционной анестезии;

- классификации кариозных полостей по Блэку, принципам, этапам и технике препарирования кариозных полостей в зависимости от класса;

- зонам повышенной чувствительности твердых тканей зуба, оптимальные условия при препарировании для снижения болевой чувствительности;

- методам обезболивания в клинике терапевтической стоматологии;

- понятию о пульпите и периодонтите;

- топографии полостей зубов и корневых каналов;

- методике вскрытия, способам подхода и раскрытия полости зуба, понятию о первичном эндодонтическом доступе;

- средствам для девитализации пульпы, методике наложения девитализирующей пасты;

- эндодонтическому инструментарию;

- этапам эндодонтического лечения пульпита и периодонтита;

- методам обработки корневых каналов (инструментальные, медикаментозные, химические, физические, физико-химические);

- классификации пломбировочных материалов;

- составу, свойствам, показаниям к применению, методике приготовления и пломбирования временными пломбировочными материалами;

- составу, свойствам, показаниям к применению, методику наложения лечебных прокладок (кальций – содержащих, эвгенол-содержащих, комбинированных);

- составу, свойствам, показаниям к применению, методике приготовления и пломбирования цинк-фосфатными и стеклоиономерными цементами;

- составу, свойствам, назначению и показаниям к применению адгезивных систем композиционнных пломбировоных материалов;

- этапам пломбирования кариозных полостей самоотверждаемыми и светоотверждаемыми композитами;

- значению контактного пункта и методике его восстановления;

- методике отделки пломб;

- методике восстановления коронок зубов и использованию колпачков, вкладок, парапульпарных штифтов;

- видам, составу, свойствам пломбировочных материалов для временной и постоянной обтурации корневых каналов, требованиям, предъявляемые к ним;

- методике временной и постоянной обтурации корневых каналов;

- видам и свойствам штифтов из разных материалов;

- методике обтурации, преимуществам и недостаткам пломбирования каналов гуттаперчевыми штифтами (методы одиночного конуса, латеральной и вертикальной конденсации, пломбированию корневого канала с применением систем «Термафил» и «Квик-фил»);

- методике обтурации, преимущества и недостатки пломбирования каналов стекловолоконными и металлическими штифтами;

- правилам ведения медицинской документации;

- системам записи зубной формулы;

- видам зубных отложений;

- составу, причинам образования, роли мягких и минерализованных зубных отложений, способам их удаления;

- классификации кариеса;

- патологической гистологии кариеса;

- теориям возникновения, современной концепции этиологии и патогенеза кариеса зубов;

- показателям распространенности и интенсивности кариеса;

- клинике, диагностике, дифференциальной диагностике начального кариеса;

- сущности реминерализующей терапии, лекарственным препаратам, методике проведения;

- клинике, диагностике, дифференциальной диагностике и лечению поверхностного, среднего и глубокого кариеса;

- ошибкам и осложнениям при диагностике и лечении кариеса, их профилактике и устранению;

- общему лечению кариеса, показаниям, лекарственным препаратам;

- методам профилактики кариеса;

- средствам гигиены полости рта и их характеристике;

- методику определение гигиенических индексов;

- систематике заболеваний некариозного происхождения;

- клиническим проявлениям, дифференциальной диагностике и лечению некариозных поражений, возникающих до и после прорезывания зубов.

Формирование операциональных навыков:

- организации рабочего места;

- изпользования стоматологической установки, наконечников, инструментов для обследования, лечения и пломбирования зубов;

- правильной посадки больного в кресло;

- обработки рук для приема больного;

- расспроса, осмотра, пальпации, зондирования, перкуссии и интерпретации полученных результатов;

- проведения методов витального окрашивания, реакции на температурные раздражители, трансиилюминации, электроодонтодиагностики и интерпретации полученных результатов;

- интерпретации результата рентгенологического исследования;

- проведения аппликационной и иньекционной анестезии;

- препарирования кариозной полости;

- медикаментозной обработки кариозной полости;

- замешивания пломбировочных материалов типа «порошок-жидкость» и паста-паста»;

- наложения лечебной прокладки;

- наложения временной пломбы;

- наложения изолирующей прокладки из цинк – фосфатного и стеклоиономерного цементов;

- наложения постоянной пломбы из самоотвердждаемого композитного материала, проведения отделки пломбы;

- наложения постоянной пломбы из светоотверждаемого композита, проведения отделки пломбы;

- наложения постоянной пломбы из металлсодержащего материала, проведения отделки пломбы;

- восстановления контактного пункта различными пломбировочными материалами;

- удаления временной и постоянной пломбы;

- вскрытия рога пульпы и наложения девитализирующей пасты;

- раскрытия полости зуба, формирования первичного эндодонтического доступа;

- расширения устья корневого канала;

- ампутации, экстирпации пульпы, эвакуации распада пульпы из корневого канала;

- инструментальной, химической и медикаментозной обработки корневого канала;

- обтурации корневого канала;

Формирование коммуникативных навыков:

- налаживания первоначального контакта и дальнейшего установления долговременных отношений для эффективного процесса лечения;

▪формирования оптимального психоэмоциональ-ного контакта с пациентами посредством вербальной и невербальной коммуникации;

▪снятия психоэмоциональ-ного напряжения и тревожности в ходе ведения расспроса, клинического обследования и лечения;

▪выражения поддержки и готовности к совместному взаимодействию в ходе проведения лечения;

▪убеждающей речи в условиях оказания неотложной медицинской помощи;

▪прогнозирования;

▪безоценочного отношения к проблемным пациентам;

▪комментирования своих действий;

▪поиска причин дискомфорта у пациента;

▪поиска аргумента в пользу своей позиции;

▪использования собственных эмпатийных возможностей в понимании эмоционального состояния пациента;

▪формирования способов убеждения;

▪соблюдения интонации в процессе коммуникации;

▪ ведения групповой дискуссии;

▪ умения работать в интенсивном режиме;

▪взаимоотношений с пациентами в ургентных ситуациях и при обсуждении чувствительных тем;

▪управления конфликтами (работы с возражениями);

▪принятия решений и анализа последствий этих решений;

▪ освоения основных моделей взаимоотношений при работе в команде;

▪совместного решения проблемы;

▪делового общения;

▪краткого иправильного информирования (инструктирования) пациента в доступной форме при /после проведения процедуры.

Формирование правовой компетенции по:

▪принципам государственного контроля и надзора в области здравоохранения;

▪ методам обеспечения конфиденциальности информации.

▪ санитарно-гигиеническим требованиям к организации работы терапевтического стоматологического кабинета;

▪ режимам предстерилизационной обработки и стерилизации стоматологического инструментария, оборудования;

▪правилам техники безопасности при работе с аппаратурой;

▪ правилам хранения лекарственных средств;

▪ нормативным правовым и регулирующим документам, регламентирующим деятельность врача-стоматолога –терапевта, среднего и младшего медицинского персонала терапевтического стоматологического отделения (кабинета);

▪ правам, должностным обязанностям и гарантиям их обеспечения;

▪ использованию на практике правовых основ регулирования терапевтической стоматологической деятельности;

▪ ведению учетно-отчетной медицинской документации;

▪ правилам получения информированного согласия пациента на диагностические и лечебные манипуляции;

▪ соблюдению правил врачебной этики и деонтологии;

▪ соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией;

▪ умению использовать юридические механизмы в отношении с пациентами, коллегами при осуществлении профессиональной деятельности;

▪ выбору путей решения индивидуальных, коллегиальных, коллективных, бригадных, административных и социальных проблем;

▪ критическому анализу вменяемых и не вменяемых в вину врачебных ошибок, поиску путей их профилактики и устранения;

▪ планированию и организации социально-правовой деятельности.

Формирование навыков самосовершенствования и развития, в том числе по:

- работе с литературой, источниками Internet, электронными базами данных, компьютерными обучающими программами.

2.5 Пререквизиты дисциплины физика, химия,анатомия головы и шеи, гистология с эмбриологией и цитологией, нормальная физиология, фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология, микробиология.

2.5 Постреквизиты дисциплины: терапевтическая стоматология, стоматология детского возраста, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология.

2.6 Краткое содержание дисциплины:

Введение в специальность.

Исторические этапы развития стоматологии. История стоматологии в Казахстане. Терапевтическая стоматология как основная дисциплина. Задачи терапевтической стоматологии, ее место в медицинском образовании. Связь терапевтической стоматологии с другими медицинскими дисциплинами. Достижения современной терапевтической стоматологии. Вклад отечественных ученых в развитие терапевтической стоматологии в Республике Казахстан.

Организация стоматологического кабинета.

Площадь кабинета, его оснащение, оборудование, аппаратура, виды бормашин (электрическая, турбинная, универсальные стоматологические установки). Инструменты для обследования зубов и полости рта, препарирования и пломбирования кариозных полостей и корневых каналов, удаления отложений на зубах. Уход за инструментами. Ознакомление с мелким ремонтом. Принципы асептики и антисептики. Виды стерилизации. Обязанности врача, ассистента стоматолога, медицинского персонала. Техника безопасности при работе в лечебном стоматологическом кабинете.

Наши рекомендации