Организация стоматологического кабинета
СИЛЛАБУС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОПЕДЕВТИКА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ»
Объем учебных часов (кредитов) –405 часов (9 кредитов).
Лекции –15 часов
Практические занятия –120 часов.
СРСП – 135 часа
СРС -135 часов.
Курс- 4
Семестр –YII - YIII
Форма контроля:экзамен
Алматы, 2013
Силлабус составили: к.м.н. доц. Баскакова И.В., к.м.н. доц. Сагатбаева А.Д.
Обсужден на заседании модуля пропедевтики терапевтической стоматологии
Протокол №_____ от «____»________________ 2013 г.
Руководитель модуля пропедевтики терапевтической стоматологии
Д.м.н. профессор_________________Баяхметова А.А.
1. Общие сведения:
1.1 Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет имени
С.Д. Асфендиярова.
1.2 Модульпропедевтики терапевтической стоматологии
1.3 Дисциплина, код дисциплины– Пропедевтика терапевтической стоматологии, ПДО 01
1.4 Специальность - 051302 «Стоматология».
1.5 Объем учебных часов – 405 часов.
1.6 Курс и семестр изучения - 4 курс, 7-8 семестры.
1.7 Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Должность | Ученая степень | Язык преподавания | Каб. | Электронный адрес |
1. | Баяхметова Алия Алдашевна | Руководи-тель модуля, профессор | Доктор медицин-ских наук | Русский | [email protected] | |
2. | Кунанбаева Тамара Сулейменовна | Доцент | Кандидат медицин-ских наук | Русский, Казахский | [email protected] | |
3. | Баскакова Ирина Валентиновна | Доцент | Кандидат медиц-инских наук | Русский | [email protected] | |
4. | Сагатбаева Анар Джамбуловна | Доцент | Кандидат медицинских наук | Русский, Казахский | [email protected] | |
5. | Смагулова Ельмира Ниязовна | Асссистент | Кандидат медицинских наук | Русский | [email protected] | |
6. | Мангытаева Батима Бекдаировна | Ассистент | - | Казахский | [email protected] | |
7. | Уразбаева Бахыт Мырзашевна | Ассистент | - | Казахский | [email protected] | |
8. | Долгих Валерия Робертовна | Стажер-педагог, завуч модуля | - | Руский | [email protected] | |
9. | Жаханова Света Нурсагатовна | Стажер-педагог | - | Казахский | [email protected] |
1.8 Контактная информация:
Место нахождения модуля г. Алматы, ул. Толе би, 92; учебный корпус №3 КазНМУ, 3 этаж.
Телефон: 292-50-25 (вн. 208)
Электронный адрес модуля: [email protected]
1.9 Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.
1. Обязательное, регулярное посещение лекций и практических занятий.
2. Обязательное выполнение СРС по одной из избранных форм.
3. Активное участие в учебном процессе (подготовка конспекта темы практического занятия, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и заданий в тестовой форме, выполнение практической работы на фантомных блоках, рисование в альбоме, наблюдение за приемом больных, участие в консультациях, прием пациентов).
4. Защита 8 тем СРС по одной из избранных форм в установленное время по тематическому плану (не позднее недели, соответствующей данному разделу).
5. Сдача рубежного контроля на 7, 15, 20, 27, 34, 40занятиях.
6. Наличие у студента индивидуального альбома, рабочей тетради, рецептурной тетради, дневника, фантомного блока, стоматологического наконечника, комплекта боров.
7. Явка на занятие в соответствии с расписанием, без опоздания.
8. Наличие чистого, выглаженного белого халата, колпака и сменной обуви.
9. Уважительное отношение к ППС, вспомогательному персоналу, пациентам и студентам.
10. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием педагога, завуча и руководителя модуля.
11. Экзамен - по расписанию ОПиКУП.
Штрафные санкции:
1) За пропуск каждой лекции (без уважительной причины) – минус 1 балл из итогового рейтинга.
2) За систематические опоздания на теоретическую часть практического занятия более 15 минут – минус 1 балл из теоретического рейтинга.
3) За отсутствие на теоретической части занятия – 0 баллов (за теоретические знания).
4) За отсутствие на практической части занятия (невыполнение заданий) – 0 баллов (за каждое невыполненное задание).
5) За несвоевременную сдачу СРС – минус 1 балл из оценки за СРС за каждый день просрочки.
2. Программа:
2.1 Введение
Пропедевтика терапевтической стоматология - раздел стоматологии, где закладывается начальный фундамент профессиональных навыков, знаний и умений студента, вырабатывается положительная мотивация к обучению по специальности, что является основой успешной деятельности врача-стоматолога.
Дисциплина нацеливает будущих специалистов на вопросы организации и оборудования терапевтического стоматологического кабинета, современные технологии и пломбировочные материалы, используемые в терапевтической стоматологии, в частности при лечении кариеса, некариозных поражений и в эндодонтической практике.
Вопросы пропедевтики терапевтической стоматологии имеют прикладное значение. Перечень разделов тем, составляющих основу типовой программы, имеют как теоретическую, так и практическую направленность.
Структурой программы является последовательное изложение основных понятий и знаний в области пропедевтики терапевтической стоматологии, постоянное совершенствование навыков и умений студентов.
Цель дисциплины
формирование у студентов когнитивных, операциональных, коммуникативных, правовых компетенций, самосовершенствования и саморазвития в области врачебной деонтологии, общих принципов диагностики и семиотики заболеваний органов и тканей полости рта, основ стоматологического материаловедения и эндодонтии.
2.3. Задачи обучения:
1. Сформировать представление о роли пропедевтики терапевтической стоматологии в подготовке врача-стоматолога.
2. Ознакомить с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к стоматологическому терапевтическому кабинету, правилам эксплуатации оборудования и техники безопасности при работе с ним.
3. Демонстрировать приемы работы со стоматологическим и эндодонтическим инструментарием.
4. Дать сравнительную характеристику составу, свойствам пломбировочных материалов, ознакомить с показаниями к их применению, технологией работы.
5. Ознакомить с основами врачебной деонтологии, этики, семиологии, диагностики заболеваний твердых тканей зуба.
6. Ознакомить с основными и дополнительными методами обследования стоматологического больного.
7. Демонстрировать основные профессиональные мануальные навыки врача-стоматолога (на фантоме).
2.4 Конечные результаты обучения:
Формирование когнитивного компонента (знаний) по:
- задачам пропедевтики терапевтической стоматологии;
- правилам этики и деонтологии, правовые нормы взаимоотношений «врач больной»;
- основам организации стоматологической помощи, обязанностям врача, медицинской сестры, ассистента-стоматолога, санитарки лечебного стоматологического кабинета;
- оборудованию и оснащению терапевтического стоматологического кабинета, стоматологическому инструментарию для обследования, лечения и пломбирования зубов, правилам хранения, ухода и стерилизации стоматологических инструментов;
- технике безопасности при работе со стоматологическим оборудованием;
- гистологическому строению слизистой оболочки рта, твердых тканей зуба, пульпы и периодонта;
- анатомии зубов, признакам принадлежности и различия зубов;
- технике проведения аппликационной и иньекционной анестезии;
- классификации кариозных полостей по Блэку, принципам, этапам и технике препарирования кариозных полостей в зависимости от класса;
- зонам повышенной чувствительности твердых тканей зуба, оптимальные условия при препарировании для снижения болевой чувствительности;
- методам обезболивания в клинике терапевтической стоматологии;
- понятию о пульпите и периодонтите;
- топографии полостей зубов и корневых каналов;
- методике вскрытия, способам подхода и раскрытия полости зуба, понятию о первичном эндодонтическом доступе;
- средствам для девитализации пульпы, методике наложения девитализирующей пасты;
- эндодонтическому инструментарию;
- этапам эндодонтического лечения пульпита и периодонтита;
- методам обработки корневых каналов (инструментальные, медикаментозные, химические, физические, физико-химические);
- классификации пломбировочных материалов;
- составу, свойствам, показаниям к применению, методике приготовления и пломбирования временными пломбировочными материалами;
- составу, свойствам, показаниям к применению, методику наложения лечебных прокладок (кальций – содержащих, эвгенол-содержащих, комбинированных);
- составу, свойствам, показаниям к применению, методике приготовления и пломбирования цинк-фосфатными и стеклоиономерными цементами;
- составу, свойствам, назначению и показаниям к применению адгезивных систем композиционнных пломбировоных материалов;
- этапам пломбирования кариозных полостей самоотверждаемыми и светоотверждаемыми композитами;
- значению контактного пункта и методике его восстановления;
- методике отделки пломб;
- методике восстановления коронок зубов и использованию колпачков, вкладок, парапульпарных штифтов;
- видам, составу, свойствам пломбировочных материалов для временной и постоянной обтурации корневых каналов, требованиям, предъявляемые к ним;
- методике временной и постоянной обтурации корневых каналов;
- видам и свойствам штифтов из разных материалов;
- методике обтурации, преимуществам и недостаткам пломбирования каналов гуттаперчевыми штифтами (методы одиночного конуса, латеральной и вертикальной конденсации, пломбированию корневого канала с применением систем «Термафил» и «Квик-фил»);
- методике обтурации, преимущества и недостатки пломбирования каналов стекловолоконными и металлическими штифтами;
- правилам ведения медицинской документации;
- системам записи зубной формулы;
- видам зубных отложений;
- составу, причинам образования, роли мягких и минерализованных зубных отложений, способам их удаления;
- классификации кариеса;
- патологической гистологии кариеса;
- теориям возникновения, современной концепции этиологии и патогенеза кариеса зубов;
- показателям распространенности и интенсивности кариеса;
- клинике, диагностике, дифференциальной диагностике начального кариеса;
- сущности реминерализующей терапии, лекарственным препаратам, методике проведения;
- клинике, диагностике, дифференциальной диагностике и лечению поверхностного, среднего и глубокого кариеса;
- ошибкам и осложнениям при диагностике и лечении кариеса, их профилактике и устранению;
- общему лечению кариеса, показаниям, лекарственным препаратам;
- методам профилактики кариеса;
- средствам гигиены полости рта и их характеристике;
- методику определение гигиенических индексов;
- систематике заболеваний некариозного происхождения;
- клиническим проявлениям, дифференциальной диагностике и лечению некариозных поражений, возникающих до и после прорезывания зубов.
Формирование операциональных навыков:
- организации рабочего места;
- изпользования стоматологической установки, наконечников, инструментов для обследования, лечения и пломбирования зубов;
- правильной посадки больного в кресло;
- обработки рук для приема больного;
- расспроса, осмотра, пальпации, зондирования, перкуссии и интерпретации полученных результатов;
- проведения методов витального окрашивания, реакции на температурные раздражители, трансиилюминации, электроодонтодиагностики и интерпретации полученных результатов;
- интерпретации результата рентгенологического исследования;
- проведения аппликационной и иньекционной анестезии;
- препарирования кариозной полости;
- медикаментозной обработки кариозной полости;
- замешивания пломбировочных материалов типа «порошок-жидкость» и паста-паста»;
- наложения лечебной прокладки;
- наложения временной пломбы;
- наложения изолирующей прокладки из цинк – фосфатного и стеклоиономерного цементов;
- наложения постоянной пломбы из самоотвердждаемого композитного материала, проведения отделки пломбы;
- наложения постоянной пломбы из светоотверждаемого композита, проведения отделки пломбы;
- наложения постоянной пломбы из металлсодержащего материала, проведения отделки пломбы;
- восстановления контактного пункта различными пломбировочными материалами;
- удаления временной и постоянной пломбы;
- вскрытия рога пульпы и наложения девитализирующей пасты;
- раскрытия полости зуба, формирования первичного эндодонтического доступа;
- расширения устья корневого канала;
- ампутации, экстирпации пульпы, эвакуации распада пульпы из корневого канала;
- инструментальной, химической и медикаментозной обработки корневого канала;
- обтурации корневого канала;
Формирование коммуникативных навыков:
- налаживания первоначального контакта и дальнейшего установления долговременных отношений для эффективного процесса лечения;
▪формирования оптимального психоэмоциональ-ного контакта с пациентами посредством вербальной и невербальной коммуникации;
▪снятия психоэмоциональ-ного напряжения и тревожности в ходе ведения расспроса, клинического обследования и лечения;
▪выражения поддержки и готовности к совместному взаимодействию в ходе проведения лечения;
▪убеждающей речи в условиях оказания неотложной медицинской помощи;
▪прогнозирования;
▪безоценочного отношения к проблемным пациентам;
▪комментирования своих действий;
▪поиска причин дискомфорта у пациента;
▪поиска аргумента в пользу своей позиции;
▪использования собственных эмпатийных возможностей в понимании эмоционального состояния пациента;
▪формирования способов убеждения;
▪соблюдения интонации в процессе коммуникации;
▪ ведения групповой дискуссии;
▪ умения работать в интенсивном режиме;
▪взаимоотношений с пациентами в ургентных ситуациях и при обсуждении чувствительных тем;
▪управления конфликтами (работы с возражениями);
▪принятия решений и анализа последствий этих решений;
▪ освоения основных моделей взаимоотношений при работе в команде;
▪совместного решения проблемы;
▪делового общения;
▪краткого иправильного информирования (инструктирования) пациента в доступной форме при /после проведения процедуры.
Формирование правовой компетенции по:
▪принципам государственного контроля и надзора в области здравоохранения;
▪ методам обеспечения конфиденциальности информации.
▪ санитарно-гигиеническим требованиям к организации работы терапевтического стоматологического кабинета;
▪ режимам предстерилизационной обработки и стерилизации стоматологического инструментария, оборудования;
▪правилам техники безопасности при работе с аппаратурой;
▪ правилам хранения лекарственных средств;
▪ нормативным правовым и регулирующим документам, регламентирующим деятельность врача-стоматолога –терапевта, среднего и младшего медицинского персонала терапевтического стоматологического отделения (кабинета);
▪ правам, должностным обязанностям и гарантиям их обеспечения;
▪ использованию на практике правовых основ регулирования терапевтической стоматологической деятельности;
▪ ведению учетно-отчетной медицинской документации;
▪ правилам получения информированного согласия пациента на диагностические и лечебные манипуляции;
▪ соблюдению правил врачебной этики и деонтологии;
▪ соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией;
▪ умению использовать юридические механизмы в отношении с пациентами, коллегами при осуществлении профессиональной деятельности;
▪ выбору путей решения индивидуальных, коллегиальных, коллективных, бригадных, административных и социальных проблем;
▪ критическому анализу вменяемых и не вменяемых в вину врачебных ошибок, поиску путей их профилактики и устранения;
▪ планированию и организации социально-правовой деятельности.
Формирование навыков самосовершенствования и развития, в том числе по:
- работе с литературой, источниками Internet, электронными базами данных, компьютерными обучающими программами.
2.5 Пререквизиты дисциплины физика, химия,анатомия головы и шеи, гистология с эмбриологией и цитологией, нормальная физиология, фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология, микробиология.
2.5 Постреквизиты дисциплины: терапевтическая стоматология, стоматология детского возраста, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология.
2.6 Краткое содержание дисциплины:
Введение в специальность.
Исторические этапы развития стоматологии. История стоматологии в Казахстане. Терапевтическая стоматология как основная дисциплина. Задачи терапевтической стоматологии, ее место в медицинском образовании. Связь терапевтической стоматологии с другими медицинскими дисциплинами. Достижения современной терапевтической стоматологии. Вклад отечественных ученых в развитие терапевтической стоматологии в Республике Казахстан.
Организация стоматологического кабинета.
Площадь кабинета, его оснащение, оборудование, аппаратура, виды бормашин (электрическая, турбинная, универсальные стоматологические установки). Инструменты для обследования зубов и полости рта, препарирования и пломбирования кариозных полостей и корневых каналов, удаления отложений на зубах. Уход за инструментами. Ознакомление с мелким ремонтом. Принципы асептики и антисептики. Виды стерилизации. Обязанности врача, ассистента стоматолога, медицинского персонала. Техника безопасности при работе в лечебном стоматологическом кабинете.