Непосредственное исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов происходит на уровне научного познания.

Тесты

Научное исследование начинается

1. с выбора темы

2. с литературного обзора

3. с определения методов исследования

Как соотносятся объект и предмет исследования

1. не связаны друг с другом

2. объект содержит в себе предмет исследования

3. объект входит в состав предмета исследования

Выбор темы исследования определяется

1. актуальностью

2. отражением темы в литературе

3. интересами исследователя

Формулировка цели исследования отвечает на вопрос

1. что исследуется?

2. для чего исследуется?

3. кем исследуется?

Задачи представляют собой этапы работы

1. по достижению поставленной цели

2. дополняющие цель

3. для дальнейших изысканий

Методы исследования бывают

1. теоретические

2. эмпирические

3. конструктивные

Какие из предложенных методов относятся к теоретическим

1. анализ и синтез

2. абстрагирование и конкретизация

3. наблюдение

Наиболее часто встречаются в экономических исследованиях методы

1. факторного анализа

2. анкетирование

3. метод графических изображений

К опубликованным источникам информации относятся

1. книги и брошюры

2. периодические издания (журналы и газеты)

3. диссертации

К неопубликованным источникам информации относятся

1. диссертации и научные отчеты

2. переводы иностранных статей и депонированные рукописи

3. брошюры

Ко вторичным изданиям относятся

1. реферативные журналы

2. библиографические указатели

3. справочники

Депонированные рукописи

1. приравниваются к публикациям, но нигде не опубликованы

2. рассчитаны на узкий круг профессионалов

3. запрещены для публикации

Оперативному поиску научно-технической информации помогают

1. каталоги и картотеки

2. тематические списки литературы

3. милиционеры

Во введении необходимо отразить

1. актуальность темы

2. полученные результаты

3. источники, по которым написана работа

Для научного текста характерна

1. эмоциональная окрашенность

2. логичность, достоверность, объективность

3. четкость формулировок

Стиль научного текста предполагает только

1. прямой порядок слов

2. усиление информационной роли слова к концу предложения

3. выражение личных чувств и использование средств образного письма

Особенности научного текста заключаются

1. в использовании научно-технической терминологии

2. в изложении текста от 1 лица единственного числа

3. в использовании простых предложений

Научный текст необходимо

1. представить в виде разделов, подразделов, пунктов

2. привести без деления одним сплошным текстом

3. составить таким образом, чтобы каждая новая мысль начиналась с абзаца

Составные части научного текста обозначаются

1. арабскими цифрами с точкой

2. без слов «глава», «часть»

3. римскими цифрами

Формулы в тексте

1. выделяются в отдельную строку

2. приводятся в сплошном тексте

3. нумеруются

Выводы содержат

1. только конечные результаты без доказательств

2. результаты с обоснованием и аргументацией

3. кратко повторяют весь ход работы

Список использованной литературы

1. оформляется с новой страницы

2. имеет самостоятельную нумерацию страниц

3. составляется таким образом, что отечественные источники - в начале списка, а иностранные – в конце

В приложениях

1. нумерация страниц сквозная

2. на листе справа сверху напечатано «Приложение»

3. на листе справа напечатано «ПРИЛОЖЕНИЕ»

Таблица

1. может иметь заголовок и номер

2. помещается в тексте сразу после первого упоминания о ней

3. приводится только в приложении

1. Методология науки – это:

а) учение о методах и процедурах научной деятельности

б) система методов и исследовательских процедур

в) теория науки

г) совокупность методик изучения научных дисциплин

2. Научный метод – это:

а) это упорядоченный способ исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине

б) совокупность основных способов получения новых знаний

в) совокупность приемов по получению знания

г) система средств и приемов получения объективного знания о мире

3. Теория – это:

а) интеллектуальное отражение реальности

б) совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности

в) это произвольная совокупность предложений некоторого искусственного языка, характеризующегося точными правилами построения выражений и их понимания.

г) набор объяснительных положений, обладающий прогностической силой

4. Гипотеза может быть понята как:

а) предположение о природе объекта, явления или процесса

б) форма теоретического знания, предсказывающая новые свойства или характеристики объекта, явления или процесса

в) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования

г) теория, не имеющая подтверждения

5. Обоснование актуальности темы исследования предполагает:

а) утверждение о наличие проблемной ситуации в науке

б) указание на большое количество публикаций по данной тематике

в) получение субсидии на проведение исследования

г) доказательство необходимости решения данной проблемы для дальнейшего развития науки

6. Научное исследование начинается:

а) с утверждения темы научным руководителем

б) с постановки проблемы

в) с обзора литературы по теме

г) с выборов теоретико-методологической базы исследования

7. Предмет исследования - это:

а) способ проблематизации объекта

б) совокупность утверждений, сформулированных в результате исследовании

в) принцип, положенный в основание гипотезы

г) базовая идея ученого

8. К прикладным исследованиям относятся те, которые:

а) направленные на решение социально-практических проблем.

б) ориентированные на производство

в) опираются на чувственные данные

г) используют результаты эксперимента

9. Анализ как метод научного исследования предполагает:

а) выявление сущностных характеристик объекта, явления или процесса

б) выявление элементов системы

в) интеллектуальная процедура поиска решения задачи

г) операция мысленного или реального расчленения целого

10. Дедукция – это:

а) метод мышления, при котором общее положение логическим путем выводится из частного

б) метод исследования, при котором частное положение обосновывается более общим

в) способ исследования частного положения логическим путем

г) метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего

11. К иллюстративному материалу при изложении результатов научного исследования не относятся:

а) рисунки и чертежи

б) графики и диаграммы

в) библиографический список

г) бланки сбора первичных данных

12. Выводы научного исследования излагаются в порядке:

а) от частного к общему

б) от общего к частному

в) от конкретного к всеобщему

г) от объективного к субъективному

13. Процедура измерения предполагает:

а) сравнение объектов, явлений и процессов друг с другом

б) приведение объекта, явления или процесса к количественной форме

в) сопоставление объекта, явления или процесса с эталоном

г) подсчет свойств и характеристик объекта, явлении или процесса

1 Область знания, занимающаяся изучением методов познания, называется ...

1) эксперимент;

2) методология;

3) моделирование;

4) математика.

2 К эмпирическим методам научного познания относятся:

1) наблюдение;

2) анализ;

3) индукция;

4) эксперимент.

3 К теоретическим методам научного познания относятся:

1) дедукция;

2) эксперимент;

3) идеализация;

4) формализация.

4 От обычного, обыденного наблюдения эксперимент отличается:

1) активным воздействием исследователя на изучаемое явление;

2) восприятием свойств предметов при помощи органов чувств.

Непосредственное исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов происходит на уровне научного познания.

1) теоретическом;

2) эмпирическом;

3) математическом;

4) историческом.

5 "Две отличные друг от друга точки А и В всегда определяют прямую а", можно сделать вывод "кратчайшей линией между двумя точками является соединяющая эти две точки прямая". Здесь используется:

1) дедуктивный метод;

2) индуктивный метод.

6 В теории познания выделяют следующие уровни:

1) долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования;

2) теоретические и эмпирические исследования.

7 Гипотезу можно считать научной если она удовлетворяет требованиям:

1) релевантности и проверяемости опытным путем;

2) несовместимости с существующими научными знаниями.

8 Для индуктивного метода исследования характерно:

1) движение мысли от общего к частному;

2) движение знания от отдельного, особенного к всеобщему.

9 Метод исследования, предполагающий мысленное соединение составных частей или элементов изучаемого объекта, его изучение как единого целого - это:

1) синтез;

2) анализ;

3) индукция;

4) дедукция.

10 Процедура, устанавливающая тождество (сходство) или различие исследуемых пар объектов, явлений и т.п. - это:

1) обобщение;

2) аналогия;

3) сравнение.

11 Методология экономической науки может быть определена как:

1) учение о методах исследования экономических явлений;

2) совокупность эмпирических методов для исследования экономических процес­сов и явлений.

12 Наблюдение - это:

1) эмпирический метод, в котором можно осуществлять изменения объекта иссле­дования;

2) метод, при котором объект изучают без вмешательства в него.

13 Объектом научного исследования является:

1) структура системы, взаимодействие ее элементов;

2) материальная или идеальная система.

14 Определение численного значения некоторой величины путем сопоставления ее с эталоном - это:

1) измерение;

2) сравнение.

15 Основной целью эксперимента является:

1) проверка теоретических положений (подтверждение рабочей гипотезы);

2) определить количественные соотношения объектов исследования или парамет­ров, путем наблюдения или измерения.

16 Последовательная система действий, операций, применяемая при осуществле­нии чего-либо - это:

1) методология;

2) метод.

17 Правильность научного знания определяется:

1) обязательной проверкой его на практике;

2) простым наблюдением и элементарной логикой.

18 Способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств пред­метов и явлений при помощи органов чувств - это:

1) наблюдение;

2) эксперимент.

19 Структурными компонентами теоретического познания являются:

1) наблюдение и эксперимент;

2) проблема, гипотеза и теория.

20 Сущность формализации состоит в том, что:

1) устанавливаются общие свойства и отношения предметов и явлений, определя­ется общее понятие, в котором отражены существенные признаки предметов и явлений данного класса;

2) основные положения процессов и явлений представляются в виде какого-либо искусственного языка и специальной символики.

21 Эмпирический уровень исследования характеризуется:

1) преобладанием логических методов познания;

2) преобладанием чувственного познания.

22 Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретиче­ском уровне научного познания?

1) описание фактов;

2) проведение наблюдений;

3) накопление экспериментальных данных;

4) выдвижение гипотезы.

Наши рекомендации