Электронные учебные пособия
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1
Тема: Развитие эволюционных взглядов на природу.
Цель: Познакомить с эволюционными взглядами на природу философов древней Греции и Рима.
Задание.
1.Представление о природе в древней Греции и Риме
2. Метафизический период в естествознании. Креационизм и его связь с преформизмом.
3. Первая систематика растений и животных
Методические рекомендации
1.Выписать основные идеи о природе философов Малой Азии (Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
2. Проанализировать идеи о природе представителей механистического направления: Демокрита, Эмпедокла и сравнить с идеями Гераклита.
3 Зарождение биологии как науки, связанное с именем Аристотеля: основные его работы
4.Система природы Линнея, основные принципы построения систематики. 5.Составить сравнительную таблицу, с указанием философов и их идеи о природе.
Лабораторная работа № 2
Тема: Формирование эволюционной идеи (додарвиновский период)
Цель: Выяснить эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка
1.Первая теория эволюции Ламарка.
2.Влияние на организмы внешних условий ( по Ламарку).
3. Учение о градации.
4. Взгляды Ламарка на вид и изменчивость организмов под влиянием внешней среды.
5. Представление Ламарка о наследовании приобретаемых признаков и свойств.
Методические указания.
1. Рассмотреть гербарий стрелолиста, сравнить все имеющиеся листья по их форме, зарисовать.
2.Выяснить причины развития трех различных форм листьев по Ламарку
3.Современное объяснение данного явления.
Вопросы
1.В чем заключаются философские взгляды Ж.Б. Ламарка?
2. Почему Ламарк отрицал вымирание видов.
3.Как представлял Ламарк изменения растений и животных под влиянием условий жизни.
Лабораторная работа 3
Тема:Искусственный отбор.
Цель. Выяснить фактор эволюции культурных форм и биологическую сущность категорий «порода» и «сорт»
1. Изменения животных и растений под влиянием одомашнивания. Доказательства действия искусственного отбора.
2. Анализ пород домашних животных, сортов культурных растений.
Методические рекомендации: Используя наглядные пособия – модели пород свиней и овец, снопики различных сортов пшеницы (Саратовская 42, Саратовская 210) таблицы и учебные картины найти черты сходства и различия между породами (сортами) одного вида. Выяснить, какие признаки у наблюдаемых форм варьируют в большей степени.. Указать, из-за каких свойств человек разводит (выращивает) данную породу (сорт), установить факты соответствия этих свойств интересам человека и найти объяснение этому явлению. Результаты занести в таблицу.
Порода (сорт) | Черты сходства между породами (сорт) одного вида | Черты различия между породами (сорт) одного вида | Значительно варьирующие признаки | Признаки, из-за которых человеком созданы породы или сорт |
Вопросы
1. Условия, благоприятствующие искусственному отбору
2. Каковы движущие силы, результаты и направления эволюции культурных форм.
Лабораторная работа 4