Методика исследования
1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке. Вклад С. Ф. Хатовицкого, Н.
Ф. Филатова, А. А. Киселя, В. И. Молчанова, М. С . Маслова, Г. Н. Сперанского в
ее развитие.
2. Признаки доношенного и недоношенного ребенка. Определение степени зрелости.
Шкала Апгар. Правила кормления, уход за новорожденным.
3. Периоды детского возраста и их характеристика. Внутриутробное развитие плода. Факторы, влияющие на развитие.
4. Общий осмотр здорового ребенка ( взвешивание, измерение ). Оценка ФР, НПР детей разного возраста.
5.Общий вид здорового и больного ребенка: оценка тяжести состояния, положения, сознания ( критерии ). Понятие о токсикозе, его клинические признаки.
6.Критерии здоровья. Группы здоровья, их характеристика.
7.Особенности сбора анамнеза у детей и родителей, их оценка, составление родословной. Факторы риска , угрожающие здоровью ребенка ( генетического, биологического, социального анамнеза ).
8.Определение термина ФР. Показатели ФР обязательные и дополнительные. Признаки, характеризующие биологическую зрелость детей в разном возрасте.
9. Динамика изменений массы, длины тела, окружности груди и окружности головы у детей разного возраста.
10. Техника антропометрии детей разного возраста.
11. Индексы физического развития (индексы Чулицкой, Тура, Эрисмана, Кетле-1, Кетле -2, индекс стении), их клиническое значение.
12. Законы роста, периоды роста. Изменения телосложения в процессе роста.
13. Алгоритм оценки ФР. Способ оценки ФР по центильным таблицам.
14. Основные критерии гармоничного физического развития. Определение темпа ФР.
15. Семиотика изменений массы тела у детей (гипотрофия, паратрофия, ожирение).
16. Семиотика изменений длины тела у детей (нанизм, гигантизм, алиментарный субнанизм). Понятие гипостатуры и гипоплазии.
17. Рост и дифференцировка структур ЦНС после рождения ребенка. Состав ликвора, диагностическое значение его изменения.
18. Развитие статики и моторики в связи с развитием ЦНС у детей. Показатели НПР детей первого года жизни, их динамика.
19. Показатели НПР детей 2- 3 года жизни, их динамика. Оценка НПР детей раннего возраста (группы НПР).
20. Показатели НПР детей старше 3 лет. Оценка НПР детей старше 3 лет.
21. Декретированные сроки оценки ФР и НПР детей разного возраста. Факторы, влияющие на ФР и НПР детей.
22. Особенности кожи, п/к жировой клетчатки у детей первого года жизни. Понятие о нормо- , гипо- и паратрофии, ожирении. Клинический и весовой анализ расстройств питания.
23. Методика исследования кожи, п/ж клетчатки у детей различного возраста ( цвет, влажность , эластичность, толщина подкожной клетчатки , тургор мягких тканей). Понятие о нормотрофии, гипотрофии, паратрофии.
24. Семиотика сыпей у детей при аллергических, инфекционных и неинфекционных заболеваниях.
25. Особенности ухода за кожей в связи с анатомо-физиологическими особенностями кожи детей раннего возраста. . Одежда и купание детей раннего возраста. Изменения кожи при дефектах ухода: потница, опрелости, инфицирование (везикулопустулез, пузырчатка, флегмона ).
26. Клинический и весовой анализ ( по дефициту веса ) степеней гипотрофии и ее наиболее частые причины. Семиотика поражения кожи и п/ж клетчатки (отечный синдром, склерема, склеродема)
27. АФО костно-суставной системы у детей. Особенности фосфорно-кальциевого обмена и его регуляция.
28. Суточная потребность детей различного возраста в Са, Р и вит. Д. Семиотика нарушений костной системы при рахите.
29. Рост и формирование скелета. Сроки закрытия родничков и черепных швов. Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Количество молочных и постоянных зубов. Зубная формула.
30. Методика исследования костно-суставной системы. Семиотика важнейших нарушений костной ткани при рахите. Значение костных деформаций для дальнейшего развития детей. Определение костного возраста на основании рентгенологических данных.
31. АФО, Методика исследования мышечной системы (осмотр, мышечный тонус, движение, мышечная сила). Семиотика мышечной гипо- и гипертонии. Влияние физического воспитания на формирование мышечного тонуса.
32. Методы исследования костно-мышечной системы (лабораторные, инструментальные, рентгенологические).
33. АФО системы дыхания у детей раннего возраста, органогенез бронхиального дерева. Характер дыхательных шумов у детей различного возраста, семиотика их изменений.
34. АФО верхних дыхательных путей и семиотика их поражения.
35. Анатомические особенности строения легких. Возрастные особенности дыхания. Признаки дыхательной недостаточности ( ДН).
36. Этапы дыхания, регуляция ( частота дыхания, строение дыхательного центра, глубина дыхания, минутная легочная вентиляция, ЖЕЛ ). Механизм первого вдоха.
37. Функциональные особенности системы дыхания ( глубина, частота, минутный объем, ЖЕЛ, резерв дыхания ). Методы исследования внешнего дыхания. Данные спирографии, пневмотахометрии.
38. Методика исследования органов дыхания ( анамнез, осмотр, пальпация, сравнительная перкуссия). Семиотика поражения бронхов. Семиотика кашля. Семиотика поражения верхних дыхательных путей ( риниты, ларингиты, понятие о стенозе гортани, круп, его клинические признаки ).
39. Методика исследования органов дыхания ( осмотр, пальпация, частота дыхания, перкуссия, аускультация ). Признаки одышки, виды. Понятие о ДН. Степени ДН.
40. Методика исследования внутригрудных лимфоузлов и семиотика их увеличения (с-м Кораньи, Филатова «чаши» Философова, Аркавина и др.).
41. Методика исследования органов дыхания у детей раннего возраста (осмотр, пальпация, перкуссия ). Подсчет частоты дыхания.
42. Синдромы поражения органов дыхания у детей.
43. Методы исследования органов дыхания у детей (лабораторные, инструментальные, рентгенологические).
44. Особенности внутриутробного кровообращения и его изменения после рождения. Сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения.
45. АФО сердечно-сосудистой системы (ССС) у детей в возрастном аспекте. Особенности нервной регуляции. Семиотика пульса, АД.
46. Возрастные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой деятельности ( частота пульса, его характеристика, ударный и минутный объем, скорость кровотока, АД, соотношение частоты пульса и дыхания, количество циркулирующей крови ).
47. Методика исследования ССС у детей ( осмотр, пальпация, перкуссия ). Семиотика изменений верхушечного толчка. Семиотика изменений границ сердца.
48. Методика исследования пульса и АД у детей младшего и старшего возраста.
49. Методика исследования ССС (осмотр, пальпация, аускультация ). Особенности звучности тонов в возрастном аспекте. Семиотика сердечных шумов. Отличия функциональных шумов от органических. Понятие о миокардите, эндокардите, панкардите.
50. Возрастные особенности границ сердца, семиотика их основных изменений. Методика измерения АД.
51. Семиотика ВПС с обогащением малого круга кровообращения ( ДМЖП, ДМПП, открытый артериальный проток ).
52. Семиотика ВПС с обеднением большого круга кровообращения ( коарктация аорты, транспозиция магистральных сосудов ).
53. Семиотика ВПС с обеднением малого круга кровообращения ( стеноз легочной артерии, тетрада, триада, пентада Фалло ).
54. Семиотика лево- и правожелудочковой недостаточности.
55. Функциональные пробы ССС.
56. Особенности исследования ССС у детей раннего возраста. Синдром острой сердечной недостаточности ( ОСН) у детей раннего возраста.
57. Методика исследования сердца и семиотика границ относительной и абсолютной сердечной тупости ( при приобретенных и врожденных поражениях сердца ).
58. Особенности ЭКГ у детей. Семиотика нарушений ритма сердца.
59. Особенности кроветворения и крови во внутриутробном периоде и в периоде новорожденности.
60. Возрастные изменения состава периферической крови у детей: количество и тип гемоглобина, эритроциты, ретикулоциты, осмотическая резистентность эритроцитов, тромбоциты, лейкоциты, формула белой крови, СОЭ, свертываемость крови, длительность кровотечения, показатели гематокрита. Геморрагический и анемический синдромы.
61. Важнейшие биохимические показатели крови у детей.
62. Методика исследования больного при заболеваниях органов кроветворения. Общий осмотр, методика пальпации л/узлов, селезенки, эндотелиальные пробы. Семиотика поражения ( геморрагический синдром ).
63. Методика исследования лимфатической системы и семиотика ее поражения. Синдром увеличения лимфоузлов.
64. Методика исследования лимфатической системы у детей ( л/узлы, селезенка, тимус). Гуморальные и клеточные звенья иммунитета. Понятие об иммунодефиците.
65. Синдромы поражения органов кроветворения. Синдромы анемии, лейкоцитоза, увеличения л/узлов.
66. Лабораторные и инструментальные методы исследования больного при патологии органов кроветворения.
67. Полость рта, возрастные морфологические особенности приспособления для сосания. Слюна и ее состав у детей различного возраста.
68. Функциональные методы исследования желудка и желчевыводящих путей.
69. .
70. Методика исследования живота ( осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация ), нормальный стул при естественном вскармливании и искусственном, характеристика. Семиотика стула, ее нарушения. Синдром увеличения живота в объеме, его причины. Дифференцирование асцита от метеоризма и псевдоасцита.
71. Методика исследования органов брюшной полости. Синдром энтероколита.
72. Методика исследования желудка ( осмотр, пальпация, аускультация ). Функциональные и инструментальные методы исследования ( фракционное зондирование, рентгенологические, гастроскопия ).
73. Методика проведения и оценка дуоденального зондирования. Семиотика поражения желчного пузыря и желчных ходов.
74. Методика исследования печени и желчного пузыря ( осмотр, пальпация, перкуссия, размеры печени ). Семиотика поражения желчного пузыря. Функциональные и инструментальные методы исследования. Семиотика поражения. Синдром печеночной недостаточности.
75. Методика исследования системы пищеварения : анамнез. Осмотр рта, зева, осмотр и пальпация живота.
76. Методика исследования почек у детей ( осмотр, методика выявления отеков, пальпация почек, с-м Пастернацкого). Семиотика микроскопического изменения мочевого осадка. Синдром поражения клубочков и канальцев.
77. Методика исследования органов мочевой системы у детей. Клинические различия отеков почечного и сердечного происхождения. Азотемический синдром ( ОПН и ХПН ).
78. Основные клинические синдромы поражения органов мочевой системы (почечные и внепочечные ).