Тема. Изменчивость и ее формы
Цель. Изучить изменчивость как одно из свойств живых организмов и ее формы.
3. Изменчивость признаков вегетативных органов цветковых растений.
4. Изменчивость признаков животных (на примере насекомых, раковин брюхоногих моллюсков и др.)
Методические указания.
1.На гербарном материале (пшеница, комнатные растения- герань, традесканция, бальзамин и др) проследить изменения основных морфологических признаков. Для этого измерить длину и ширину листовой пластинки, дл. колоска пшеницы по 2 экземпляров и: построить вариационную кривую.
Заполнить таблицу: Изменчивость признаков у растений
Наименование объекта | Количественные и качественные показатели морфологии растений (лист, побег, цветок, семена и т.д.) | ||||
Общая высота см. | Длина, ширина см. | Окраска | форма | Степень опушения | количество |
2. Использовать коллекционный материал насекомых определенного вида – Нарывник десятиточечный. Изучить определенный морфологический признак, на основании изученного построить график изменчивости.
3. Оформить общий вывод о форме изменчивости изученных признаков растений (животных) и значение внутривидовой изменчивости в эволюции.
Оборудование.
Объекты исследования (гербарии, комнатные растения, коллекции насекомых, раковины моллюсков и т.д.)
Измерительные приборы: линейки, циркули
Технические средства: Лупы, микроскопы, бинокуляры, штативные лупы, проекторы, кодоскопы.
Наглядные средства обучения.Таблицы, картины, чучела, схемы, кинофильмы.
Вопросы
1.Основные формы изменчивости по Дарвину.
2. Причины изменчивости животных и растений.
3. Значение разных форм изменчивости в эволюции организмов.
Лабораторная работа 5
Тема: Естественный отбор. Покровительственная окраска и форма.
Цель: изучить проявление естественного отбора.
1.Изучить различные виды покровительственных окрасок у различных групп насекомых
2. Выяснить по коллекции насекомых демонстративную окраску и мимикрию.
Методические указания: по коллекционному материалу выбрать насекомых с покровительственной окраской, определить видовую принадлежность, выяснить среду обитания.
Заполнить таблицу 1: Покровительственная окраска
Название животного | Окраска тела | Тип окраски | Достигаемый эффект |
Заполнить таблицу 2: Демонстрационная окраска
Название животного | Окраска тела | Защитное свойство | Тип окраски |
Заполнить таблицу 3: Мимикрия
Подражатель | Модель | Признаки сходства | |
Вопросы для самоконтроля:
1. Какая окраска называется покровительственной и как достигается незаметно животного в природе
2. Какая окраска называется демонстрационной и как достигается
3. Какие типы подражания у животных известны и как возникает это явление в природе.
Лабораторная работа № 6
Тема: Смена флоры и фауны на Земле
Цель: изучить историческое развитие на Земле
1.Деление истории Земли на эры, эры и периоды
2.Краткая характеристика органического мира мезозоя и биосферы
3.Краткая характеристика органического мира палеозоя и биосферы
4. Краткая характеристика органического мира кайнозоя и биосферы
Методические рекомендации: обсуждение
Лабораторная работа № 7
Тема: Генетико - автоматические основы эволюционного процесса
Цель: познакомиться с генетическими процессами, происходящими в популяциях и их роль в эволюции.
1.Генетика – автоматические процессы- (дрейф генов в популяциях). Их роль в изменении генофонда популяции
2. Волны жизни и их влияния на генотипический состав популяции
3.Роль миграции в изменении генетической структуры популяции
Методические рекомендации: круглый стол. беседу, которая должна основываться на материале лекции, интернет-ресурсов
Лабораторная работа № 8
Тема: Движущие силы эволюции.
Цель. Выяснить основные направления естественного отбора.
4. Направление отбора при разных формах борьбы за существование.
5. Адаптация в разных средах жизни
6. Эволюционная роль отношений хищник- жертва, паразит-хозяин, конкуренция, мутуализм
Методические рекомендации: развернутая беседа
Вопросы для развернутой беседы.
А.Объект отбора.
В.Сфера действия отбора
С.Опыт Е.Паультона
Д.Эксперимент В.Н.Сукачева
Е. Основные направления приспособлений в живой природе
Выводы.
Лабораторная работа № 9
Тема: Движущие силы эволюции (продолжение)
Цель. Познакомиться с основными формами естественного отбора.