Правовая основа обеспечения единства измерений
Основополагающим правовым актом в области метрологической деятельности в Российской Федерации является Закон «Об обеспечении единства измерений».
Вопросами метрологического обеспечения в стране заняты Государственная метрологическая служба, Государственная служба обеспечения единства измерений, метрологические службы органов государственного управления и юридических лиц.
Органы ГМС осуществляют государственный контроль и надзор за средствами измерений в сферах деятельности, установленных Законом. Средства измерений, применяемые в прочих сферах деятельности, подлежат калибровке, осуществляемой в рамках Российской системы калибровки (РСК).
Метрологическая деятельность осуществляется не только на национальном, но и на международном уровне.
Крупнейшими международными метрологическими организациями являются МОМВ (международная организация мер и весов) и МОЗМ (международная организация законодательной метрологии).
Общее руководство метрологическим обеспечением народного хозяйства страны осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. В области метрологии к его компетенции относятся:
· установление правил создания, утверждения, применения и хранения эталонов единиц величин;
· определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;
· государственный метрологический контроль и надзор;
· руководство деятельностью Государственной метрологической службы и прочих государственных служб обеспечения единства измерений;
· контроль над соблюдением условий международных договоров России о признании результатов испытаний и проверки средств измерений;
· участие в деятельности международных организаций по вопросам метрологического обеспечения.
Правила и нормы метрологического обеспечения установлены стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ).
Организационное единство измерений обеспечивается Государственной метрологической службой России (ГМС), являющейся одним из звеньев государственного управления.
В структуру государственной метрологической службы входят следующие организации:
· Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС);
· семь государственных научных метрологических центров (НПО «ВНИИ метрологии имени Д. И. Менделеева» (ВНИИМ, г. Санкт-Петербург), НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИИФТРИ, Московская область)) и др.
· центры стандартизации, метрологии и сертификации (около 100).
Среди перечисленных организаций имеются центры государственных эталонов, специализирующиеся на определенных единицах физических величин. Главные центры государственных эталонов служат головными организациями по закрепленным за ними видам измерений, отвечают за уровень и развитие метрологического обеспечения, за создание и совершенствование комплексов государственных и рабочих эталонов и исходных образцов средств измерений.
Государственная метрологическая служба осуществляет контроль и надзор:
· за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм;
· количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
· количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Государственная служба обеспечения единства измерений, не входящая в структуру ГМС, включает в свой состав следующие организации:
· Государственную службу времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ). Эта служба занимается хранением, воспроизведением и передачей размеров единиц времени и частоты, шкал атомного, всемирного времени, координат полюсов Земли;
· Государственную службу стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО). Эта служба занимается созданием и применением системы эталонных образцов состава и свойств веществ,материалов (медицинских препаратов, почв, сплавов и др.);
· Государственную службу стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Эта служба занимается созданием достоверных характеристик свойств веществ и материалов, физических констант.
Кроме перечисленных организаций в РФ функционируют метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, действующие на основе Типового положения о метрологической службе. Сферы деятельности, в которых создание метрологических служб обязательно, перечислены в Законе «Об обеспечении единства измерений».
Метрологическая служба государственного органа управления ~ это организационная система, создаваемая по приказу руководителя государственного органа управления, в состав которой могут входить:
· служба главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;
· головные и базовые отраслевые организации метрологической службы, назначаемые государственным органом управления. Эти организации подлежат аккредитации, осуществляемой государственными органами управления при участии специалистов ГМС под руководством ВНИИМС, ведущим регистрацию метрологических служб;
· метрологические службы предприятий и организаций.
Метрологические службы юридических лиц, создаваемые по распоряжению их руководителей, могут включать:
· калибровочные лаборатории;
· ремонтную службу средств измерений.
Эти службы могут быть аккредитованы на право калибровки средств измерений на основе договоров с органами ГМС или на техническую компетентность в области точности измерений.
Метрологический контроль и надзор осуществляются посредством:
· калибровки средств измерений;
· выдачи предписаний, направленных на устранение или предотвращение нарушений метрологических требований;
· проверки своевременности проведения поверки, калибровки и испытаний средств измерений;
· надзора за состоянием и использованием средств измерений, аттестованных методик измерений, эталонов единиц физических величин, применяемых для калибровки средств измерений, и соблюдением метрологических требований.
В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений» государственный метрологический контроль и надзор распространяются на строго определенные сферы деятельности, поэтому все средства измерений в России условно делятся на две группы:
· используемые в сфере действия государственного метрологического контроля или планируемые к использованию в этой сфере;
· неиспользуемые в сфере действия государственного метрологического контроля или непланируемые к использованию в этой сфере.
За средствами измерений, принадлежащими ко второй группе, надзор со стороны государства в лице Госстандарта не ведется. Их пригодность к применению определяется калибровкой, заменившей существовавшие ранее метрологическую аттестацию и ведомственную поверку средств измерений.
Законодательно в Российской Федерации установлены три вида государственного метрологического контроля:
1. Утверждение типа средств измерений.
2. Поверка средств измерений, в том числе эталонов.
3. Лицензирование деятельности на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.