Генетический критерий основан на нескрещиваемости разных видов друг с другом или отсутствии у них плодовитого потомства. (3)
ЕГЭ. Часть С. Эволюционное учение.
1. Каковы доказательства единства органического мира? Приведите не менее трех доказательств. (3)
Приведите примеры эмбриологических доказательств эволюции органического мира.(3)
3. Почему гомологичные органы считаются одним из доказательств эволюции? А можно ли считать доказательством эволюции возникновение аналогичных органов? (2)
4. В чем проявляется сходство крокодила, лягушки и бегемота? (2)
Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами
эволюции? (3)
Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение остатков переходных форм и филогенетических рядов. Объясните значение этих доказательств и приведите примеры. (3)
7. Какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах? (3)
8. Чем являются грифельные косточки у лошади, хвост у человека? (2)
Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.(3)
10. В чём заключаются основные различия между теориями Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина? (3)
11. Кто предложил идею наследования приобретённых в течение жизни признаков? Приведите контраргументы. (2)
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.(3)
В настоящее время получила развитие теория эволюции, созданная Ч. Дарвином и Ж. Ламарком независимо друг от друга.
Для всех живых существ характерна изменчивость, которую Дарвин разделил на наследственную и ненаследственную.
Для эволюции имеет значение ненаследственная изменчивость, т. к. она зависит от условий среды и позволяет организмам достаточно быстро изменяться.
Появившийся признак сохраняется или отсеивается естественным отбором.
В основе естественного отбора лежит борьба за существование между сильнейшими особями.
13. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов согласно учению Дарвина? (3)
14. Какова роль наследственности и изменчивости в формировании приспособленности организмов к условиям окружающей среды? (3)
15. В чём заключается сходство и отличия естественного и искусственного отбора? (3)
16. Дайте сравнительную характеристику процессам естественного и искусственного отбора. (3)
17. Треска выметывает во время нереста около 10 млн. икринок, но только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Назовите несколько причин такого «выживания», имеющих отношение к внутривидовой и межвидовой борьбе за существование.(3)
18. Объясните, почему для возобновления вида орла-белохвоста достаточно двух яиц в кладке, а соловья–6–7 яиц. (3)
19.Каковы основные результаты естественного отбора? (3)
20. Какое влияние оказало создание эволюционной теории на формирование современной естественнонаучной картины мира? (3)
Докажите, что создание эволюционного учения оказало влияние на мировоззрение людей.(2)
Приведите убедительные доводы за и против теории эволюции(3)
А. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.
Для определения принадлежности особи к определенному виду используется несколько критериев.
Физиологический критерий основан на внутренних и внешних различиях между видами.
Географический критерий основан на разделении ареалов, в пределах которых обитают виды.
Экологический критерий основан на половых различиях особей.
Этологический критерий основан на различиях в образе жизни и среде обитания организмов.
Генетический критерий основан на нескрещиваемости разных видов друг с другом или отсутствии у них плодовитого потомства. (3)
2а. Белый медведь обитает на островах и побережье Северного Ледовитого океана. Питается рыбой, тюленями. В зимний сон впадают только самки. Обычно самка рождает одного или двух детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. (3)
3а. Домовая мышь – млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5 – 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. (3)
4а. Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики, субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. (3)
5а. Ехидна – примитивный зверек из отряда Однопроходные. Это животное сохранилось в Австралии. Ехидна живет на суше и прячется в норах. Питается муравьями и другими насекомыми. Самка обычно откладывает одно яйцо и помещает его в складку кожи на животе–сумку. Детенышей кормит молоком из млечных желез. Какие критерии вида представлены в тексте? Ответ поясните. (3)
А. Представители вида Императорский пингвин обитают на Антарктическом побережье. Это крупные птицы черно-белой окраски. Пингвины питаются рыбой, при наступлении холодов мигрируют на острова. Сроки размножения птиц строго определены, самка откладывает одно яйцо, которое оба родителя по очереди высиживают. Назовите описанные критерии вида. (3)
7а. Что нужно сделать, чтобы отнести двух внешне похожих особей к одному или разным видам?(2)
8а. Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?(1)
9а. Что бы вы посоветовали человеку, который хочет выяснить, к одному или разным видам относятся африканский саванновый слон и африканский лесной слон, которых он хочет приобрести для зоопарка?(3)
10а. Почему разные виды в природе обычно не скрещиваются?(2)