И форм косвенных падежей имен существительных

Упражнение 101. Выделенные словосочетания замените, где возможно, сочетаниями двух существительных (с предлогами или без предлогов). Охарактеризуйте смысловые и стилистические различия полученных вариантов.

1. А направо было не облако, аледяная гора (В.Г. Короленко). 2. Мой дом везде, где естьнебесный свод (М.Ю. Лермонтов). 3. Вдруг хрипло, оборванной линией замолкла барабанная дробь (Л. Андреев). 4. Он принялся восхищаться рафаэлевскими фресками (М. Алданов). 5. Крылов взошел на кафедру, раскрылкожаную папку (Д. Гранин). 6. «Присылаемого Рылеева содержать на мой счет», – писал государькрепостному коменданту (Д. Мережковский). 7. У матери Печорина Татьяны Петровны бывалидетские вечера для маленькой дочери (М.Ю. Лермонтов). 8. Ноостроверхие сосны на мысу все так же спокойно качали кронами (В. Вахман). 9.Городские женщины, они ведь ой-ой-ой! (М. Горький). 10. Еематеринское сердце сжалось (М.Ю. Лермонтов). 11. С лукавойстарческой усмешкой поглядывал [он] на книгигородских поэтов(Н. Гумилев). 12. Сергей Иванович, умевший, как никто, для окончания отвлеченного и серьезного спора, неожиданно подсыпатьаттической соли и этим изменять настроения собеседников, сделал это и теперь (Л. Н. Толстой). 13. Ничего не упомяну ... о том соусе, который естьлебединая песнь старинного повара (Н. В. Гоголь). 14. Платов взялстальную блоху(Н. Лесков).

Упражнение 102. Охарактеризуйте смысловые отношения, выражаемые беспредложными и предложными сочетаниями существительных с существительными. Возможна ли их синонимическая замена сочетаниями с прилагательными-определениями? Укажите стилистическую окраску тех и других сочетаний.

1.Журналы для детей делали великое дело: они становились наиболее активными посредниками между писателем и ребенком (Е.О. Путилова). 2. В саду стоялдом в два этажа, обнесенный глухим забором (К. Паустовский). 3. На одном краю этого поля дымилась труба завода (В.Г. Короленко). 4. И в бурсе появляласькаша из тыкв (Н.В. Гоголь). 5. Влажныйзной леса веял дремотою (А. Грин). 6. Первое, что ощутил Гнор, была тупаяболь сердца, позыв рассмеяться и гнев (А. Грин). 7. К нему подошлаженщина с черными волосами (С. Писарев). 8. Старый метр был знаменит и, точно, никто не превзошел его в дивномискусстве музыки (Н. Гумилев). 9. Янтарь натрубках Цареграда (А.С. Пушкин). 10. Попоны из ценнойпарчи мерцают на спинах коней (Н. Гумилев). 11. Вчера прибыл ко дворупосланник из Голландии (В. Вахман). 12. Здесь же стояли в один рядлафеты от пушек (Ю. Герман).

Упражнение 103. К приведенным ниже сочетаниям двух существительных подберите соответствующие им сочетания с прилагательным-определением. С теми и другими вариантами составьте предложения. Укажите смысловые и стилистические различия полученных вариантов.

Велосипед для детей, стихи Надсона, джем из черники, апельсины из Марокко, косточка от персика, девушка со светлыми волосами, песни итальянцев, шуба из енота, мужчина двадцати восьми лет, должность директора, любовь матери, отара овец, помощь друга, забота брата, платье из шелка, шелк из Японии.

Упражнение 104. Заключенные в скобки сочетания двух существительных замените сочетаниями с притяжательными прилагательными. Охарактеризуйте стилистические особенности последних.

1. Отец уже сидел, переодетый, вымытый и свежий возле (кресла матушки) (И.С. Тургенев). 2. Это были: караульная будка, у которой стоял солдат с ружьем, две-три (биржи извозчиков) и, наконец, длинные заборы (Н.В. Гоголь). 3. Бывало, соберутся накануне праздничного дня добрые люди в гости, в (лачужку пасечника) (Н.В. Гоголь). 4. Безусловно, влияние на него оказала («Логика» Гегеля) (научный). 5. И в заключение из (груди матери) вырвался поистине трагический вопль (М.Е. Салтыков-Щедрин). 6. Я поднимаюсь и иду к (кабинету бабушки) (А. Криницына). 7. На крыльце сидела Лариска, (сестра Валерия), и вышивала крестиками по канве (В. Панова). 8. Мать не потерпела бы, чтобы чьи-нибудь руки прикасались к (гармони отца) (В. Панова). 9. Становясь взрослей и бойчей, я гораздо чаще стал нарушать (правила и наказы деда) (М. Горький). 10. (Земляк дяди Феди) сказал – видения бывают только у психических, но что действительно бывает, это предчувствия (В. Панова). 11. – Да ведь (начальник Петруши) – князь (А.С. Пушкин).

Упражнение 105. Сделайте стилистическую правку предложений. Определите характер ошибки.

1. Вид моего собеседника был очень таинственен. 2. По вечерам они усаживались перед самоваром и с удовольствием пили настоящий чай из Индии. 3. Второй колокол гудел звонче, чем первый. 4. Проезд узкий для такой большой машины. 5. Вошедший был невысок, сутуловатый и чрезвычайно лыс. 6. Первый мальчик был более моложе второго. 7. Доклад был весьма посредственен, хотя и произвел на слушателей некоторое впечатление. 8. После посещения Кремля все туристы были полные впечатлений. 9. Токарь сделал сегодня заготовок больше вчерашнего. 10. Когда я к нему пришел, он уже был готовый к отъезду. 11. В книжном магазине была объявлена подписка на Платоновы сочинения в четырех томах. 12. Девочка была несколько повыше своей сестры. 13. Мы с тетиным Валиным сыном учились в одном классе. 14. Он – самый прекраснейший знаток древних языков. 15. Но Николай Павлович и сам не был склонный к демократии.

Упражнение 106 [обобщающее]. Прочитайте текст. Раскрывая скобки, выберите нужный, с вашей точки зрения, вариант. Аргументируйте выбор.

Я очень торопился, и поэтому от вокзала решил ехать (самой короткой – самой кратчайшей – кратчайшей) дорогой, хотя и помнил (дедовы слова – слова деда): «Тише едешь – дальше будешь».

Через четверть часа мы подъехали к воротам невысокого (двухэтажного дома – дома в два этажа), окна которого были задернуты (ситцевыми занавесками – занавесками из ситца). Несмотря на небольшие размеры, дом был (величествен – величественен) и производил самое благоприятное впечатление.

Швейцар, который был (ответствен – ответственен) за вход и выход, видимо, был (глух – глухой), так как нам долго пришлось стучаться. Наконец, кряхтя, он открыл нам створки ворот, которые, однако, оказались (узки – узкими) для экипажа. Пришлось сойти и следовать дальше пешком.

Я взялся за (дверную ручку, – ручку двери) и оказался в просторной гостиной, где царил полумрак, который не рассеивали даже горящие свечи в (бронзовой люстре – люстре из бронзы). Пройдя через гостиную, я оказался,- как видимо, в (детской комнате – комнате для детей), на что указывали разбросанные всюду игрушки. Следующей комнатой оказался кабинет хозяина дома. У окна стоял добротный (рабочий стол – стол для работы), на котором стояла изящной работы (хрустальная чернильница – чернильница из хрусталя), лежали очиненные (гусиные перья – перья гуся) и целая груда (писчей бумаги – бумаги для письма). Вдоль стен кабинета стояли огромные стеллажи с книгами. На самом почетном месте находились (труды философов – философские труды); (Гегелева «Логика» – «Логика» Гегеля), (Платоновы сочинения – сочинения Платона) и проч.

Но вот появился и сам хозяин кабинета – мой бывший (командир роты – ротный командир) Николай Петрович Черкасов.

Задания к текстам

1. Из приведенных в скобках вариантов выделите те варианты, в которых наблюдаются нарушения современных грамматических норм.

2. Сопоставьте синонимичные конструкции предложно-именных сочетаний и сочетаний существительных с прилагательным. В чем их семантические и стилистические различия? Какие из этих вариантов являются более употребительными в современном русском языке?

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Вопросы и задания для повторения ко всему разделу

1. Каково категориальное значение имени числительного как части речи?

2. Перечислите лексико-грамматические разряды имен числительных.

3. Почему порядковые числительные некоторые лингвисты относят к относительным прилагательным? Какова ваша точка зрения? Мотивируйте свой ответ.

4. Почему слова тысяча, миллион, миллиард, триллион одни ученые относят к числительным, другие – к именам существительным? Мотивируйте свой ответ.

5. Охарактеризуйте морфологические признаки и синтаксические связи имен числительных.

6. Чем объясняются особенности формы имени существительного в сочетании с числительным два?

7. В чем заключаются отличительные особенности (семантические, грамматические, стилистические) числительного один, одна, одно, одни?

Упражнение 107. Числительные, записанные цифрами, напишите словами. Числительные и другие слова, заключенные в скобки, поставьте в нужной форме. При наличии в скобках нескольких слов выберите подходящее по контексту.

1. В нем около 200 крестьянских дворов (Н. Лесков). 2. Пятичасовые сутки древнейших, догеологических периодов земной истории удлинялись и достигли современной продолжительности – 24 часов (И. Ефремов). 3. На эту программу он уже истратил 26 миллионов долларов: на ежемесячную выплату 400 профессорам по 500 долларов и 3300 учителям школ – по 200 долларов, на проведение 38 научных конференций для учителей, на переиздание 650-тысячным тиражом лучших учебников для средней школы (газета). 4. – Ниже (полтораста) метров не разворачивайся (В. Каверин). 5. – Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из 230 рублей (Л.Н. Толстой). 6. Без всякого сомнения, в (оба) случаях самое драгоценное время для ужения язей – раннее утро (С.Т. Аксаков). 7. До этого селения добирались мы более (полтора) суток (газета). 8. Мировой судья приговорил (оба) товарищей к десяти рублям штрафа (Л. Андреев). 9. Народу на площади собралось не более 500 человек (газета). 10. На земле произрастает около 100 (тысяча) видов разнообразных грибов (Ф.В. Федоров). 11. Например, дождевик гигантский содержит белковых веществ 6,6 (процент) от сырой массы, белый гриб – 4,6 (процент), подберезовик – 3,9 (процент) (Ф.В. Федоров). 12. Солнце только что село, Матвей рассчитывал гулять не больше (полчаса) (В.А. Обручев). 13. Поля, засеянные кукурузой, занимали площадь более 2354 (гектар) (Г. Николаева). 14. Раскопки в первом доме и в этом хранилище заняли у нас время до (полдень) (В.А. Обручев). 15. После душных вечеров в роще у развалин, которые до (полночь) дышали жаром, ночлег на берегу озера был очень приятен (В.А. Обручев). 16. На дне этой впадины я заметил кое-где голые грядки высотой до (пол-аршина) (В.А. Обручев).

Упражнение 108. Объясните употребление собирательных имен числительных в приводимых ниже предложениях. Возможна ли их синонимическая замена в этих предложениях количественными числительными? Мотивируйте свой ответ.

1. Утром в ржаном закуте, где златятся рогожи в ряд,семерыхощенила сука, рыжихсемерых щенят (С. Есенин). 2. За ними шло еще несколько шахтеров идвое военных (А. Фадеев). 3. Когда он трое иличетверо суток не бывал в их доме, воспоминание о ней заставляло его сердце биться со сладкой и тревожной грустью (А. Куприн). 4. Семья Зиненок состояла из отца, матери ипятерыхдочерей (А. Куприн). 5.Семеро с ложкой, а один с сошкой (пословица). 6.Трое вышли и потонули в недвижимой мгле (А. Серафимович). 7. Всего солдат былодесятеро (С. Сергеев-Ценский). 8. В самой караулке у деревянного крашеного стола, кроме разводящего сидели двое: рядовой Банников и ефрейтор Цапля (А. Грин). 9. К десяти часам пришли ещешестеро гостей (Ю. Герман). 10. Рукавицы потерял, адвое за поясом (пословица).

Упражнение 109. Из скобок выберите необходимое по контексту и по правилам грамматики имя числительное. Обоснуйте свой выбор. Возможна ли их синонимическая замена?

1. Тут же у кассы и (два - двое) мастеровых в синих кафтанах (Н.А. Лейкин). 2. Нас (пять - пятеро) сирот – отец взят в ополченье (Н.А. Добролюбов). 3. У русского купца было всего (шесть - шестеро) возчиков (С. Писарев). 4. А за этими (тремя - троими) женщинами стали попадаться еще люди (Ф. Абрамов). 5. А в ложбинах высохших рек (семь – семеро) стройных юных дев собирали для своего отца глухо поющие раковины (Н. Гумилев). 6. Когда он вышел на балкон, все (четыре барышни – четверо барышень) разом ... воскликнули (А. Куприн). 7. Дурак в воду кинет камень, а (десять - десятеро) умных не вынут (пословица). 8. – На первый раз скажешь своему ротному, чтобы посадил тебя на (пять - пятеро) суток переменным (А. Грин). 9. На вокзале Николаевской железной дороги встретились (два приятеля - двое приятелей): один толстый, другой тонкий (А.П. Чехов). 10. В домике этом жили (три медведя - трое медведей) (Л.Н. Толстой). 11. А вокруг стола сидят ребята – (два мальчика - двое мальчиков) и (две девочки - двое девочек) (Е.Л. Шварц).

Упражнение 110. В приведенных предложениях из произведений писателей ХVIII-ХIХ веков найдите числительные. Нормативно ли их употребление для современного русского литературного языка?

1. Затем, продержав с месяц в деревне, отправила его в Петербург, назначив на прожиток по сту рублей ассигнациями в месяц (М.Е. Салтыков-Щедрин). 2. Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет (А.С. Пушкин). 3. Тебе ж, разумник мой, осьмое в свете диво, не миновать, поверь, стыда и нищеты, и пустят в мир тебя проклятые науки (А.А. Шаховской). 4. – Ей Богу не знаю, как и чем я родня ему: кажется седмая вода, может быть, даже и не на киселе, а на чем-нибудь другом (Ф.М. Достоевский). 5. Наконец подпоручик Толстовалов с пятидесятью охотниками сделал вылазку, очистил ров и прогнал бунтовщиков (А.С. Пушкин). 6. Убито их было до тридцати человек, ранено до осьмидесяти (А.С. Пушкин). 7. Пришлось довольствоваться шестьмистами рублями (А.Ф. Писемский). 8. В сию минуту Салманов передался, и Бошняк остался с шестидесятью человеками офицеров и солдат (А.С. Пушкин). 9. Верст больше седьмисот пронесся, – ветер, буря... (А.С. Грибоедов).

Упражнение 111. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

1. Небольшаядв...местная коляска дожидалась у пристани (К.М. Станюкович). 2. Кровать никелированная,дв...спальная, под кружевным покрывалом, диван, комод (Ф. Абрамов). 3. Кадеты дали ему подв...гривенному (А. Куприн). 4. Боюсь души моей дв...ликой (А. Блок). 5. В одно поле, надв...ствольное ружье, лучшие охотники убивали каждый до шестидесяти штук бекасов (С.Т. Аксаков). 6. Я сам тоже – я не люблю людейдв...личных (Н.В. Гоголь). 7. Город открылся нам весь оттуда, город чисто английский, с немногими исключениями: высокиедв...этажные дома с магазинами внизу (И.А. Гончаров). 8. Тут и повязанная дв...личневой косынкой купчиха в длинных серьгах (Н.А. Лейкин). 9. Для опыта необходимо взятьдв...окись цинка (научный). 10. Мы с Орловым горевали над рассыпавшимся скелетом гигантского дв...ногого хищного ящера-тираннозавра (И. Ефремов).

Упражнение 112. В приведенных предложениях найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте стилистически предложения. Объясните свою правку.

1. Космонавты успешно выполнили задание, проработав на космической станции «Мир» 253 суток. 2. Среди депутатов было четверо женщин. 3. Машины стояли одна от другой в полуторах метрах. 4. У обоих ворот пришлось срочно поставить часовых. 5. За день депутат успевал принять и выслушать тридцать четырех человек. 6. По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье. 7. Касса клуба располагала двумястами пятьдесят четырьмя тысячами рублями. 8. Груздь содержит в своей шляпке 32,2 процентов белков. 9. В этом году город отметил свое шестьсотлетие. 10. Ему пришлось ограничиться тремя тысячами двухстами сороками рублями. 11. Все дело заняло не более пары минут. 12. Мы опоздали всего на полторы сутки. 13. В его словах была все же какая-то двухсмысленность. 14. На столе лежало пол огромного арбуза. 15. Лекции студентам читали трое профессоров. 16. С обоих сторон простирался густой лес.

Упражнение 113 [обобщающее]. Перепишите текст, заменяя цифровые обозначения чисел словами и раскрывая скобки. Прокомментируйте выбранные вами формы.

«Наутилус» имеет 2 корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими (дву- – двух-)тавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. Двойная обшивка корабля изготовлена из листовой стали, удельный вес которой равен 7 8/10. Толщина наружной обшивки не менее 5 сантиметров, вес – 394, 96 (тонна). Внутренняя обшивка, киль – в вышину не более 50 сантиметров и в ширину 25 сантиметров, весом 62 тонны, – машины, балласт и прочее оборудование, обстановка, внутренние переборки и пилерсы – все это вместе взятое весит 961,62 (тонна). Таким образом общий вес судна составляет 1356,48 (тонна). «Наутилус» выступает над поверхностью воды не более чем на 0,1. Следовательно, желая погрузить «Наутилус» в воду, необходимо располагать резервуарами, емкостью равными этой 0,1 (доля) его объема, иными словами, способными вмещать в себя 150,72 (тонна) воды. В последнем случае вес судна составил бы 1507 (тонна), и оно совершенно ушло бы под воду.

(По Ж. Верну // Перевод В. Г. Мирошниченко)

МЕСТОИМЕНИЕ

Вопросы и задания для повторения ко всему разделу

1. Каково категориальное значение местоимения как части речи?

2. Почему некоторые лингвисты (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский и др.), а также «Русская грамматика» (1980 г.) не выделяют местоимение в самостоятельную часть речи? Какова ваша точка зрения? Мотивируйте свой ответ.

3. Как соотносятся местоимения с другими частями речи? Приведите примеры.

4. Почему для объяснения особенностей частей речи обычно используются личные местоимения 3-го лица и указательные местоимения?

Личные местоимения

Упражнение 114. Охарактеризуйте стилистические (смысловые) оттенки выделенных личных местоимений. Объясните случаи их пропуска.

1. Свинец – он кровью пахнет и дымком (Е.А. Исаев). 2. – Ну-с, молодой человек, – с небрежной развязностью спрашивал он. – Какмы живем? (А. Аверченко). 3. Зритель наших стадионов – он пришел по билетам заводской заявки (Л. Кассиль). 4. – Вот этот господин ... говорят, что я не имею полного права спрашивать снихбилет... Прошувас, господин начальник станции, объяснитьим – по службе я требую билет или зря? (А.П. Чехов). 5. Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нём (Л.Н. Толстой). 6. – Слышите, как изволят ходить, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступают – ужмы знаем (Л.Н. Толстой). 7. – Они на кубрике, ваше высокоблагородие, – сказал он, – сейчас придут. – Ктоони? – спросил я. – А Фадеев (И.А. Гончаров). 8.Мыговорили только о главных лицах драмы (А.С. Гиероглифов). 9. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 10. Ограничимся короткой заметкой (П.В. Анненков). 11. В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха – и завидуют онегосударевой жене (А.С. Пушкин). 12. Ключ от библиотеки отца был уней (А.С. Пушкин). 13. – Еслимы, великий эмир бухарский, согласно вашим утверждениям, могуч и непобедим, то почему государи сопредельных мусульманских стран до сих пор не прислали кнам своих послов? (Л.В. Соловьев). 14. Чичиков узнал Ноздрева, того самого, с которым он вместе обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошелся на такую короткую ногу, что начал уже говорить«ты», хотя, впрочем, он с своей стороны не подал к тому никакого повода (Н.В. Гоголь). 15. Пустоевысердечнымты она, обмолвясь, заменила и все счастливые мечты в душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою, свести очей с нее нет силы; и говорю ей: каквы милы! И мыслю: кактебялюблю! (А.С. Пушкин).

Упражнение 115. Выделенные личные местоимения замените синонимическими. Сохранится ли при этом экспрессивность предложений?

1. – Я тебя спрашиваю:ты на черный ящик заявку имеете? Ты что же это бюрократию разводите? (А. и Б. Стругацкие). 2. – Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы (А.П. Чехов). 3. – Ну-с, раскройте рот пошире...— говорит он, подходя с щипцами к дьячку. – Сейчасмыего ... тово... (А.П. Чехов). 4. – Ну так как жемы теперь себя чувствуем? – обратился Зосимов к Раскольникову (Ф.М. Достоевский). 5. – Могу я видеть князя?– Они почивают (Л.Н. Толстой). 6. А банщик говорит: – Мы, говорит, за дырками не приставлены (М. Зощенко). 7. – Мы своей властью жалуем вам титул графа! – произнесла императрица (В. Пикуль).

Упражнение 116. Заключенные в скобках местоимения поставьте в нужной по контексту падежной форме. Объясните наличие или отсутствие вставочного н у этих местоимений.

1. Дверь часовни была крепко заколочена, окна – высоко над землею; однако, при помощи товарищей, я надеялся взобраться на (они) и взглянуть внутрь часовни. Я храбро взобрался на (она); потом он выпрямился, и я стал ногами на (он) плечи. В таком положении я без труда достал рукой раму и, убедясь в(она)крепости, поднялся к окну и сел на(оно) (В.Г. Короленко). 2. Из темного леса навстречу (он) идет вдохновенный кудесник (А.С. Пушкин). 3. От столь неожиданной встречи с (он) я немножко растерялся (С. Щипачев). 4. Мужчина, сидевший подле(она),нахмурился (А.С. Пушкин). 5. Ропот похвал раздался вокруг(она)(М.Ю. Лермонтов). 6. Впереди(она) мелькали какие-то тени (М. Пришвин). 7. Вслед (он) полетели проклятья (В. Пикуль). 8. Напротив(они) сидела на золотом троне принцесса; сзади(она) стояли вооруженные стражники (Н. Гумилев). 9. Она и делать-то ничего не хотела вопреки (он) (А.Д. Галахов). 10. Граф был гораздо старше (она) (В. Пикуль). 11. Тут начался между(они) спор (М.Ю. Лермонтов). 12. Около(она) валялись груды кирпичей (М.Ю. Лермонтов).

Упражнение 117. Объясните ошибки или стилистическую немотивированностъ в употреблении личных местоимений. Исправьте предложения.

1. Руководитель практики посоветовал студентам записывать наблюдения в дневники, чтобы потом можно было их систематизировать и выступить на конференции. 2. Учительница пришла в школу, она у нас совсем еще новенькая. 3. Все у ней было чистое, опрятное. 4. Навстречу нему шла маленькая девочка с собачкой на поводке. 5. С большим трудом он вытащил огромную корзину из автомашины и поставил ее рядом с собою. 6. Мать Наташи, когда она задержалась в школе, очень переживала. 7. Около его то и дело мелькали машины, везущие на стройку песок и другие строительные материалы. 8. Народ рукоплескал, они приветствовали своего кумира. 9. Работникам вузов, школ, детских садов, им всегда приходилось работать с полной отдачей сил.

Наши рекомендации