Установите распределенность терминов в следующих суждениях. Запишите схему суждения.
5.1. Некоторые водители маршрутных такси не знают правил перевозки пассажиров.
5.2. Ни один человек не безупречен.
5.3. Некоторые фирмы не имеют в своем штате квалифицированных юристов.
5.4. Русский не тот, кто не любит быстрой езды.
6. Определите вид умозаключения.
6.1.Ни одна из моих дискет не содержит вирусов, так каждую их них я проверил сам.
6.2. «Как лекарство не достигает свой цели, если доза лишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости» (А.Шопенгауэр)
7.Сделайте ввод в следующих силлогизмах. Постройте фигуру силлогизма, определите модус. Укажите, какие правила силлогизма нарушены.
7.1.Все гусеницы любят капусту. 7.2.Тверская область имеет большую территорию.
Чернухин любит капусту. Чернухин – житель Тверской области.
Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях.
8.1.Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важнейших предпосылок быстрого развития производства. Значит, от плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление развития производительных сил.
8.2.Исследуя условные рефлексы, академик И.П. Павлов установил следующее: если удалить затылочную долю мозга у собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты – собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга – центр образования зрительного рефлекса.
Вариант 3
Из группы нижеприведенных понятий выделите пустые, единичные и общие понятия.
Российская Федерация. Кентавр. Преступное деяние. Идеальный газ. Личность. Цена. Точка. Верховный суд. Сенатор. Конгресс США. Кикимора. Параллельные прямые. Верховный суд РФ. Писатель Н.В. Гоголь.
2.Правильно ли проведено деление понятий. Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления.
2.1. Науки бывают естественные, технические, общественные и юридические.
2.2.Люди делятся на мужчин, женщин и детей.
2.3.Люди делятся на хороших и плохих.
2.4.Блага бывают экономические и неэкономические.
В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат, связку. Укажите кванторное слово, если оно есть. Запишите схему суждения.
3.1. Судьи несменяемы.
3.2.. Отдельные виды уголовного наказания предусматривают лишение свободы.
3.3.. Не всякое предложение – суждение.
3.4.. Волк овце не товарищ.
4.Определите вид сложного суждения. Запишите его схему.
1.Дождь то начинал хлестать теплыми каплями, то переставал.
2.С поезда сошли мы да какой-то старик.
3.Движения парусника возможно, когда дует ветер.
5. Образуйте суждения, которые соответствовали бы следующим схемам.
4.1. ( P Λ Q ) → R. 4.2. P → (QΛR). 4. 3. ( PΛQ )→(RΛS).
5.. Определите вид умозаключения.
5.1.Если слово стоит в начале предложения, то его нужно писать с прописной буквы. Слово «столица» в предложении не написано с прописной буквы, значит, оно не стоит в начале предложения.
5.2. Если вы придете, я обещаю вам быть любезным до чрезвычайности – в понедельник я буду весел, во вторник восторжен, в среду нежен, в четверг игрив, в пятницу, субботу и воскресение буду вам чем угодно и всю неделю - у ваших ног (А. С. Пушкин).
В следующих условно-категорических умозаключениях сделайте вывод, определите модус , определите, следует ли вывод с необходимость.
6.1.Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим.
Судья Лавров – потерпевший
Следовательно
6.2. Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнения.
Приговор по делу Ножкина оставлен в силе
Следовательно