Нарушения лексических норм и способы их устранения
Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Работа над стилем произведения, выступления, доклада, реферата – это прежде всего работа над его лексикой, так как слово – основа для понимания речи. Особого внимания требуют лексические нормы, т.е. правила применения слов в речи. «Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли», - утверждал Л. Н. Толстой. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Рассмотрим лексические нормы, существующие в русском языке, речевые ошибки, связанные с нарушением этих норм, и способы их устранения.
Выбор слова
Лексические ошибки, связанные с выбором слова, возникают по двум причинам:
1)незнание и неразграничение паронимов:
Члены паронимических пар 1) имеют разные лексические значения; 2)сочетаются с разными словами.
Например:
практический - практичный
Практический -относящийся к области практики, применению знаний на практике, прививающий умения и навыки. Сочетается со словами: практический совет, навык, интерес; практическая работа, деятельность, психология, подготовка, смекалка, практическое занятие, руководство, пособие.
Практичный –опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах; удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный. Сочетается со словами: практичный человек, костюм, цвет, способ добычи; практичная хозяйка, обувь.
Или:
нетерпимый – нестерпимый
Нетерпимый – такой, с которым нельзя мириться, недопустимый; не считающийся с чужим мнением, лишенный терпимости. Сочетается со словами: нетерпимый человек, спорщик, поступок, нрав; нетерпимое обращение с кем-либо, положение, поведение, бездействие, нетерпимые условия работы.
Нестерпимый –превышающий терпение, с трудом переносимый, очень сильный по степени своего проявления. Это имя прилагательное сочетается с отвлеченными именами существительными, обозначающими чувства человека, его физическое и психологическое состояние. Сочетается со словами: нестерпимый холод, мороз, стыд, свет, грохот; нестерпимая жара, обида, тоска; нестерпимое горе.
Лексическая ошибка смешения паронимов будет, например, в таких фразах:
В магазине продавали недорогую практическую (надо: практичную) обувь.
Игрушка была сделана из желтого искусного (надо: искусственного) меха.
На протяжении длительного времени смешивается употребление глаголов надевать (надеть) и одевать (одеть), но сохраняется их стилистическое разграничение.
В соответствии с литературной нормой первый глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на его производителя (надевать пальто, шубу, сапоги, очки и т. д.), а также в конструкциях с предлогом на (надеватьпальто на ребенка).
Второй глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на другой предмет, обозначенный прямым дополнением (одевать ребенка, куклу).
В литературной речи употребление глаголов оплатитьи уплатить разграничивается: оплатить проезд (сущ.в вин.п. без предлога) – уплатить за проезд(сущ. в вин. п. с предлогом за).
2)незнание лексического значения слов:
Слова следует употреблять в строгом соответствии с их семанти
кой, т. е. значением. К сожалению, в последние годы как в публицистике, так и в устной речи приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания:
Рассмотрим примеры неправильного выбора слова в связи с незнанием его значения.
Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5сентября. (слово декада не может быть употреблено в этом предложении, так как в переводе с греч. яз. означает десяток, десять). Следует сказать:
Дегустацияузбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5сентября.
Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию.
Аннотация– это вступительная статья к книге, в которой содержится обзор тем в ней изложенных. Следовательно, данное слово не может употребляться в этом предложении. Следует сказать:
Осужденный подал в суд высшей инстанции апелляцию.
В таких случаях говорят об использовании слова без учета его семантики. Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка. Устранять подобные ошибки можно простой лексической заменой.
Практика
Тест
1.В каком термине содержится понятие «боль»:
1)кардиалгия
2)цистоскопия
3)флеботомия
4)дистрофия
5)гидрофобия
2.Найдите слово со значением «исследование»:
1)эцефалопатия,
2)гастроскопия
3)кардиография
4)кардиограмма
5)флеботомия
3.Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»:
1)недостаток
2)боязнь
3)склонность
4)исследование
5)расширение
4.Укажите слово, составные части которого имеют значение «земля» и «учение»:
1)география
2)биология
3)экология
4)геология
5.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:
Некролог
1)памятник, находящийся над захоронением
2)врач, исследующий трупы
3)статья в газете об ушедшем из жизни человеке.
6.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:
Семинария
1)занятие, на котором выступают с докладами.
2)магазин, в котором продают семена.
3)духовное учебное заведение, в котором обучают будущих священнослужителей.
7.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:
Апелляция
1)просьба о пересмотре чего-либо
2)музыкальное произведение
3)косметическая процедура
8.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:
Феномен
1)необычное явление
2)страстный болельщик, поклонник
3)профессия
9.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:
Колосс
1)памятник архитектуры
2)памятник огромных размеров
3)название цветка
10.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:
Партер
1)вино
2)первые ряды в театре
3)товарищ по бизнесу
11.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:
Демобилизация
1)отсутствие инициативы
2)увольнение из армии
3)отсутствие мобильной связи.
Упражнение 30
Найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении паронимов одеть – надеть. Напишите предложения в исправленном виде.
1.Зима одела землю снегом.
2.На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.
3.После завтрака он одел сына и вышел с ним на прогулку.
4.Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли.
5.Щиты съемной опалубки одевают на прутья каркасной арматуры.
Упражнение 31
Соедините слова с их синонимичными выражениями (устно):
1. Гуманист 1. Собиратель книг
2. Дебют 2. Пояснения
3. Деградация 3. Призыв в армию
4. Инициатор 4. Положение, основная мысль
5. Комментарий 5. Человек, любящий людей
6. Тезис 6. Упадок
7. Мобилизация 7. Первое выступление
8. Букинист 8. Зачинатель
Упражнение 32