Нарушения лексических норм и способы их устранения

Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Работа над стилем произведения, выступления, доклада, реферата – это прежде всего работа над его лексикой, так как слово – основа для понимания речи. Особого внимания требуют лексические нормы, т.е. правила применения слов в речи. «Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли», - утверждал Л. Н. Толстой. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Рассмотрим лексические нормы, существующие в русском языке, речевые ошибки, связанные с нарушением этих норм, и способы их устранения.

Выбор слова

Лексические ошибки, связанные с выбором слова, возникают по двум причинам:

1)незнание и неразграничение паронимов:

Члены паронимических пар 1) имеют разные лексические значения; 2)сочетаются с разными словами.

Например:

практический - практичный

Практический -относящийся к области практики, применению знаний на практике, прививающий умения и навыки. Сочетается со словами: практический совет, навык, интерес; практическая работа, деятельность, психология, подготовка, смекалка, практическое занятие, руководство, пособие.

Практичный –опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах; удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный. Сочетается со словами: практичный человек, костюм, цвет, способ добычи; практичная хозяйка, обувь.

Или:

нетерпимый – нестерпимый

Нетерпимый – такой, с которым нельзя мириться, недопустимый; не считающийся с чужим мнением, лишенный терпимости. Сочетается со словами: нетерпимый человек, спорщик, поступок, нрав; нетерпимое обращение с кем-либо, положение, поведение, бездействие, нетерпимые условия работы.

Нестерпимый –превышающий терпение, с трудом переносимый, очень сильный по степени своего проявления. Это имя прилагательное сочетается с отвлеченными именами существительными, обозначающими чувства человека, его физическое и психологическое состояние. Сочетается со словами: нестерпимый холод, мороз, стыд, свет, грохот; нестерпимая жара, обида, тоска; нестерпимое горе.

Лексическая ошибка смешения паронимов будет, например, в таких фразах:

В магазине продавали недорогую практическую (надо: практичную) обувь.

Игрушка была сделана из желтого искусного (надо: искусственного) меха.

На протяжении длительного времени смешивается употребление глаголов надевать (надеть) и одевать (одеть), но сохраняется их стилистическое разграничение.

В соответствии с литературной нормой первый глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на его производителя (надевать пальто, шубу, сапоги, очки и т. д.), а также в конструкциях с предлогом на (надеватьпальто на ребенка).

Второй глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на другой предмет, обозначенный прямым дополнением (одевать ребенка, куклу).

В литературной речи употребление глаголов оплатитьи уплатить разграничивается: оплатить проезд (сущ.в вин.п. без предлога) – уплатить за проезд(сущ. в вин. п. с предлогом за).

2)незнание лексического значения слов:

Слова следует употреблять в строгом соответствии с их семанти
кой, т. е. значением. К сожалению, в последние годы как в публицистике, так и в устной речи приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания:

Рассмотрим примеры неправильного выбора слова в связи с незнанием его значения.

Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5сентября. (слово декада не может быть употреблено в этом предложении, так как в переводе с греч. яз. означает десяток, десять). Следует сказать:

Дегустацияузбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5сентября.

Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию.

Аннотация– это вступительная статья к книге, в которой содержится обзор тем в ней изложенных. Следовательно, данное слово не может употребляться в этом предложении. Следует сказать:

Осужденный подал в суд высшей инстанции апелляцию.

В таких случаях говорят об использовании слова без учета его семантики. Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка. Устранять подобные ошибки можно простой лексической заменой.

Практика

Тест

1.В каком термине содержится понятие «боль»:

1)кардиалгия

2)цистоскопия

3)флеботомия

4)дистрофия

5)гидрофобия

2.Найдите слово со значением «исследование»:

1)эцефалопатия,

2)гастроскопия

3)кардиография

4)кардиограмма

5)флеботомия

3.Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»:

1)недостаток

2)боязнь

3)склонность

4)исследование

5)расширение

4.Укажите слово, составные части которого имеют значение «земля» и «учение»:

1)география

2)биология

3)экология

4)геология

5.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:

Некролог

1)памятник, находящийся над захоронением

2)врач, исследующий трупы

3)статья в газете об ушедшем из жизни человеке.

6.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:

Семинария

1)занятие, на котором выступают с докладами.

2)магазин, в котором продают семена.

3)духовное учебное заведение, в котором обучают будущих священнослужителей.

7.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:

Апелляция

1)просьба о пересмотре чего-либо

2)музыкальное произведение

3)косметическая процедура

8.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:

Феномен

1)необычное явление

2)страстный болельщик, поклонник

3)профессия

9.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:

Колосс

1)памятник архитектуры

2)памятник огромных размеров

3)название цветка

10.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:

Партер

1)вино

2)первые ряды в театре

3)товарищ по бизнесу

11.Определите, в каком ряду верно определено значение слова:

Демобилизация

1)отсутствие инициативы

2)увольнение из армии

3)отсутствие мобильной связи.

Упражнение 30

Найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении паронимов одеть – надеть. Напишите предложения в исправленном виде.

1.Зима одела землю снегом.

2.На мебель были одеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид.

3.После завтрака он одел сына и вышел с ним на прогулку.

4.Мать, больная гриппом, при кормлении грудного ребенка должна одевать марлевую повязку из четырех слоев марли.

5.Щиты съемной опалубки одевают на прутья каркасной арматуры.

Упражнение 31

Соедините слова с их синонимичными выражениями (устно):

1. Гуманист 1. Собиратель книг

2. Дебют 2. Пояснения

3. Деградация 3. Призыв в армию

4. Инициатор 4. Положение, основная мысль

5. Комментарий 5. Человек, любящий людей

6. Тезис 6. Упадок

7. Мобилизация 7. Первое выступление

8. Букинист 8. Зачинатель

Упражнение 32

Наши рекомендации