Выбрать один правильный ответ
А1. Изучением отдельных особей, популяций и сообществ и их взаимосвязей с окружающей средой занимается наука:
1) систематика 2) экология 3) физиология 4) генетика
А2. Антропогенный фактор – это:
1) воздействие растений и животных на организмы, популяции, сообщества
2) воздействие света и воды на организмы, популяции, сообщества
3) изменение среды обитания и самих организмов, популяций и сообществ
под влиянием деятельности человека
4) изменение среды обитания организмов в связи с изменением климатических условий
А3. Увеличение длины светового дня у большинства птиц вызывает:
1) линьку 2) развитие половых желез 3) накопление запасных жиров 4) отлет на юг
А4. Организмы продуценты, консументы, редуценты – основные структурные элементы:
1) биогеоценоза 2) вида 3) популяции 4) биосферы
А5. Из перечисленных ниже организмов принимают участие в минерализации органических веществ в почве:
1) дождевые черви 2) бактерии 3) почвенные клещи 4) личинки насекомых
А6. Укажите неверное утверждение. В ходе круговорота веществ энергия освобождается в процессе:
1) дыхания 2) гниения 3) брожения 4) фотосинтеза
А7. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:
1) сезонные изменения в природе 2) изменения погодных условий
3) колебания численности популяций одного вида
4) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов
А8. Конкуренция – это отношения между:
1) хищниками и жертвами 2) живыми организмами и абиотическими факторами
3) паразитами и хозяевами 4) организмами со сходными потребностями
А9. Из приведенных ниже сочетаний примером первичной сукцессии является:
1) мхи – лишайники – травянистые растения
2) лишайники – травянистые растения – кустарники
3) травянистые растения – мхи – лишайники
4) травянистые растения – лишайники – мхи
А10. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют:
1) конкуренцией 2) хищничеством 3) симбиозом 4) паразитизмом
А11. Грибы, включаясь в круговорот веществ в биосфере,
1) разлагают органические вещества 2) уменьшают запасы углекислого газа
3) участвуют в первичном синтезе органических веществ
4) участвуют в накоплении кислорода в атмосфере
А12. Восстановление елового леса на месте пожарища – это пример:
1) первичной сукцессии 2) вторичной сукцессии
3) конкуренции между видами растений 4) сезонных изменений в природе
А13. Определите правильно составленную пищевую цепь:
1) семена ели – еж – лисица – мышь
2) лисица – еж – семена ели – мышь
3) семена ели – мышь – еж – лисица
4) мышь – семена ели – еж – лисица
А14. Какой биотический фактор может повлиять на увеличение численности популяции белок в лесу?
1) увеличение численности паразитов 2) вырубка хвойных деревьев
3) увеличение численности сов и куниц 4) большой урожай семян ели
А15. Почему консументы не могут существовать без продуцентов?
1) не способны без них размножаться
2) консументы – более молодая в эволюционном плане группа
3) продуценты – основной источник минеральных веществ
4) не способны синтезировать органические вещества из неорганических
А16. Почему в агроценозах видовое разнообразие значительно беднее, чем в естественных экосистемах?
1) в почве агроценозов содержится меньше питательных веществ
2) в агроценозах культивируется один или несколько видов растений
3) круговорот веществ в агроценозах незамкнутый
4) агроценозы менее устойчивы
А17. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает:
1) наличие в ней хищников 2) применение на полях высокой агротехники
3) создание заповедных территорий 4) биологический круговорот веществ
А18. Скопления кальция в земной коре образовались благодаря функции живого вещества:
1) окислительно-восстановительной 2) газовой
3) концентрационной 4) энергетической
Часть 2.
В1 – В2. Выбрать три правильных ответа из шести.