Изучение типов предложения по цели высказывания и по интонации.
Одним из направлений в работе над предложением в начальной школе является формирование умения грамотно составлять и использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации, овладение правильным интонированием предложения. В современной научной и учебно-методической литературе предложения по цели высказывания делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. По наличию или отсутствию эмоциональной окраски различаются восклицательные и невосклицательные предложения. Данная точка зрения представлена в работах В. В. Бабайцевой [1], Е. С. Скобликовой [6], Д. Э. Розенталя [5], П. А. Леканта [3] и других лингвистов.
Разновидности предложений по цели высказывания носят название коммуникативных или функциональных типов предложения. Наиболее распространенным функциональным типом является повествовательное предложение, в котором заключается сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т.д.: Путем зла не доходят до добра (В. Шекспир); Дело науки – служить людям (Л. Толстой). Для выражения вопроса служат вопросительные предложения: Как мне поступить, Петр Егорович? (А. Островский); Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой? (А. Пушкин). Побудительные предложения выражают волеизъявление, различные побуждения к действию (требование, приказ, просьбу, совет, пожелание и т.д.): Хлеб-соль ешь, а правду режь (Пословица); Сейте разумное, доброе, вечное, сейте! (Н. Некрасов).
Каждый коммуникативный тип предложений оформляется различными грамматическими средствами, среди которых главная роль принадлежит интонации. Наряду с интонацией используются служебные слова, глагольные формы, порядок слов и пр.
Предложения каждого функционального типа с помощью восклицательной интонации, а возможно, и специальных слов (междометий, эмоционально-усилительных частиц и пр.) могут быть эмоционально окрашенными, т.е. восклицательными. В восклицательных предложениях повествование, вопрос или побуждение сопровождается сильно выраженным чувством говорящего (восхищение, возмущение, сожаление, радость, гнев, страх, досада, любовь и т.п.): Вечер такой славный! (А. Чехов); Как брань тебе не надоела! (А. Пушкин).
Предложения, в которых повествование, вопрос или побуждение не сопровождается сильно выраженным чувством говорящего, называются невосклицательными: Ветер осенний наводит печаль (Н. Некрасов); С чего начинается Родина? (М. Матусовский).
Рассмотренная выше классификация предложений по цели высказывания и по наличию или отсутствию эмоциональной окраски представлена в учебниках по русскому языку в начальной школе. Согласно ныне действующей традиционной программе (автор Т. Г. Рамзаева), в III классе учащиеся получают сведения о видах предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания), восклицательные и невосклицательные (по интонации). Младшие школьники учатся правильному, уместному использованию разных видов предложений в речевом общении (в устной и письменной форме).
Эффективность изучения темы «Предложение», в частности видов предложений по цели высказывания и по интонации, во многом зависит от уровня развития логического мышления младших школьников. Под логическим мышлением в научной литературе понимается «способность и умение правильно представлять себе явления действительности, их взаимоотношения, закономерности, согласно которым устанавливаются между ними те или иные связи; умение выделять среди многообразных понятий о предметах и явлениях действительности родовые и видовые понятия, классифицировать их по одному или нескольким признакам, устанавливать сходство и различие между различными классами явлений; умение показать, проанализировать и доказать, пользуясь правильной и убедительной аргументацией, истинность того или иного утверждения; умение обобщать, делать правильные выводы из правильных же предпосылок …, обнаруживать нарушения (ошибки) логического порядка в ходе рассуждений» [7, с. 57-58].
В данной статье предложена система упражнений, направленная на развитие умения определять вид предложений по цели высказывания и по интонации и одновременное формирование и совершенствование логического мышления учащихся.
Эти упражнения могут использоваться для закрепления полученных на уроке знаний и для повторения ранее изученного материала. Тип таких упражнений представлен в методике обучения русскому языку средствами субъективизации [2]. Такие упражнения очень эффективны, поскольку способствуют быстрому и прочному освоению учащимися изучаемого материала на основе параллельного интенсивного развития их важнейших интеллектуальных качеств: внимания, памяти, логического мышления, доказательной правильной речи и др. Автор данной статьи предлагает вариант системы упражнений указанного типа для темы «Предложение».
Работа начинается с упражнений с двумя объектами, которые оперируют с двумя предложениями. Например: Миша и Женя придумали предложения: Обращайтесь бережно с книгами; Ученик прочитал интересную книгу. Предложение Миши по цели высказывания побудительное. Какое предложение написал Женя?
Аналогично составляется упражнение на развитие умения определять вид предложения по интонации.
В дальнейшем задание постепенно усложняется. Одним из способов усложнения может служить выполнение упражнений на сопоставление утвердительных и отрицательных суждений. Например: Нина и Маша написали предложения: Как красиво в зимнем лесу!; На землю медленно падает пушистый снег. Известно, что Нина не писала восклицательное предложение. Какое предложение написала каждая из девочек?
Подобным образом составляется упражнение на развитие умения определять вид предложения по цели высказывания.
Другим способом усложнения является увеличение числа объектов и предложений. Например: Ваня, Митя, Коля написали предложения, разные по цели высказывания: Ребята повесили кормушку?; За окном чирикали воробьи; Помогайте птицам зимой. Предложение Вани по цели высказывания повествовательное. Митя не писал вопросительное предложение. Какое предложение написал каждый из мальчиков?
Далее вводятся упражнения, в которых дети должны охарактеризовать предложения, как по цели высказывания, так и по интонации. Составляются эти упражнения по аналогии с приведенными выше. Пример упражнения с четырьмя объектами: Оля, Катя, Вика, Соня придумали предложения: Не сорите на улице!; На школьной клумбе расцвели астры; Как чисто у нас во дворе! Дети играют в хоккей или в футбол? Предложения Оли и Кати по интонации восклицательные. Предложение Кати по цели высказывания повествовательное. Вика не писала вопросительное предложение. Какое предложение придумала каждая из девочек?
Методика работы с приведенными упражнениями состоит из двух этапов: 1) устное восприятие текста упражнения и выполнение предусмотренного в нем задания по языку и логике; 2) письменная работа по тексту упражнения.
На первом этапе дети анализируют предложения, дают ответ на вопрос в виде рассказа-умозаключения. Рассмотрим этот этап более подробно. Предложения, с которыми оперируют объекты, заранее записываются на доске. Учитель воспроизводит текст упражнения один раз, с предварительной установкой на его запоминание детьми. Учащиеся воспринимают данный текст на слух (кроме обозначенных предложений), стараясь его запомнить. После этого повторяют по памяти упражнение и дают вариант решения поставленной в нем задачи. Пример ответа к упражнению с четырьмя объектами: Не сорите на улице! Предложение побудительное, восклицательное. На школьной клумбе расцвели астры. Предложение повествовательное, невосклицательное. Как чисто у нас во дворе! Предложение повествовательное, восклицательное. Дети играют в хоккей или в футбол? Предложение вопросительное, невосклицательное. Известно, что предложения Оли и Кати по интонации восклицательные. Предложение Кати по цели высказывания повествовательное. Значит, Катя написала предложение Как чисто у нас во дворе! Оно повествовательное, восклицательное. Предложение Оли – Не сорите на улице! Оно побудительное, восклицательное. Вика не писала вопросительное предложение. Значит предложения Вики – На школьной клумбе расцвели астры. Оно повествовательное, невосклицательное. Предложение Сони Дети играют в хоккей или в футбол? вопросительное, невосклицательное.
Такого типа ответ первоначально может быть составлен коллективно. Постепенно учитель добивается от детей построения индивидуального ответа.
На втором этапе проводится письменная работа. Учащиеся по требованию учителя записывают одно или несколько из данных предложений и выполняют определенное грамматическое задание. Задания не содержат конкретных указаний и носят поисковый характер. Их выполнение требует напряженной мыслительной деятельности учащихся.