Тема 12. Основы теории аргументации
Теория к задачам 39-41: Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также внелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Обоснование может быть полным и неполным. При полном обосновании (доказательстве) тезис непосредственно следует из аргументов. Неполное обоснование называется подтверждением.
Доказательство – логическая операция полного обоснования истинности какого-либо положения с помощью других положений, истинность которых уже установлена. В структуру доказательства входят три элемента: 1) Тезис Т – доказываемое положение. 2) Аргументы – вспомогательные положения, с помощью которых обосновывается тезис. 3) Демонстрация – логическая связь между аргументами и тезисов. В качестве аргументов используются: 1) установленные общие положения (различного рода принципы, нормы права, законы, общие правовые, уставные положения и т.д.). 2) удостоверенные суждения о фактах (данные наблюдений, экспериментов, экспертиз, документы; статистические обобщения и т.д.) 3) суждения, принимаемые в качестве очевидных (аксиомы; постулаты; определения; высказывания, многократно проверенные практикой).
Доказательство может быть прямым и косвенным. При прямом доказательстве подбираются аргументы, прямо направленные на доказательство тезиса. При косвенном доказательстве используют антитезис – суждение, противоречащее тезису.
Схема прямого доказательства:
1. Подбираются аргументы, прямо направленные на обоснование тезиса (по дедукции, по индукции или аналогии).
Схема косвенного апагогического («от противного») доказательства.
1. Выдвигается антитезис.
2. Из антитезиса выводятся следствия.
3. Следствия сопоставляются с фактами.
4. Из ложности следствий выводится ложность антитезиса. А отсюда – истинность тезиса.
Задача 39: Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию
Пример 1: Доказать тезис: Все студенты группы 555 – успевающие студенты.
Решение:
А) Прямое дедуктивное доказательство:
Студенты, вовремя и успешно сдающие экзамены, являются успевающими студентами. Все студенты группы 555 вовремя и успешно сдают экзамены. Значит, действительно, все студенты группы 555 – успевающие студенты.
Здесь в качестве демонстрации применялся простой категорический силлогизм, построенный по первой фигуре:
Правила ПКС соблюдены. Значит, умозаключение построено правильно. Тезис доказан.
Б) Прямое доказательство по индукции:
Студент А – успевающий студент.
Студент Б – успевающий студент.
…
Студент Я – успевающий студент.
Студенты А, Б, .. Я – все студенты 555 группы.
Значит, все студенты 555 группы – успевающие студенты.
В) Косвенное апагогическое доказательство:
1. Условно выдвигаем антитезис: Если бы не все студенты группы 555 были успевающими.
2. Выводим следствия. Тогда бы среди них были задолжники по сессии.
3. Опровергаем следствия. Но среди них нет задолжников по сессии.
4. Значит, наше допущение «не все студенты группы 555 – успевающие студенты» ложно. Следовательно, истинно, что все студенты группы 555 – успевающие студенты.
Пример 2. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования; определите, является ли обоснование тезиса достоверным или вероятным: Алкоголь - яд для человеческого организма. а) записываем тезис: Алкоголь - яд для человеческого организма (Т);б) подбираем аргументы: - под воздействием алкоголя печень расширяется, ее функции частично подавляются, что приводит к циррозу (а1); - под воздействием алкоголя нервная система входит в состояние возбуждения, что может привести к неврозу (а2); - под постоянным воздействием алкоголя начинается деградация личности и проявляются признаки слабоумия (а3);в) Вид индуктивного вывода - неполная индукция.г) Обоснование правдоподобно.Теория к задаче 40. Опровержением называется логическая операция установления ложности или необоснованности положения, выдвинутого в качестве тезиса. Поскольку доказательство состоит из 3 элементов, то и опровержение может быть трех видов: опровержение тезиса, опровержение аргументов и опровержение демонстрации.
Опровержение тезиса – это операция, цель которой показать несостоятельность тезиса. Опровержение тезиса может быть прямым и косвенным.
Схема прямого опровержения:
1. Условно допускается истинность положения, выдвинутого в качестве тезиса (Т).
2. Из тезиса выводятся следствия. (Приводим к абсурду).
3. Следствия сопоставляются с фактами. Делается вывод о ложности следствий.
4. Из ложности следствий выводится ложность тезиса.
Схема косвенного опровержения:
1. Сразу же выдвигается антитезис (собственная точка зрения).
2. Доказывается антитезис (доказательство прямое).
3. Из истинности антитезиса выводится ложность тезиса.
Задача 40: Построить прямое и косвенное опровержение тезисов.
Пример: Опровергнуть тезис: «Всякий человек может работать юристом в суде».
Решение:
Прямое опровержение:
1. Допустим, что всякий человек может быть юристом в суде.
2. Значит, юристом в суде мог бы быть и ребенок, и ранее судимые лица.
3. Но дети и ранее судимые лица работать юристами в судах не могут.
4. Значит, не всякий человек может работать юристом в суде.
Косвенное опровержение: __
1. Сразу выдвигаем антитезис Т (противоречащее суждение по логическому квадрату): «Некоторые люди не могут работать юристами в судах».
2. Доказываем собственную точку зрения (антитезис) - доказательство прямое. Здесь удобнее применить индуктивный метод: «Согласно действующим положениям, юристами в судах не могут работать, например, лица, имеющие судимость, а также лица, имеющие близких родственников, имеющих судимость».
3. Следовательно, тезис «Всякий человек может быть юристом в суде» - ложный.
Опровержение тезиса прямым и косвенным методом завершено.
Опровержение аргументов состоит в показе ложности или необоснованности доводов, приводимых противником для доказательства своего тезиса. / Т: «Смит – щедрый человек, потому что он заплатил за всех в ресторане». Вы нападаете на аргумент и показываете его несостоятельность: «Он заплатил не из своего кармана, а эти расходы оплачены его спонсором»/. Следует, правда, помнить, что разоблачение ошибки в аргументации, хотя и разрушает доказательство, но отнюдь еще не свидетельствует о ложности выдвинутого тезиса. Когда же опровержение аргументации выдают за опровержение тезиса, то совершают ошибку «подмены тезиса»: опровергнув одно, выдают это за опровержение другого.
Опровержение демонстрации заключается в показе того, что тезис не следует из приведенных аргументов, что в выводе допущена логическая ошибка. /«Все дети любят мороженное, а Петров – не ребенок. Поэтому, Петров не любит мороженное». Стандартная форма данного умозаключения – первая фигура простого категорического силлогизма. Нарушены правила первой фигуры и правила терминов простого категорического силлогизма. К тому же посылка что все дети любят мороженное – спорный (произвольный) аргумент/.
Задача 41: Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).
Теория: При выполнении этого задачи следует учитывать правила аргументации:
Правила, касающиеся тезиса:
1. Тезис должен нуждаться в доказательстве. Бессмысленно доказывать очевидные вещи. Также нельзя доказывать или опровергать то, что связано с индивидуальными вкусами людей. /«Эта песня – самая красивая» - О вкусах не спорят/.
2. Тезис должен быть сформулирован четко и ясно. Если суждение простое, то должны быть выяснены все неясные для нас понятия в него входящие, а также количество, модальные характеристики тезиса; если суждение сложное, то должен быть понятны логические связки между составляющими суждениями. Проще говоря, тезис не должен быть двусмысленным и неопределенным. Примеры неясных тезисов: «Демократы лучше либералов». - Неясно, о каких демократах и либералах идет речь, и в каком отношении «лучше». Если кто-нибудь говорит: «Когда солнце садится в тучи, назавтра будет дождь», то естественно уточнить количество тезиса: «Всегда или в большинстве случаев?». Если вы хотите сказать: «и камень мыслит», то предварительно вы должны пояснить, что вы понимаете под словом «мышление».
3. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. Ошибка называется «подменой тезиса». Например, некто выдвигает тезис: «Все население некоего села поддерживает кандидатуру некоего кандидата в депутаты». И приводит аргументы, что «все опрошенные аграрии и пенсионеры собираются за него голосовать». Тем самым, он доказывает не исходный тезис, а более слабый: «Некоторые жители села поддерживают данного кандидата».
4. В тезисе не должно быть логического противоречия. /«Когда я утром вышел из дома, был уже вечер»/.
Правила, касающиеся аргументов:
1. Аргументы должны быть истинными. При нарушении этого правила возникают ошибки необоснованности аргументов: а) «ложный аргумент», когда аргументатор не знает о ложности аргумента; б) «лживый аргумент», когда аргументатор знает о лживости аргумента /«Через сто дней после начала наших реформ в России наступит социально-экономическое процветание»; «Это лекарственное средство поможет от всех болезней», «А знаете ли вы, что 9 из 10 фармацевтов сами принимают Стрепсилс»/; в) «произвольный аргумент», когда аргумент может быть и не ложен, но сам требует должного доказательства /«скоро будет конец мира»/; г) «необоснованная ссылка на авторитет», когда ссылаются на мнение неспециалиста в данной области; когда подобные ссылки применяют не в качестве косвенных доводов, а вместо прямых; когда некие слова «выдергиваются из контекста».
2. Истинность аргумента должна быть доказана независимо от тезиса.
Соответствующая ошибка («круг в доказательстве») возникает, если для обоснования аргумента используется сам тезис /А: - «Люди – разумные существа, потому что они умеют разговаривать». В: - «Но животные также могут общаться между собой». А: - «Люди разговаривают иначе, чем животные, потому что они разумные»/.
3. Аргументы должны быть релевантными (от англ. relevant – относящимися к делу) по отношению к тезису.
4. Аргументов должно быть достаточно для доказательства тезиса.
Правило, касающиеся демонстрации:
1. В случае доказательства тезис должен логически следовать из аргументов. В случае подтверждения аргументы должны подтверждать тезис, то есть повышать степень вероятности его истинности. Когда в доказательстве тезис не следует из аргументов, то возникает ошибка «не следует». Примеры ошибки «не следует»: а) «Хлеб у нас подорожает, потому что в Америке было землетрясение»; б) «Н. – добрый и порядочный человек, поэтому он не причастен к преступлению».
Хотя правила сами по себе довольно просты, но их формулировка важна для того, чтобы предупредить некоторые типичные ошибки логического характера.
Методические указания составлены доцентами Гомбоевой Л.В. и Кузьминым А.В. для решения задач по учебному пособию «Логика: сборник задач». Улан-Удэ, изд-во ВСТГУ, 2004.
[1] Поскольку ПКС строится из простых категорических суждений, прежде всего, необходимо вспомнить теоретический материал к теме «Простые суждения».
[2] Распределенность терминов см. в теории к задаче 16.
[3] Определения различных видов простых суждений указаны в теории к задачам 14-18.
[4] Определение логического закона дано в теории к задачам 20, 21.
[5] Необходимая теоретическая информация по дедукции и индукции описана в предыдущем задании.