Структура и семантика словосочетаний
Структуру словосочетания составляет совокупность 4-х конструктивных признаков:
1) грамматическая природа сочетающихся слов;
2) вид подчинительной связи;
3) наличие или отсутствие служебных слов;
4) порядок слов. В современном русском языке словосочетания строятся по определенным структурным схемам, моделям. Например, «прилагательное + существительное» - сильная держава, веселый смех; «глагол + существительное в винительном падеже» - принимать бюджет, читать статью; «глагол + наречие» - говорить громко, повторить вслух; «числительное + существительное в родительном падеже» - три студента и др.
Словосочетание обладает свойственным лишь ему грамматическим значением, которое определяется характером синтаксических отношений между зависимым и главным компонентами.
Выделяются четыре основные типа синтаксических отношений в словосочетании:
1. Атрибутивные (определительные) отношения - это отношения - это отношения между предметом и его признаком. Они возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных с прилагательными, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными, полными причастиями, существительными, наречиями, инфинитивом: городской сад, наш дом, третий курс, прочитанная лекция, радость победы, кофе по-турецки, стремление выступить. Атрибутивные отношения выделяются при помощи вопросов какой? чей? В этом случае зависимое слово в предложении выступает в роли определения.
2. Объектные отношения - это отношения между действиями и предметами приложения действия. Они возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов с именами существительными, местоимениями-существительными и реже с инфинитивом: писать лекцию, провожать его, просить беречь. Объектные отношения могут складываться и в словосочетаниях с главным словом прилагательным, существительным и категорией состояния: покорение вершины, достоин помощи, жаль товарища. Объектные отношения выявляются в том случае, если к зависимому слову можно поставить только вопрос косвенного падежа. В этом случае зависимое слово в предложении выступает в виде дополнения.
3. Обстоятельственные отношения - это отношения действия к различным обстоятельствам, в которых оно совершается. Они свойственны глагольным словосочетаниям, так как действия всегда происходят в каком-то месте, времени: отдыхать у моря, возвращаться утром, пропустить по болезни, уехать осенью, читать быстро. Среди этих отношений выделяются пространственные, временные, причинные, целевые, условные, уступительные. Данные отношения позволяют ставить «обстоятельственный» грамматический вопрос от главного слова к зависимому. В этом случае зависимый компонент в предложении выступает в роли обстоятельства.
В особую группу выделяются комплетивные (восполняющие) отношения - «предметы и их количества». Они возникают при информативной недостаточности главного слова, когда появляется необходимость в смысловом добавлении. Зависимое слово восполняет информативную недостаточность главного слова: две березы, много сказок, слыть чудаком, маю звезд, в третьем часу. В слово-сочетаниях с восполняющими отношениями нельзя поставить смысловой вопрос от главного слова к зависимому, так как главное слово информативно недостаточно и составляет с зависимым словом тесное единство. Словосочетание с этим значением выполняет обычно роль одного члена предложения.
Задания для самопроверки
1. Определите тип синтаксических отношений в словосочетаниях.
I. Тетрадь студента, интересное сочинение, составить тезисы, любоваться морем, солнечный день, три месяца, чтение книги, помочь товарищу, измерить площади, находиться в аудитории, скошенная трава, рассказывать улыбаясь, отсутствовать по болезни, второй отряд, писать карандашом, важный вопрос, говорит!, с увлечением, повернуть назад, тихо шептать, осенние цветы, интересоваться искусством, идти прихрамывая, заниматься в библиотеке, платок сестры, пришел вечером, поймать окуня, выехать из города, третий с краю, доволен успехами, множество цветов.
II. Сильные морозы, поднять температуру, снежный покров, бежать вдогонку, лепить из снега, строить замок, песочные часы, два человека, поехать на экскурсию, интересный собеседник, серое небо, много вопросов, готовый к бою, обладающий знаниями, вестник лугов, память о чуде, цепочка из золота, староста группы, рекомендовать посмотреть, ехать наугад, ряд вопросов, много снега, вред здоровью, город на Неве, впереди на шаг, рисовать узорами.
Виды словосочетаний
По степени синтаксической спаенности в синтаксисе различаются синтаксически свободныеи синтаксически несвободные (цельные) словосочетания.
Свободные словосочетания - это такие, которые состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение. Каждый их компонент выполняет в предложении роль отдельного члена предложения. Компоненты свободных словосочетаний могут замещаться словами соответствующей категории: золотая осень, ранняя осень, холодная осень, дождливая осень.
Несвободные(нечленимые, неделимые, цельные) - это словосочетания, тесно лексически связанные и нечленимые в данном контексте. Хотя каждое слово в них сохраняет самостоятельное лексическое значение, в предложении они всегда являются одним членом предложения: три друга, маю слов несколько учеников, никто из них, хотел поступать, начал учиться, готов помочь и др. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания обнаруживаются только при функционировании в предложении, где они утрачивают раздельность компонентов: Один из студентов вернулся поздно (один из студентов -подлежащее).
От свободных и синтаксически несвободных словосочетаний следует отграничивать устойчивые, фразеологические сочетания, в которых компоненты утрачивают самостоятельность: гонять лодыря, бить баклуши, зайти в тупик, строить воздушные замки, держать нос по ветру, дать слово, филькина грамота.
Задание для самопроверки
1. Определите, какие словосочетания являются синтаксически свободными, какие - синтаксически несвободными (цельными), какие - фразеологическими. Докажите это.
1) Крутая гора, упасть с лестницы, интересное сообщение, попасть впросак, три книги, думать о жизни, тянуть время, тянуть канат, тянуть лямку.
2) Сидеть дома, что-то странное, на седьмом небе, на седьмом этаже, воспитание детей, много песен, отец с матерью, кровь с молоком, любовь к Отчизне, жить в деревне, сидеть молча.
3) Зеленая листва, зеленая тоска, зеленая крыша, зеленая молодежь, двое из группы, дом из кирпича, начал рассказывать, пришел в ярость, тихой сапой, лепить бабу, золотой юбилей.
4) Трое из сидевших, витать в облаках, перистые облака, начал помогать, между двух огней, никто из детей, любить детей, низкого роста, уметь мастерить.
5) Остался дома, остался с носом, чувство локтя, прекрасное чувство, сесть на диван, сесть в лужу, хотел поступить, кто-то из толпы, бабье лето.
При делении словосочетаний по структуре принято выделять простые и сложные.
Простыесловосочетания состоят из двух знаменательных слов: принять решение, красивое пальто, курс обучения, тропинка из рощи. Эти словосочетания построены на основе одного вида связи (или согласования, или управления, или примыкания). Как правило, простые словосочетания двусловны, но могут иметь в своем составе и три слова при наличии аналитических форм (самый красивый город, будет учить в школе).
Сложные словосочетания состоят из трех и более знаменательных слов. Они образуются на основе разных видов связи: увлеченно смотреть новый фильм, первые цветы в апреле. Чаще всего сложные словосочетания образуются из простых словосочетаний путем различной комбинации их:
1) словосочетания, в которых связь исходит из одного слова: защитить диплом в срок; великая сила души; тихо рассказывать сказку.
2) словосочетания, в которых связь исходит из разных слов: выступление молодых актеров; показать интересный фильм; свет яркой звезды.
При такой классификации простых и сложных словосочетаний все внимание направлено на вид связи. Существует еще группа словосочетаний, переходных от простых к сложным; в них входят словосочетания, в составе которых имеются синтаксически несвободные словосочетания: девочка семи лет, юноша с голубыми глазами, знать много песен, купить три тетради.
Таким образом, при определении количественно-структурного типа словосочетаний следует обращать внимание не только на количество слов, но и на количество случаев связи: в словосочетании самый приятный отдых - 3 слова, но один случай связи между словоформой самый приятный и словом отдых - согласование, поэтому такое словосочетание называется простым. А между словом самый и приятный связи нет, потому что это сложная форма сравнительной степени прилагательного.
Задание для самопроверки
1. С данными словами образуйте сложные словосочетания двух видов: а) чтобы связь исходила от одного главного слова; б) чтобы связь исходила от разных главных слов.
Образец:
Желание выиграть время - сложное словосочетание, в котором связьисходит от главного слова выиграть; желание выигратьи выиграть время,
Стены кирпичного дома - сложное словосочетание, в котором связь исходит от разных главных слов: стены дома, кирпичного дома.
Читать, тропинка, ждать, надежный, полезнее, город.
2. Определите структурно-количественные типы словосочетаний: простые (двухкомпонентные и трехкомпонентные) и сложные. Охарактеризуйте несвободные компоненты простых (трехкомпонентных) словосочетаний. Укажите особенность строения сложных словосочетаний.
Образец:
Любить спорт - свободное простое (двухкомпонентное) словосочетание;
Будем искать решение - свободное простое (трехкомпонентное) словосочетание, один из компонентов словосочетания - будем искать -представляет собой аналитическую форму глагола (сложное будущее время);
Бежать сломя голову - свободное простое (трехкомпонентное) словосочетание, один из членов словосочетания - сломя голову - является фразеологически несвободным компонентом;
Встретиться с интересными людьми - сложное свободное словосочетание.
I. Наши южные просторы, самая справедливая политика, неудержимо желать увидеться, досками забить дверь, приходили раньше всех, будем играть с ровесниками, девушка с прекрасными глазами, самые дальние полеты, спал мертвым сном, желание выиграть пари, написать письмо матери, проезд к трем деревням, послание от двух друзей, испорчен до мозга костей.
2. Проснуться ни свет ни заря, увидеть что-нибудь интересное, вернуться вечером, пригласить друзей, за друга ручаюсь головой, вернуть книгу в библиотеку, самое большое озеро, рад видеть ее, более высокие оценки, будем учиться в университете, смелый в бою воин, желание покорить сердце, менее полезная поездка, оставить одного из студентов, самое приятное заблуждение, сильный туман, строить воздушные замки.
III. Пустынный остров, дом с черепичной крышей, охотничий домик в лесу, буду спускаться с вершины, знакомы с давних пор, уметь строить здание, говорить по-дружески, очень теплое сообщение, человек могучего здоровья, жить душа в душу, любоваться синим морем, твой родной город, первая гроза в мае, говорить с юмором, послать три письма, занятие музыкой, заниматься по четвергам, работать на осеннем поле, ехать лесом, добывать хлеб насущный, сражаться с ветряными мельницами.
Классификация словосочетаний по главному слову опирается на морфологическое выражение главных слов. В соответствии с этим различаются следующие типы словосочетаний:
1. Именные словосочетания, которые в зависимости от характера имени делятся на:
а) субстантивные(главное слово - имя существительное): зимний день, мой дом, отрывок из повести, умение нравиться, свидание с другом, седьмой день.
б) адъективные (главное слово - имя прилагательное): полезный для здоровья, едва слышный, широкий в плечах, способный организовать, очень известный, равнодушный ко всему.
в) с главным словом числительным: три друга, два студента, один из немногих, пятый по списку.
2. С главным словом местоимением: кто-то из ребят, нечто необычное, кто-нибудь из знакомых, каждый из них, некто в сером, что-нибудь особенное, любой из выступающих.
3. Глагольные словосочетания. В роли главного слова выступают различные формы глагола (причастия и деепричастия): доверить другу, нарушить границу, стремиться к знаниям, думающий о жизни, вспоминая о прошлом.
4. Наречные(адвербиальные) словосочетания. В роли главного слова выступает наречие или категория состояния: очень громко, по-осеннему холодно, больно руку, далеко от дома, мне весело, высоко в горы, хорошо в лесу. Следует отметить, что некоторые лингвисты выделяют словосочетания с категорией состояния в роли главного слова (очень больно, мне грустно, трудно с ним) в отдельную группу.
Задания для самопроверки
1. Выпишите словосочетания, сгруппировав их в зависимости от принадлежности главного слова к определенной части речи:
Именные;
Глагольные;