Основные определения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ПО РАЗДЕЛУ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета, преподавателей медицинских вузов, санитарных врачей
Под общей редакцией заслуженного деятеля науки РФ,
проф. Ю.Р. Теддера
Архангельск, 2003 г.
УДК 614. 3 (072)
О.А. Анциферова, В.С. Смолина, Ю.Р. Теддер. Государственный санитарный надзор по разделу гигиены питания и его организационно-правовые основы / Методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета, преподавателей медицинских вузов, санитарных врачей / Под общей редакцией заслуженного деятеля науки РФ, проф. Ю.Р.Теддера. - Архангельск: СГМУ, 2003.- с.
Рецензент: Зав. отделом гигиены питания ЦГСЭН в Архангельской области П.П. Гордиенко
Рекомендовано к печати центральным координационным методическим советом СГМУ. Северный государственный медицинский университет, 2003.
ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ПО РАЗДЕЛУ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные направления государственного санитарного надзора в гигиене питания и его организационно-правовые основы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
· составление плана работы отделения гигиены питания ЦГСЭН на месяц, квартал, год;
· оценка деятельности отделения гигиены питания по основным показателям.
ВОПРОСЫ:
1. Санитарный надзор по разделу гигиены питания. Цель, задачи, объекты контроля. Краткая историческая справка становления и развития санитарного надзора.
2. Структура государственной санитарно-эпидемиологической службы. Права и обязанности должностных лиц госсанэпидслужбы по разделу гигиены питания.
3. Основные виды деятельности врача по гигиене питания. Планирование, формы и методы работы по гигиене питания учреждений госсанэпидслужбы
4. Взаимодействие санитарной службы с другими госструктурами. Профессионально-деонтологические принципы. Ответственность за нарушение санитарного законодательства.
5. Испытательные лабораторные центры ЦГСЭН. Организационная структура. Организация работы по разделу гигиены питания.
6. Система аккредитации испытательных лабораторных центров Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
7. Оценка деятельности отделения гигиены питания ЦГСЭН.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью охраны здоровья населения и среды обитания.
среда обитания человека - (среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
санитарно-эпидемиологическое благополучие - это такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности;
санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия, организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых пищевых отравлений и их ликвидацию;
социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;
санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (или несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной или иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;
САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА ПИТАНИЕМ. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ
С апреля 1999 года Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ (ГСЭС) осуществляет Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с новым издательством Закона РФ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Санитарный надзор в области гигиены питания является частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Цель санитарного надзора в области гигиены питания - сохранение, укрепление здоровья населения путем предупреждения (профилактики) заболеваний и нарушений в организме, связанных с употреблением недоброкачественной пищи, недостаточным ее количеством, несбалансированностью состава, неправильным режимом и неудовлетворительными условиями питания.
В соответствии с этим объектами контроля являются продовольственное сырьё, пищевые продукты, пища, пищевые предприятия, оснащение, оборудование, транспорт и другие объекты, обслуживающий их персонал, а также все элементы организации питания.
Основные задачи государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в осуществлении санитарного надзора за питанием:
1. предупреждение заболеваний, вызванных употреблением продуктов не соответствующих требованиям безопасности (инфекционные, паразитарные заболевания, пищевые отравления);
2. предупреждение алиментарных заболеваний, вызванных нарушением структуры питания.
3. государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование.
4. социально-гигиенический мониторинг
Для успешного выполнения данных задач в ходе проведения санитарного надзора за питанием необходимы следующие направления деятельности:
· проведение санитарно-гигиенического контроля и оценка состояния питания населения,
· проведение гигиенического мониторинга с целью изучения структуры питания населения;
· проведение гигиенической экспертизы пищевых продуктов;
· проведение предупредительного и текущего санитарного надзора за объектами пищевой промышленности, торговли и общественного питания;
· гигиеническое образование и воспитание работников пищевых объектов;
· пропаганда знаний по гигиене питания среди населения;
· в целях формирования государственных информационных ресурсов необходимо статистическое наблюдение (социально-гигиенический мониторинг) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на Федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
· необходимо проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
· разработка предложений о проведении санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
· работа по контролю за:
- выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, предусмотренных санитарным законодателдьством;
- выполнением предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- санитарно-эпидемиологической обстановкой;
- санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
· разработка мероприятий по предупреждению нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в пределах компетенции, установленной Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», осуществляется следующими государственными службами:
· органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;
· Государственной ветеринарной службой РФ;
· Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей РФ;
· Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии;
· Государственной хлебной инспекцией при правительстве РФ.
САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА ПИТАНИЕМ. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САНИТАРНОГО НАДЗОРА
Санитарный надзор за питанием является одной из самых древних форм гигиенических мероприятий, проводимых с целью предупреждения возникновения заболеваний, обусловленных приемом недоброкачественных пищевых продуктов.
Запреты на использование недоброкачественных пищевых продуктов существовали у древних евреев и в древней Греции. В древних Афинах проверяли пиво и вина для обеспечения их чистоты и доброкачественности. В Древнем Риме были специальные чиновники - эдилы, наблюдающие за качеством продуктов на рынках. Римляне для защиты потребителей от мошенничества или от продажи им некачественной или фальсифицированной продукции создали хорошо организованную систему государственного контроля за пищевыми продуктами.
В средние века в Европе отдельные страны приняли законы о качестве и безопасности яиц, колбасы, сыра, пива, вина и хлеба; некоторые из этих законов действуют и поныне.
На Руси в 1546 г. был издан указ Ивана Грозного о повышении качества соли и строгом наказании лиц, виновных в загрязнении соли ядовитыми примесями. В 1551 г. В решениях Стоглавого Собора нашли отражение некоторые вопросы питания, в частности о запрещении потребления кровяной колбасы.
В том же 1551г во время эпидемии в Новгороде проводили ряд карантинных мероприятий: прекращали ввоз и вывоз всех товаров, все зараженные предметы сжигались; тех же людей, которые въезжали с товаром из зараженных мест, сжигали с товаром.
В 1624 г. царь Михаил Федорович издал указ об усилении надзора за хлебопечением и торговлей хлебом. По-видимому, на издание приказа повлияло присутствие на Руси иностранных медиков, которые были приглашены при Иване IV из Англии. Известно, что закон, регламентирующий качество хлеба на рынках был также издан и в Англии, но только в 14 веке, т.е. практически на три столетия раньше.
Выдающуюся роль в обеспечении санитарного надзора за питанием в России сыграли реформы и указы Петра I. Петр I придавал большое значение санитарно-предупредительным мероприятиям. При его правлении санитарный надзор за качеством продуктов распространился с рынков и на питание в армии.
Вторая аграрная революция, произошедшая в Европе в середине XVII века, привела к значительному разнообразию продуктов питания. В пищевой рацион вошли высококалорийный картофель и бобовые, завезенные в Европу из Америки. Увеличился севооборот, произошло значительное развитие земледелия, усовершенствовались механизированные орудия сельскохозяйственного производства. Как и при первой аграрной революции, улучшение питания привело к снижению уровня смертности и увеличению численности населения. Избыточное население мигрировало в города, что обеспечило промышленную революцию рабочей силы и в тоже время привело к появлению новых требований к снабжению продовольствием. Промышленная революция, начавшаяся в Европе в конце XVIII века, дала технический и экономический толчок развитию технологии переработки и хранения продуктов питания, а также торговле продуктами питания на разных континентах и между континентами
В это время санитарный надзор вообще, и надзор за питанием - в частности, получил некоторые научные обоснования в руководствах по военной гигиене А. Бахерахта (1780), в " Карманной книге по военной гигиене" профессора Медико-хирургической академии И. Энегольма (1813), в лекциях и книгах М. Мудрова (1776 -1831) и в других работах. Врач И.Х. Вельчин (1767-1829) впервые поставил вопрос не только о контроле за качеством пищевых продуктов, соблюдением санитарных условий при их хранении и торговле, но также предложил ряд аналитических методов исследования продуктов на доброкачественность. Хотовицкий С.Ф. и позже А.Н. Якобий применяли экспериментальные методы для определения качества пищевых продуктов.
Но в России даже, несмотря на то, что в 1801 г были открыты первые пять санитарно-гигиенических лабораторий, развитие санитарного надзора шло крайне медленно. Только в 1879 г земским учреждениям было предоставлено право санитарной регламентации, т.е. право на издание обязательных санитарных постановлений для населения с участием в надзоре за их исполнением. И только перед первой мировой войной Министерство путей сообщения установило должности санитарных врачей почти на всех железных дорогах, а Управление водных путей и шоссейных дорог ввело институт санитарных врачей на всех судоходных реках, при каждом санитарном враче была лаборатория, которая обязана, была проводить анализы воды и пищевых продуктов. Во всех земствах и городах были организованы санитарные бюро во главе со старшим санитарным врачом.
В 80-х - 90-х годах XIX века в половине губерний России существовали санитарные организации и практиковали санитарные врачи. Санитарный надзор за питанием получил экспериментальное обоснование. С участием А.П. Доброславина (Военно-медицинская академия), Якобия (Казанский университет), М.С. Субботина (Киевский университет), М.Я. Капустина (Новороссийский университет) организовались первые санитарные гигиенические кафедры.
По инициативе А.П. Доброславина в 1887 г. в Петербурге была организована "нормальная столовая", В том же 1887 г. на 2-м съезде русских врачей С.Ф. Бубнов выдвинул идею о необходимости введения общественного контроля в России над продажей продуктов питания. В 1888г опять же по инициативе А.П. Доброславина была открыта первая в России аналитическая пищевая станция, в которой производились санитарно-гигиенические исследования пищевых продуктов, определение их доброкачественности, а также изучение питательной ценности продуктов питания и их усвояемости. Позже при содействии Ф.Ф. Эрисмана в Москве была создана городская станция для исследования пищевых продуктов, которая после Великой Октябрьской Революции была преобразована в Санитарный институт имени Ф.Ф. Эрисмана.
Санитарный надзор за питанием, как система государственного контроля формировался и после Октябрьской революции. В 1918 году создается Народный Комиссариат РСФСР, в его составе предусматривается санитарно-эпидемиологическая секция, в ней отдел пищевой санитарии и санитарного просвещения. В местных Советах рабочих и крестьянских депутатов организуются медико-санитарные отделы, включающие санитарные подразделения. В 1922 г. издается декрет Совнаркома РСФСР "О санитарных органах республики". Этот декрет положил начало созданию государственной санитарной организации страны, определил ее структуру, задачи, которые затем развивались и уточнялись. Во всех документах предусматривался санитарный надзор за пищевыми продуктами и питанием населения, для чего в санитарно-эпидемиологических учреждениях в зависимости от их категории имелись отделения, лаборатории гигиены питания, врачи специалисты по гигиене питания и соответствующее оснащение.
Основными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющими санитарный надзор за питанием, являлись санитарно-эпидемиологические станции (СЭС). Они возникли впервые на Украине в 1927 г., в 1932 г. начали создаваться в РСФСР, затем распространились по всей стране. Санитарная служба в Архангельске была организована в 1941 году. Возглавлял ее Сперанский С.П., работая одновременно на кафедре общей гигиены в медицинском институте. В 1991 г. вместо СЭС, согласно закону РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 1991 года, в структуру санитарной службы были введены центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН).
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Государственную санитарно-эпидемиологическую службу РФ возглавляетДепартамент госсанэпиднадзора Минздрава России, во главе которого стоит Главный государственный санитарный врач РФ.
В подчинении Департамента госсанэпиднадзоранаходятся центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) субъектов федерации:автономных республик, округов, краев и областей; в составе которых находится территориальная сеть Центров ГСЭН городов, районов, Центры госсанэпиднадзора на транспорте (водном и воздушном), а такжесеть государственных санитарно-эпидемиологических служб в составе министерств и ведомств. Во главе, которых также стоят главные государственные санитарные врачи.
В штаты ЦГСЭН входят санитарные врачи и санитарные фельдшеры всех гигиенических специальностей, в том числе и по специальности гигиена питания. Основными кадрами гигиенических лабораторий являются лаборанты с высшим образованием (санитарные химики), лаборанты соответствующих санитарно-химических профилей и санитарки.
Система госсанэпидслужбы РФ также включает в себя государственные научно-исследовательские учреждения.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ ПО РАЗДЕЛУ ПИТАНИЯ
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за питанием осуществляется должностными лицами.
Должностными лицами являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений (отделения гигиены питания) и их заместители. Специалисты по гигиене питания органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за питанием.
ПРАВА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ (раздел гигиена питания)
При исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения работники госсанэпидслужбы имеют право:
· получать документированную информацию по вопросам обеспечения с санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
· проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
· в целях проверки соблюдения санитарного законодательства и выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий, беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору;
· проводить отбор для исследований проб и образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов;
· в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими продуктов санитарным правилам, проводить досмотр транспортных средств и перевозимого ими продовольственного сырья и пищевых продуктов;
· составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений должностные лица имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
· об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
· о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продовольственного сырья и пищевых продуктов;
· о проведении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
· о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинских наблюдений за такими гражданами;
· о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний или пищевых отравлений.
ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ (раздел гигиена питания)
Должностные лица госсанэпидслужбы обязаны:
· своевременно и в полной мере исполнять полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечения нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
· устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений;
· рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;
· информировать органы власти и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых органами и учреждениями госсанэпидслужбы РФ мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
· осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
· соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей.
Должностные лица, осуществляющие Государственный санитарно - эпидемиологический надзор за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ. ПЛАНИРОВАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ
Выделяют следующие виды деятельности санитарных врачей:
· организационно- методическая работа;
· санитарный надзор;
· гигиеническая сертификация и экспертиза;
· санитарно-просветительная и консультативная работа;
· научно-практическая работа и участие в научно-практических конференциях.
САНИТАРНЫЙ НАДЗОР
Санитарный надзор осуществляется в виде двух основных, универсальных форм работы: предупредительного и текущего санитарного надзора.
Предупредительный санитарный надзор– это деятельность санитарного врача, заключающаяся в предупреждении, обнаружении и пресечении нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил на этапах разработки и ввода в эксплуатацию объекта контроля:
Предупредительный санитарный надзорявляется стройной системой мероприятий, законодательных актов, научно обоснованных гигиенических нормативов и правил, направленных на охрану окружающей среды, здоровья людей и улучшение качества жизни.
Правильное ведение работниками государственной санитарно-эпидемиологической службы предупредительного санитарного надзора обеспечивает наиболее эффективную работу по установлению санитарно-эпидемиологического благополучия.
Общие направления и объем работы по предупредительному санитарному надзору:
· контроль за перспективным планированием населенных мест;
· разработка норм проектирования пищевых предприятий;
· проведение предупредительного санитарного надзора за предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли. Работа заключается в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических требований, норм, правил при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и вводе в эксплуатацию любых объектов продовольственной сферы;
· согласование технологических проектов и рабочих чертежей на строительство или реконструкцию объектов продовольственной сферы в случаях, когда возникает необходимость частичного отступления от требований, действующих санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил, а также при отсутствии таких норм и правил;
· проведение предупредительного санитарного надзора за выпуском новых видов пищевой посуды, оборудования и упаковочных материалов. Работа заключается в экспертизе новых видов посуды, оборудования и упаковочных материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами при использовании для изготовления тары, упаковки, оборудования, инвентаря, а также моющих средств для посуды с последующей выдачей заключения;
· проведение предупредительного санитарного надзора за выпуском новых продуктов питания, пищевых добавок, биологически активных добавок. Работа заключается как в экспертизе и выдаче заключения на новые виды продукции, так и в экспертизе и выдаче заключений на новые виды технологий по изготовлению продовольствия, пищевых добавок, биологически активных добавок;
· проведение предупредительного санитарного надзора при конструировании и вводе в эксплуатацию новых технологических линий, агрегатов, машин и оборудования;
· экспертиза и выдача заключений на вновь разрабатываемые или пересматриваемые ГОСТы, технические условия (ТУ), рецептуры на пищевые продукты или на технологию новых видов продовольствия;
· экспертиза и выдача заключений на пересматриваемые нормы потребностей в питательных веществах и энергии;
· участие в разработке нормативов снабжения предприятий и объектов продовольственной службы оборудованием, оснащением, техническими средствами, спецодеждой и другими предметами, использование которых влияет на санитарное благополучие предприятия (объекта);
· участие в разработке и согласовании руководящих и инструктивных документов, регламентирующих различные элементы организации питания различных групп населения.
Текущий санитарный надзор - это деятельность должностных лиц санитарной службы по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений санитарного законодательства в области обеспечения санитарного благополучия на предприятиях на этапе эксплуатации пищевого объекта.
Общие направления и объем работы по текущему санитарному надзору.
Текущий санитарный надзор в области гигиены питания включает контроль за:
· организацией работы предприятий общественного питания, торговли, предприятий пищевой промышленности. Контроль осуществляется за выполнением правил транспортировки, приема, хранения и реализации продовольственного сырья и продуктов, соблюдением технологии приготовления продовольственного сырья и готовой продукции; контроль за поддержанием санитарного состояния пищевых объектов, оборудования, посуды, инвентаря, контроль за состоянием здоровья работающего там персонала и прохождением работниками пищевых предприятий установленного гигиенического обучения;
· соответствием выпускаемого и используемого оборудования, инвентаря, тары, упаковочного материала действующим санитарным нормам и правилам;
· безопасностью пищевых продуктов;
· соблюдением установленных гигиенических требований при использовании пищевых добавок в производстве продуктов питания;
· организацией питания организованных коллективов населения: детей, студентов, спортсменов, рабочих промышленного и сельскохозяйственного труда. Контроль осуществляется за организацией рационального, профилактического, лечебно-профилактического, диетического питания. Контроль за соблюдением установленного порядка витаминизации готовых блюд и пищевого продовольствия массового потребления;
· выполнением мероприятий по пропаганде гигиенических знаний в области питания;
· структурой питания всего населения при помощи организации санитарно-гигиенического мониторинга по питанию.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
От постановки организационно-методической работы зависят эффективность и качество предупредительного и текущего санитарного надзора.
Организационно-методическая работа включает:
· подготовку материалов и составление программ санитарно-оздоровительных мероприятий по населенному пункту;
· составление плана работы;
· освоение и внедрение в практику новых эффективных методов и средств профилактики заболеваний алиментарной природы, новых организационных форм и методов работы;
· подготовку и проведение организационно- методических совещаний, семинаров и др.;
· работа с кадрами; руководство работой помощников;
· проведение мероприятий по повышению гигиенических знаний лиц производящих и реализующих продукты питания. Повышение гигиенических знаний среди населения (лекции, беседы, семинары);
· проведение работы по рассмотрению заявлений и жалоб населения.
Планирование работы:
Планомерность работы - это основной принцип организации деятельности ЦГСЭН, в том числе отделения гигиены питания.
Различают текущие и перспективные планы, а также комплексные планы (программы) санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий.
Перспективные планы составляют на год, два. Выполнение годового плана обеспечивают текущим планированием работы - составлением квартальных планов и индивидуальных (личных) планов, графиков обследования объектов.
Составление плана: Вводная часть плана должна содержать описание основных целей и задач отделения гигиены питания. Далее план содержит сведения (планируемые мероприятия) по следующим разделам:
· Организационно - методическая работа.
· Работа по предупредительному санитарному надзору.
· Работа по текущему санитарному надзору.
· Санитарно-просветительная работа;
· Научно-практическая работа.
При составлении плана необходимы следующие графы (табл. 1).
Таблица 1
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок исполнения | исполнитель | примечание |
МЕТОДЫ РАБОТЫ
При осуществлении государственного санитарного надзора по гигиене питания используют различные методы работы:
· метод санитарного описания (составление санитарных паспортов, актов обследования, справок), дающий представление о возможном влиянии внешних факторов на здоровье населения.
· лабораторно-инструментальные методы, применяемые при углубленных санитарных обследованиях
· оценка объективных данных социально-гигиенического мониторинга, заболеваемости, в том числе алиментарного происхождения.
· статистический метод и анализ применяется при массовых наблюдениях для вскрытия закономерности явлений и выяснения причин их возникновения и развития.
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ И КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
Для улучшения структуры питания населения и профилактики пищевых отравлений необходимо повышать культуру населения в области питания. Пропаганда знаний по гигиене питания проводится в двух основных направлениях:
· привитие навыков правильного питания (устранение ошибок и вредных привычек в питании);
· формирование прочных гигиенических знаний по вопросам профилактики пищевых отравлений и алиментарных заболеваний.
При проведении санитарно-просветительной работы могут использоваться устный метод, печатный и наглядный методы пропаганды.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНОГО ВРАЧА
Выполнение экспертных и инспекторских функций врача по гигиене питания базируется на деонтологических принципах, которые дифференцируются на общие и специальные (табл.2).
Таблица 2.
Профессионально-деонтологические принципы деятельности санитарного врача
Общие профессионально-деонтологические принципы деятельности | Специальные профессионально-деонтологические принципы деятельности |
· уважение к профессии · идейная убежденность · активная жизненная позиция · высокая нравственность · профессиональная принципиальность · организаторские навыки работы · общекультурный уровень · навыки лектора - пропагандиста · физическая и психологическая подготовленность | · гигиеническое мышление · умение работать с литературой · практические навыки по решению выдвигаемых жизнью задач · навыки научного поиска, анализа и обобщения · соблюдение норм поведения санитарного врача · знание санитарного и основ гражданского законодательства |
Кроме того, возможно выделение следующих особенностей профессиональной деятельности санитарного врача:
1. При научном обосновании, внедрении и контроле выполнения профилактических мероприятий санитарные врачи ежедневно общаются с широким кругом должностных лиц. Это и руководители предприятий различных форм собственности, лечебно-профилактических учреждений, депутаты, представители законодательной и исполнительной власти, работники администраций районов, городов, областей, страны, представители различных контингентов и групп населения.
2. Для более быстрого достижения и закрепления положительных результатов в области достижения санитарно-эпидемиологического благополучия возникает необходимость в постоянном проявлении инициативы. То есть, деловой контакт возникает, как правило, по инициативе врача, причем очень часто он встречает психологическое сопротивление и противодействие со стороны должностных лиц. Отстаивая интересы государства, города, населения врач - гигиенист довольно часто оказывается в конфликтных ситуациях, обусловленных не характерологическими особенностями контактирующих лиц, а интересами дела.
Поэтому успех деятельности санитарного врача в значительной степени зависит от его умения войти в деловой контакт. От умения врача отыскать верный и адекватный стиль диалога и других форм общения, умения найти индивидуальный подход к руководителям разных уровней, умения их убеждать зависит устранение конфликтной ситуации, приведение диалога к консенсусу, или, вначале, хотя бы к компромиссу.
Следовательно, чтобы успешно выполнять свои обязанности, современный санитарный врач должен иметь квалифицированную медицинскую подготовку, широкое гигиеническое и социальное мировоззрение, которое основывается на объеме и качестве знаний и умений по смежным дисциплинам.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Административная ответственность устанавливается за:
1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации производственных помещений, оборудования, транспорта;
2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию РФ, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим вещества и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства;
3) невыполнение профилактических мероприятий.
Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственно-эпидемиологический надзор.
Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством РФ.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ ЦЕНТРЫ ЦГСЭН. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛУ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ