История педиатрии. Вскармливание. Физическое и нервно-психическое развитие детей
ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
На 2014-2015 учебный год
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ
Раздел 1
История педиатрии. Вскармливание. Физическое и нервно-психическое развитие детей.
1. Основные этапы развития и становления педиатрии в России. Ведущие педиатрические школы России и их вклад в развитие науки.
2. Здоровый ребенок – педиатрия развития. Клиническое понятие и критерии здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Группы здоровья.
3. Периоды детства: внутриутробный период развития, его характеристика, факторы, формирующие здоровье будущего ребенка. Критические сроки формирования пороков развития различных систем.
4. Периоды детства: новорожденный ребенок: оценка состояния при рождении, признаки доношенности и критерии степени зрелости, безусловные и условные рефлексы, переходные состояния, особенности ухода.
5. Периоды детства: грудной возраст, его характеристика. Темпы физического и нервно-психического развития. Особенности ухода и режима.
6. Периоды детства: развитие детей раннего возраста (от 1 до 3 лет), их характеристика. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в эти периоды. Организация ухода за здоровым ребенком раннего возраста, основные элементы режима дня.
7. Периоды детства: характеристика дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в эти периоды.
8. Общие закономерности процессов роста и развития (законы роста) в различные периоды детства.
9. Физическое развитие здоровых детей, регуляция темпов развития (генетическая, средовая, гормональная). Критерии оценки уровня физического развития детей и подростков.
10. Характеристика и возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей и подростков.
11. Возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей от 2-х до 18-ти лет.
12. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей первого года жизни как обоснование к грудному вскармливанию.
13. Физиология пищеварения у детей грудного возраста.
14. Формирование и роль бактериальной флоры у детей первого года жизни в зависимости от типов вскармливания.
15. Питание беременных и кормящих женщин.
16. Естественное вскармливание: определение, периоды. Понятие о свободном и регламентированном режимах вскармливания.
17. Химический состав грудного молока в процессе его созревания. Биологические компоненты и противоинфекционные свойства грудного молока.
18. Преимущества грудного вскармливания, его ближайшие и отдаленные последствия Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «поощрение и поддержка грудного вскармливания».
19. Факторы, формирующие лактацию. Питание беременной и кормящей женщины. Профилактика гипогалактии. Факторы, формирующие лактацию.
20. Лактация: фазы лактации. Гормоны, регулирующие анатомическую перестройку молочной железы и лактацию.
21. Правила и техника кормления ребенка грудью, роль раннего первого прикладывания к груди. Противопоказания к первому прикладыванию и кормлению грудью со стороны матери и ребенка, затруднения при вскармливании.
22. Естественное вскармливание: методы расчёта суточного объема пищи, примерные режимы питания, физиологическая потребность в ингредиентах. Критерии достаточного питания.
23. Прикорм, его определение, физиологическое обоснование, правила, условия и сроки введения прикорма.
24. Смешанное вскармливание: определение, показания, правила и техника проведения. Критерии оценки эффективности.
25. Искусственное вскармливание: определение, режим кормления, расчет обьемов питания, сроки введения добавок и прикормов. Правила искусственного вскармливания. Техника проведения. Критерии оценки эффективности.
26. Классификация молочных смесей, их характеристика, требования, предъявляемые к их составу. Понятие о «начальных» и «последующих» формулах. Правила приготовления.
27. Консервированные продукты, используемые в питании детей первого года жизни. Ассортимент консервированных блюд прикорма, их классификация. Правила приготовления блюд и их хранение.
28. Питание здоровых детей от 1 до 3 лет, основные принципы с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей.
29. Суточный набор продуктов, режимы кормлений. Кисломолочные продукты, понятие о функциональном питании.
30. Молочные продукты промышленного производства в питании детей раннего возраста.
31. Возрастные особенности электрокардиограммы у новорожденных детей грудного возраста.
32. Возрастные особенности у детей раннего возраста, дошкольного и школьного возраста.
Раздел 2
анатомические и физиологические особенности здорового ребенка. обмен веществ.
1. Нервная система. Анатомические особенности у детей раннего возраста.
2. Нервная система. Физиологические особенности у детей раннего возраста.
3. Нервная система: особенности развития высшей нервной деятельности у детей раннего возраста, необходимые условия.
4. Ведущие линии нервно-психического развития детей первого года жизни, основные показатели. Условия, необходимые для правильного нервно-психического развития, подбор игрушек.
5. Ведущие линии нервно-психического развития детей от 1 до 3 лет жизни, основные показатели. Условия, необходимые для правильного нервно-психического развития этой возрастной группы, значение игр и роль семьи.
6. Кожа, подкожно-жировая клетчатка и придатки кожи. Анатомические особенности у детей и подростков. Значение воспитания гигиенических навыков ухода за кожей и одежды для нормального развития ребенка.
7. Кожа и подкожно-жировая клетчатка. Возрастные физиологические особенности. Значение гигиенического ухода, температурного режима и физических методов закаливания детей и подростков.
8. Костная система. Анатомические и физиологические особенности у детей раннего возраста. Значение характера вскармливания и питания в профилактике деформаций скелета у детей раннего возраста.
9. Костная система. Анатомические и физиологические особенности у детей старшего возраста и подростков. Значение характера вскармливания и питания в профилактике деформаций скелета у детей старшего возраста подростков.
10. Мышечная система. Анатомические и физиологические особенности у детей и подростков. Особенности ухода у детей раннего возраста. Допустимые физические нагрузки у детей различного возраста (до 18 лет).
11. Дыхательная система. Анатомические особенности у детей грудного и раннего возраста, принципы ухода и eго значение в профилактике заболеваний данной системы.
12. Дыхательная система. Физиологические особенности у детей раннего возраста.
13. Дыхательная система. Анатомические и физиологические особенности у детей старшего возраста и подростков. Клинические и инструментальные методы исследования функции внешнего дыхания.
14. Сердечно-сосудистая система. Кровообращение у плода и новорожденного, сроки закрытия фетальных путей кровотока. Анатомические особенности у детей раннего возраста.
15. Сердечно-сосудистая система. Физиологические особенности у детей раннего возраста. Возрастные особенности функциональных показателей, их характеристика.
16. Сердечно-сосудистая система. Анатомические и физиологические особенности у детей старшего возраста и подростков. Гемодинамические показатели, отражающие состояние органов кровообращения и функциональные пробы, применяемые у детей и подростков.
17. Эндокринная система. Анатомо-физиологические особенности у здоровых детей, взаимосвязь и активность отдельных желез в различные возрастные периоды.
18. Эндокринная система. Половое созревание у здоровых детей. Формула полового развития.
19. Система мочеобразования и мочевыделения. Анатомические особенности у детей различного возраста и подростков.
20. Система мочеобразования и мочевыделения. Физиологические особенности у детей различного возраста и подростков.
21. Система мочеобразования и мочевыделения. Клинические, лабораторные и инструментальные методы исследования и их оценка у здоровых детей, особенности ухода.
22. Система кроветворения. Особенности кроветворения у плода и после рождения. Условия, определяющие нормальное кроветворение у детей.
23. Система кроветворения. Морфологический состав и физико-химические свойства периферической крови у здоровых детей различного возраста.
24. Иммунная система. Анатомические и физиологические особенности. Условия, обеспечивающие формирование полноценного иммунного ответа и его характеристика в различные возрастные периоды.
25. Неспецифические факторы защиты: формирование и характеристика их у плода и у ребенка после рождения.
26. Температура тела и особенности терморегуляции у детей различного возраста.
27. Пищеварительная система. Физиологические особенности у детей раннего возраста.
28. Пищеварительная система. Анатомические особенности у детей раннего возраста.
29. Пищеварительная система. Анатомические и физиологические особенности у детей старшего возраста и подростков.
30. Возрастные особенности обмена веществ у здоровых детей: пищеварение, всасывание, усвоение, выделение конечных продуктов.
31. Особенности энергетического обмена у детей различного возраста и подростков.
32. Роль и значение белка для ребенка. Особенности белкового обмена у детей различного возраста и подростков.
33. Роль и значение жира для ребенка. Особенности жирового обмена у здоровых детей различного возраста и подростков.
34. Роль и значение углеводов для ребенка. Особенности углеводного обмена у здоровых детей различного возраста и подростков.
35. Возрастные особенности водно-солевого и кислотно-основного состояния у здоровых детей и подростков.
Раздел 3
Семиотика детских болезней
1. Семиотика детских болезней как предмет. Основные этапы диагностического процесса.
2. Семиотика анамнеза у детей раннего возраста.
3. Семиотика анамнеза у детей старшего возраста и подростков.
4. Семиотика общего осмотра у детей раннего возраста.
5. Семиотика общего осмотра у детей старшего возраста и подростков.
6. Семиотика и синдромы поражения кожи (дефекты ухода, дистрофический, геморрагический, инфекционно-воспалительный).
7. Семиотика и синдромы поражения подкожно-жирового слоя (недостаточности, избыточности) у детей различного возраста.
8. Семиотика и синдромы поражения мышечной системы (мышечной гипотонии и гипертонии) у детей различного возраста и подростков.
9. Семиотика и синдромы поражения костной системы (нарушение минерализации костной ткани, диспластический, артритический) у детей различного возраста и подростков.
10. Семиотика нарушения физического развития (нарушение роста и массы тела) у детей различного возраста и подростков.
11. Семиотика и синдромы нарушения нервно-психического развития у детей раннего возраста (задержка и отставание).
12. Семиотика поражений дыхательной системы у детей раннего возраста.
13. Семиотика поражений дыхательной системы у детей старшего возраста.
14. Синдромы поражения дыхательной системы (поражение бронхов, инфильтративное уплотнение легочной ткани, повышенной воздушности легочной ткани, острой дыхательной недостаточности 1, 2, 3, 4, ст. скопление жидкости в плевральной полости).
15. Семиотика поражения сердца и сосудов у детей старшего возраста и подростков.
16. Синдромы поражения сердца у детей раннего возраста: врожденного порока, нарушений сердечного ритма.
17. Синдромы поражения сердца у детей старшего возраста и подростков: эндокарда, миокарда, перикарда, приобретенного порока сердца, нейроциркуляторной дистонии, хронической сердечной недостаточности.
18. Семиотика поражения системы мочеобразования и мочевыделения.
19. Клинические синдромы поражения системы мочеобразования и мочеотделения: клинические синдромы (отечный, болевой-абдоминальный, артериальной гипертензии, дизурический).
20. Лабораторные синдромы поражения системы мочеобразования и мочевыделения: лейкоцитурический, гематурический, протеинурический.
21. Клинико-лабораторные синдромы поражения мочевой системы: острой почечной недостаточности, нефритический, нефротический, инфекционно- воспалительный.
22. Семиотика поражения системы кроветворения.
23. Клинико-лабораторные синдромы поражения системы кроветворения (анемический, геморрагический, гиперпластический).
24. Лабораторные синдромы поражения системы кроветворения: анемический; гемолиза, синдром повышенной пролиферации и нарушений дифференциации.
25. Семиотика поражений пищеварительной системы у детей раннего возраста.
26. Семиотика поражений пищеварительной системы у детей старшего возраста и подростков.
27. Синдромы поражения пищеварительной системы у подростков (поражения: пищевода, желудка, толстой кишки, поджелудочной железы; билиарной системы).
28. Синдромы поражения пищеварительной системы у детей раннего возраста: диспепсический, абдоминальный, болевой, нарушенного кишечного всасывания, синдром поражения тонкой и толстой кишки.
29. Семиотика нарушений физического развития, обусловленных болезнями эндокринных желез.
30. Семиотика нарушений полового созревания.
31. Семиотика нарушений иммунитета.
32. Синдромы нарушения иммунитета у детей и подростков первичная и вторичная (приобретенная) иммунологическая недостаточность.
Зав. кафедрой пропедевтики детских болезней
и поликлинической педиатрии О.В. Антонов
Требования к сдачи пРАКТИЧЕСКих навыков по пропедевтике детских болезней
На кафедре пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии проводится предварительный контроль практических навыков в соответствии требованиями менеджмента качества: П-СМК-03. 04-2012.
Студент должен показать уровень овладения практическими навыками работы с ребёнком по разделам.
1. Сбор анамнеза у детей различного возраста и подростков.
2. Общий осмотр у детей различного возраста и подростков
3. Обследование по системам с учетом возраста пациента:
· Кожа, подкожная клетчатка, видимые слизистые и склеры,
· Мышечная система,
· Костная система,
· Система дыхания,
· Система кровообращения,
· Система пищеварения,
· Система мочеобразования и мочевыделения,
· Система кроветворения,
· Эндокринная система,
· Иммунная система.
4. Оценка нервно-психического развития у детей до 3-х лет, физического развития, полового созревания.
5. Обосновать рекомендации по уходу за ребёнком.
Критерии оценки:
1. Полнота сбора данных анамнеза и умение анализировать полученные результаты.
2. Уровень и техника выполнения мануальных навыков.
3. Правильность обоснования ведущего и сопутствующих синдромов поражения.
Примечание: в случае получения неудовлетворительной оценки практической части ее пересдача проводится до начала экзаменационной сессии. При повторной неудовлетворительной оценке студент к сдаче экзамена не допускается.
Раздел 4