Нарушения лексических норм
ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК | ПРИМЕРЫ | СПОСОБЫ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ |
СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ | Книга - источник познания. | Книга - источник знания. |
СМЕШЕНИЕ ОМОНИМОВ | Побывать на дне науки. | Побывать на праздновании Дня науки. |
НЕУСТРАНЕННАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА, ПРИВОДЯЩАЯ К ДВУСМЫСЛЕННОСТИ | Вратарь не смог поймать мяч, но добить его было некому. | Вратарь не смог поймать мяч, добить которыйбыло некому. |
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НЕСОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ | Главная сила Сибири – в ее обильной минерально-сырьевой базе. | Сила Сибири - в ее богатейшей минерально-сырьевой базе. |
ПЛЕОНАЗМ | свободная вакансия главная суть | – вакансия; – суть |
ТАВТОЛОГИЯ | Наряду с этими признаками имеется и ряддругих. | Наряду с этими признаками имеются и другие. |
НЕТОЧНЫЙ ВЫБОР СИНОНИМА | Он был педагогом русского языка. | Он был учителем русского языка. |
СМЕШЕНИЕ УСТОЙЧИВЫХ СОЧЕТАНИЙ | Это событие сыграло особое значение в жизни города. | Это событие сыграло особую роль в жизни города. |
Основные понятия темы
Коммуникативные качества речи – свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.
Правильность речи – это соответствие речи литературным нормам.
Точность речи – соответствие содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учёта многозначности и омонимии, правильного сочетания слов.
Чистота речи – это отсутствие в речи лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных).
Понятность речи – это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Логичность речи – это логическая соотнесённость высказываний друг с другом. Логичность достигается благодаря внимательному отношению к целому тексту, связности мыслей и ясному композиционному замыслу текста.
Богатство речи – набор языковых средств (лексических, грамматических, стилистических), которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Выразительность речи – качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства.
Уместность речи – строгое соответствие структуры и стилистических особенностей речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата. Уместность речи предполагает умение пользоваться ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения.
Лексическиенормы (нормы словоупотребления) – правильность выбора слова и уместность его употребления.
Лексическиеошибки – это нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления.
Многозначность – способность слова иметь несколько значений, объединённых общим смысловым компонентом.
Омонимы – это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но не связанные между собой по значению.
Омофоны – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению.
Омографы – это слова, одинаковые по написанию, но разные по звучанию и значению.
Омоформы – это слова, совпадающие в одной форме по звучанию и написанию, но различные по значению.
Паронимы – слова, частично совпадающие по звучанию, но разные по значению.
Синонимы – это слова, частично или полностью совпадающие по значению и разные по звучанию.
Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом.
Плеоназм (речевая избыточность)– словосочетание, содержащее одинаковые по значению слова.
Тавтология (речевая избыточность) – повторение в предложении однокоренных слов.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
- Подготовьте краткое сообщение о коммуникативных качествах речи, иллюстрируя каждое определение примером.
2. Расскажите о языковых средствах, влияющих на точность речи. Назовите все виды омонимов. Разъясните, в чём разница между многозначными словами и лексическими омонимами. Приведите примеры нарушений точности речи.
- Что такое лексическая сочетаемость? На какие две группы делятся слова с точки зрения лексической сочетаемости? Приведите примеры.
4. Охарактеризуйте все виды лексических ошибок, демонстрируя способы их исправления.
ТЕМА № 8: ПОНЯТНОСТЬ речи. Специфика употребления иноязычных слов, профессионализмов, диалектизмов и терминологической лексики.
Содержание занятия:
- Лексика с точки зрения сферы употребления.
- Нарушение понятности речи.
3. Специфика употребления иноязычных слов, профессионализмов, диалектизмов и терминологической лексики.