Свойства и показатели ассортимента
Свойства –это особенности ассортимента, проявляющиеся при его формировании и реализации.
Показатель – количественное или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товара.
Единицей измерения показателя ассортимента являются наименование товара или товарного артикула, который может включать название вида или торговой марки.
Широта ассортимента – количество видов и разновидностей товара однородных и разнородных групп. Результатом измерения широты ассортимента является измерение коэффициента широты
Кш = Nшф/Nшп
Где Nшф - показатель общего количества видов и разновидностей товарных групп;
Nшп - показатель максимально возможного для данных вычислений значения видов.
Полнота ассортимента – количество видов, разновидностей и групп товара однородных групп. Он характеризуется коэффициентом полноты – отношением числа разновидностей товаров, находящихся в продаже, к числу разновидностей, определяемых ассортиментным минимумом (перечнем видов, наименований товаров, наличие которых обязательно в торговом предприятии).
Кп = Nпф/ Nпп
Для расчета данного коэффициента за базу берется максимально возможное количество видов и разновидностей товаров данной группы.
Устойчивость ассортимента – это колебание его широты и полноты в течение определенного времени, т.е. срока, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Ку = Nу /Nшф
Где N у - фактическое количество товаров, пользующихся устойчивым спросом; Nшф - общее количество видов и разновидностей товарных групп.
Глубина – количество торговых марок товаров 1 вида или их модификаций или товарных артикулов.
Ассортиментиментный минимум – это минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих роль...
Рациональность ассортимента - это способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Гармоничность ассортимента – это свойство набора товаров разных групп, характеризующая степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации или использованию.
Структура ассортимента – это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в товарообороте, выраженное в процентах от всего ассортимента. Структура ассортимента считается рациональной, если она в настоящей степени соответствует спросу потребителей; в противном случае образуются запасы одних товаров и создается искусственный дефицит на другие.
Формулы по лекциям:
Показатели ассортимента представляют группу из 4 коэффициентов:
Широты, полноты – характеризуют статическое состояние ассортимента
Устойчивости, новизны – характеризуют динамическое состояние ассортимента.
Кш =Nш факт/Nш баз
Kп = Nп факт/Nп баз
Ку = Nу факт/Nп
Кн =Nн факт/Nп
Nш факт – количество групп, исследуемого объекта
Nш баз – количество групп товара объекта, принятого за базу для сравнения.
Nп факт – количество подгрупп, видов и разновидностей исследуемого объекта.
Nп баз - количество подгрупп, видов и разновидностей базы для сравнения.
Ку – используется для оценки отношения количества наименований товара в какой-либо структурной группировке ассортимента базовым значению
Кн –для оценки обновляемости на различных уровнях структура ассортимнта.
Кн факт – числовое значение новых в уровне структуры ассортимента.
Nп –значение используемое в качестве базы для сравнения.
Существует 2-е задачи при расчете коэффициентов:
1. собственная задача. Преследует цель получения результатов сравнения числовых значений текущего времени, прошедшего времени любого периода, используемого для расчета. Решение задач собственного мониторинга. При этом в торговом ассортименте это может быть сравнение характеристики отдельных подразделений в торговом предприятий.
2. Внешняя. За базу для сравнения – значения аналогичные значениям конкурента
Динамические коэффициенты устойчивости и обновления, неизменность ассортимента в каком-либо исследовании группировки структуры.
База для сравнения – либо собственные задачи, либо конкурентные.
8. Определение понятия «качество товаров», «требования к качеству», «свойства и показатели качества». Классификация свойств и показателей качества товаров.
Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Качество определяется как совокупность потребительских свойств товаров.
Требования – это потребность или ожидание, которое установлено обычно или предполагается обязательными документами (например, нормативными документами, в т.ч. законами, технический регламент, стандарты и технические условия, а также, требования, изложенные в договорах). Выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются требованиями качества.
Свойства показателей качества. Свойство – это объективная особенность продукции или товаров, проявляющаяся при его создании, оценке, хранении и потреблении. Свойства продукции могут быть простыми и сложными.
Показатель качества – это количественное или качественное выражение свойств продукции или товаров. Физические величины могут измеряться количественно и качественно. Наименованием показателя служат качественные характеристики товаров. Значение показателя является результатом количественного и качественного измерения. Значения показателя применяется для установления соответствия или несоответствия товара определенным требованиям или для констатации результатов измерения.
Показатели качества по наименованию делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств: единичные, комплексные, интегральные, и от назначения – базовые и определяющие.
Единичные показатели – показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров.
Комплексные показатели предназначены для выражения сложных свойств товаров.
Интегральные показатели – это показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению, определяется как отношение к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление.
Базовые показатели – это показатели, принятые за основу дополнительных характеристик товара.
Определяющие показатели – это показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товаров.
Всем перечисленным показателям присущи определенные значения, которые делятся на оптимальные, действительные, регламентированные, предельные и относительные.
Оптимальные значения показателей – это значения, позволяющие достичь наиболее полное удовлетворение части потребностей, которые обуславливают данный показатель.Применяются в качестве нормы, которые устанавливают нормативные документы, когда эти значения приобретают статус регламентированных.
Действительное значение показателя – это абсолютное значение, определяемое многократным или однократным измерением. Примерное значение показателя – это значение показателя качества, превышающее или снижающее, которое считается как несоответствие действующим нормативным документам.
Предельным значением показателей можно привести допускаемые отклонения. Допускаемые отклонения – это значения показателей качества, устанавливающие нормативные пределы отклонения от регламентированного или оптимального значения показателя.
Относительное значение показателя – это значение определяемое как отношение действительного значения показателя к базовому или регламентированному значению того же показателя.
Уровень качества товаров – это относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателя с базовыми значениями тех же показателей. Таким образом, качество товаров представляет собой совокупность свойств и определяющих показателей, которые обуславливают удовлетворение разнообразных потребностей в соответствии со значениями конкретных товаров. С этих позиций все свойства, характеризующие качества, следует подразделить на два класса: потребительские и технологические.
Потребительские свойства – это совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей.
Потребительские свойства характерны для всех готовых товаров.
Технологические свойства – это совокупность свойств продукции, удовлетворяющей потребности производственных потребителей и обеспечивающих эффективность производственных процессов. Принципиальное отличие в том, что у производственных потребителей нет ожиданий.