Правописание повелительного наклонения.
1. Когда в повелительном наклонении глагол оканчивается на согласную, после этой согласной пишется букваь; кинь, брось, подпояшь. Буква б сохраняется и перед окончанием -те: киньте, бросьте, подпояшьте, и перед частицей -ся: кинься, бросься, подпояшься.
2. Если в ед. ч. повелительного наклонения глагол оканчивается на -и, буква и пишется и во множественном числе перед окончанием -те, при этом одинаково как у глаголов I спряжения: неси – несите, пиши – пишите, так и у глаголов II спряжения: гляди – глядите, смотри – смотрите.
Таким образом, форма множественного числа повелительного наклонения у глаголов II спряжения совпадает на письме с формой 2-го лица множественного числа настоящего (или будущего простого) времени, а у глаголов I спряжения отличается от неё.
Упражнение 285. I. Спишите, образовав от глаголов, данных в скобках, повелительное наклонение в единственном числе. Вставьте пропущенные знаки препинания.
1) Век (жить) век (учиться). (Посл.) 2) С людьми (советоваться) а своего ума не (терять). (Посл.) 3) Семь раз (отмерить) а один раз (отрезать). (Посл.) 4) (Читать) (знакомиться) с тем что было и что есть. (Н. О.) 5) (Остаться) до утра под сенью нашего шатра или (пробыть) у нас и доле, как ты захочешь. (П.) 6) Поди-ка ты сюда (присесть) -ка ты со мной. (П.) 7) Полно не (дурачиться). (П.) 8) (Утешиться) друг. (П.)
II. Спишите, образовав от глаголов, данных в скобках, повелительное наклонение во множественном числе.
1) (Сесть) вот здесь, подле меня, на скамейке. (Т.) 2) Вы, батюшка, меня не (тревожить) и не (расспрашивать) (Т.) 3) (Отправить) их в Оренбург. (П.) 4) (Быть) вы счастливы, добрые люди. (Н.) 5) Не (спорить) со мной, (слушать), зайчики, деда Мазая. (Н.) 6) – Вот... (познакомиться),– проговорил он. (М. Г.)
286. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя их правописание. Объясните образование форм повелительного наклонения.
1) Не буд..., товарищ, слепым и глухим! Держи, товарищ, порох сухим! (В. М.) 2) Знайте и вер...те, друзья: благодатна всякая буря душе молодой – зре...т и крепн...т душа под грозой. (Н.) 3) Что говорил, чему учил старый писатель? Вер... в свой народ, создавший могучий русский язык, вер... в его творческие силы. Помогай, ему поднят...ся с колен, иди к нему, иди с ним. (М. Г.) 4) Всего себя отдавайте жизни, но не поддавайтесь её течению безвольно. Буд...те всегда целеустремлённы. (В. А.) 5) Друзья мои, ради победы над врагом, ради светлого нашего дела умнож...те ваши усилия. (В. А.)
287. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно разберите формы глагола.
1) Вы пиш...те почти без ошибок. 2) Выпиш...те из статьи нужные вам цифры. 3) Вспомн...те правило и приведите пример. 4) Когда вспомн...те о нас, черкните несколько слов. 5) Не буд...те закаляться – не вынес...те всех трудностей похода. 6) Немедленно вынес...те из комнаты все лишние вещи. 7) Не дёрн...те случайно рычаг. 8) Как только дёрн...те рычаг, машина двинется. 9) Не захотите подниматься наверх, крикн...те в окно. 10) Вас услышат, если вы крикн...те погромче. 11) Стукн...те в дверь посильнее: хозяйка глуховата. 12) После того как стукн...те, подождите немного.
288.Составьте предложения так, чтобы в одном из них глагол был во 2-м лице множественного числа будущего простого, а в другом – во множественном числе повелительного наклонения.
Образец. Когдавыйдете из лесу, начнутся наши поля.–Выйдите, пожалуйста. на минуту из комнаты.
Исполнить, крикнуть, выписать, выбрать, смолкнуть.