Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и детской моторной афазии
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Детская моторная афазия | | Анамнез | Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет) | Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет | | Механизм нарушения | Недоразвитие речи как системы | Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической) | | Необходимость коррекционного воздействия | Необходимо целенаправленная речевая коррекция | Возможно спонтанное восстановление речи | | Нарушения ЦНС | Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены | Симптомы локального поражения головного мозга | |
Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и ЗРР
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Задержка речевого развития | | Темп овладения речью | Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи | Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность | | Спонтанное усвоение языка | Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями | Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка | | Импрессивная речь | Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) | Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов | | Экспрессивная речь | ·1 нарушена программа высказывания, ·2 стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль), ·3 аграмматизм ·4 с накоплением словаря усиливается аграмматизм | ·5 есть программа речевого высказывания, ·6 отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм | | Особенности динамики в коррекционной работе | ·1 не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект; ·2 возможны остаточные явления в школьном возрасте | ·3 способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями, ·4 речевую недостаточность преодолевают спонтанно, ·5 коррекция направлена на звуковую сторону речи, ·6 к школе преодолевают речевую недостаточность | | Анатомо-физиологические особенности | Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер | Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются | | Особенности психической деятельности | Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма | Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма | |
Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Интеллектуальная недостаточность | | Сущность нарушения | Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов | Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности | | Предречевое развитие | Соответствует возрасту | Задержка сроков гуления, лепета | | Динамика развития речи | Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи | к 1· 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом по 2· мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется | | Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей | Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) | Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено | | Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) | Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов | Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении | | Запас знаний и предстал. | С трудом актуализируется в речи | Ограничен | | Невербальное мышление | Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение) | Нарушено вербальное мышление | | Степень обучаемости | Высокая | Низкая | | Критичность | Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм | Некритичны | Наши рекомендации |