Понятие данных, информации и знаний. Свойства знаний и отличие их от данных
Понятие, структура, классификация, особенности интеллектуальных систем.
Система называется интеллектуальной, если в ней реализованы 3 базовые функции:
1. Представление и обработка знаний.
2. Рассуждение.
3. Общение.
Пользователь
Функциональные механизмы База знаний
Структурные знания – знания об операционной среде. Метознания – знания о свойствах знаний.
2 направления в исследованиях интеллектуальных информационных систем:
1. Биохимическое ( все, что связано с мозгом);
2. Программно-прагматическое направление (написание программ, заменяющих функции).
Подходы:
1. Локальный (задачный) подход: для каждой задачи специальные программы, достигающие результаты не хуже человека.
2. Системный подход, основанный на знаниях –создание средств автоматизации, создание самих программ.
3. Подход использующий метод процедурного программирования – создание алгоритмов на естественных языках.
Основные разделы ИИТ:
1. Управление знаниями.
2. Формальные языки и семантика.
3. Квантовая семантика.
4. Когнитивное моделирование.
5. Конвергентные (сходящиеся) системы поддержки решений.
6. Эволюционные генетические алгоритмы.
7. Нейронные сети.
8. Муравьиные и иммунные алгоритмы.
9. Экспертные системы.
10. Нечеткие множества и вычисления.
11. Немонотонные логики.
12. Активные многоагентные системы.
13. Естественное языковое общение и перевод.
14. Распознавание образов, игра в шахматы.
Характеристики проблемных областей, где необходимо применение ИИС:
1. Качество и оперативность принятия решений.
2. Нечеткость целей.
3. Хаотичность, флюктуируемость и квантованность поведения среды.
4. Множественность взаимозаменяющих друг на друга факторов.
5. Слабая формализуемость.
6. Уникальность (нестереотипность) ситуации.
7. Латентность (скрытость) информации.
8. Девиантность реализации планов, а так же значимость малых действий.
9. Парадоксальность логики решений.
Неустойчивость, нецеленаправленность, хаотичность среды
Понятие данных, информации и знаний. Свойства знаний и отличие их от данных.
Информация – это:
· любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками;
· это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами;
· это значимые сведения о чём-либо, когда форма их представления также является информацией, то есть имеет форматирующую функцию в соответствии с собственной природой;
· это все то, чем могут быть дополнены наши знания и предположения.
Данными называют информацию фактического характера, описывающую объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства. В процессах компьютерной обработки данные проходят следующие этапы преобразований:
· исходная форма существования данных (результаты наблюдений и измерений, таблицы, справочники, диаграммы, графики и т.д.);
· представление на специальных языках описания данных, предназначенных для ввода и обработки исходных данных в ЭВМ;
· базы данных на машинных носителях информации.
Знание — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем — совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.
Для того чтобы поместить знания в информационную систему, их необходимо представить определенными структурами данных, соответствующих выбранной среде разработки интеллектуальной системы. Поэтому при разработке информационной системы сначала осуществляются накопление и представление знаний, причем на этом этапе обязательно участие человека, а затем знания представляются определенными структурами данных, удобными для хранения и обработки в ЭВМ.
Знания в ИС существуют в следующих формах:
· исходные знания (правила, выведенные на основе практического опыта, математические и эмпирические зависимости, отражающие взаимные связи между фактами; закономерности и тенденции, описывающие изменение фактов с течением времени; функции, диаграммы, графы и т. д.);
· описание исходных знаний средствами выбранной модели представления знаний (множество логических формул или продукционных правил, семантическая сеть, иерархии фреймов и т. п.);
· представление знаний структурами данных, которые предназначены для хранения и обработки в ЭВМ;
· базы знаний на машинных носителях информации.
Знания являются более сложной категорией по сравнению с данными. Знания описывают не только отдельные факты, но и взаимосвязи между ними, поэтому знания иногда называют структурированными данными. Знания представляют собой результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности.
Знания получаются в результате применения к исходным данным некоторых методов обработки, подключения внешних процедур.
ДАННЫЕ + ПРОЦЕДУРА ОБРАБОТКИ = ИНФОРМАЦИЯ
ИНФОРМАЦИЯ + ПРОЦЕДУРА ОБРАБОТКИ = ЗНАНИЯ
Характерная особенность знаний состоит в том, что они не содержаться в исходной системе. Знания возникают в результате сопоставления информационных единиц, нахождения и разрешения противоречий между ними, т.е. знания активны их появление или недостача приводит к реализации некоторых действий или появлению новых знания. Знания отличаются от данных наличием следующих свойств.
Свойства знаний (из лекций):
· Внутренняя интерпритируемость (данные+методанные). Методанные -структурированные данные, представляющие собой характеристики описываемых сущностей для целей их идентификации, поиска, оценки, управления ими
· Наличие связей (внутренних, внешних), структура связи
· Возможность шкалирования (оценка соотношения между информационными единицами) – количественная
· Наличие семантической метрики (средства оценки плохо формализуемых информационных единиц)
· Наличие активности (неполнота, неточность побуждает их к развитию, пополнению).
Классификация знаний
Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Знание (в теории искусственного интеллекта и экспертных систем) – совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений.
Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.
Выделяют различные виды знания:
• научное,
• вненаучное,
• обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл),
• интуитивное,
• религиозное, и др.
Обыденно-практическое знание носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научное знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на общезначимость. Его задача – описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Вненаучное знание продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания.
Классификация знаний
I. по природе.Знания могут быть декларативные и процедурные.
Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Например: высшее учебное заведение есть совокупность факультетов, а каждый факультет, в свою очередь, есть совокупность кафедр. Процедурные же знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода. Например: метод мозгового штурма для поиска новых идей.
II. по степени научности.Знания могут быть научными и вненаучными.Научные знания могут быть:
1) эмпирическими (на основе опыта или наблюдения);
2) теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей, аналогий, схем, отображающих структуру и природу процессов, т.е. обобщение эмпирических данных).
Вненаучные знания могут быть:
паранаучными знаниями – учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.
лженаучными – сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки.
квазинаучными – они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. ( В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина; фиксизм, и т.д.)
антинаучными – как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности.
псевдонаучными – представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий (истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс)
обыденно-практическими – доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно.
личностными – зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы понятий, способов, приёмов и правил построения. III. по местонахождению
Выделяют личностные (неявные, скрытые, пока неформализованные) знания и формализованные (явные) знания.
Неявные знания – знания людей, которые ещё не формализованы и не могут быть переданы другим людям.
Формализованные на некотором языке (явные) знания:
знания в документах;
знания на компакт-дисках;
знания в персональных компьютерах;
знания в Интернете;
знания в базах знаний;
знания в экспертных системах, извлечённые из неявных знаний людей-экспертов.
Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:
a) быть подтверждаемым,
b) быть истинным,
c) заслуживающим доверия.