Методика работы над сочинением.
Сочинение — творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинения служат эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия.
Сочинения, как устные, так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.
По источникам материала выделяются сочинения:
— о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;
— по книжному материалу, картине, фильму, спектаклю;
— по различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям и т.п.)
По степени самостоятельности различаются сочинения коллективные и индивидуальные.
По жанрам связные тексты делятся на повествования, описания,рассуждения и сочинения смешанного типа (повествования с элементами описания или рассуждения).
По языку сочинения разделяются на эмоционально-образные и деловые.
Сочинения можно классифицировать группами: о природе, о труде, об истории и т.д.
Сочинения в начальных классах проводятся как обучающие упражнения; оценка за них ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение не ставится). Сочинениевыявляет практические языковые умения лучше, чемлюбое другое упражнение.
Система проведения сочинений:
—устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;
— письменные сочинения проводятся чаще, чем изложения;
— в течение года проводятся 12-15 письменных сочинений (кроме 1 класса, где письменные сочинения, рассчитанные на целый урок, не проводятся); помимо указанного числа на уроках грамматики проводятся сочинения и изложения малых форм (миниатюры).
Работа над сочинением начинается в 1 классе. В период работы по «Азбуке» сочинения преимущественно носят характер устных рассказов, описаний, бесед; письменная форма – запись отдельных слов, взятых их этих рассказов, описаний, бесед, а также запись небольших предложений, фрагментов текста.
Во 2 классе дети составляют устные рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию. Проводится преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества вводятся здесь в виде небольших зарисовок, сообщений о себе, о своих чувствах.
Чтобы ученики приобрели необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:
1) составление предложений, объединенных темой;
2) восстановление деформированного текста;
3) устные ответы на вопросы, объединенные темой;
4) составление предложений по сюжетным картинкам;
5) устные рассказы по прочитанному.
В 3 классе школьники учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над общеклассными темами все меньше занимает подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед рассказыванием или письмом сочинения.
Сочинения третьеклассников — это небольшие сюжетные рассказы, в которые вводятся элементы описания.
Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умение говорить связно, последовательно, учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные сочинения расцениваются как подготовительные упражнения. Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки.
Работу над устным рассказом поэтим картинкам рекомендуется проводить по такому плану:
1) Постановка цели работы.
2) Рассматривание картинок и уяснение сюжета.
3) Озаглавливание картинок.
4) Устные рассказы по получившемуся плану. Рассказы составляются коллективно. Варианты заголовков обсуждаются. Ответы на каждый пункт плана коллективно редактируются.
Устные рассказы в 3 классе составляются и по демонстрационным картинам, на которых изображен лишь один эпизод (в отличие от сюжетных картинок), и учащиеся должны развернуть его в сюжет. Рассказам по картине может предшествовать чтение художественных произведений, близких по теме к изображенному на картине. Рассказы составляются коллективно под руководством учителя с постоянной корректировкой высказываний. План работы над устным рассказом по картине может быть таким:
1) Рассматривание картины.
2) Высказывания детей о том, что видят они на картине.
3) Беседа по выяснению содержания, в процессе которой уясняются не только факты, но и устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и действиями,
4) Чтение готового плана и составление ответов на каждый его пункт. Можно предложить детям слова, которыми они воспользуются в своих ответах.
5) Полный устный рассказ по картине.
В 4 классе число индивидуализированных тем возрастает, практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем.
Тема сочинения — это предмет сочинения, то, о чем говорится в нем. От того, как сформулирована тема учителем, как школьники подготовлены к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.
Первым шагом в работе над сочинением является выбор темы.Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. В теории литературы понятие «тема» всегда неразрывно связывается с идейным замыслом произведения. Идея художественного произведения — это мысль писателя, выраженная в Художественных образах, т.е. в картинах жизни, поведения действующих лиц, их переживаний. Поэтому важно, чтобы в работе над сочинением дети не просто выполняли задание учителя, а руководствовались стремлением рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами.
Не следует предлагать учащимся слишком широкую тему, т.к. в этом случает они теряются перед нею, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко. В начальных классах широкие темы непосильны.
Поверхностное раскрытие темы — один из типичных Недостатков детских рассказов и сочинений. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой.
Работа над темой — это ее обсуждение и отбор материала: выбор того, что относится к теме, отбрасывание того, что к ней не относится. Помогает школьникам раскрыть правильно тему и ее ясная, конкретная формулировка.
Связной речи не может быть без плана. План — «проект» предстоящего высказывания, его «скелет», каркас. В начальных классах план обязателен при подготовке всех рассказов и сочинений. Предварительное составление планов не обязательно лишь при подготовке рассказов-импровизаций, зарисовок, писем, сочинений-миниатюр. В I классе роль плана выполняют вопросы учителя; во II классе учитель начинает привлекать учащихся к постановке вопросов, в определении пунктов плана; в III классе план составляется коллективно под руководством учителя; в IV — в основном самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений. Чаще всего план составляется непосредственно перед письмом сочинения (например, к сочинению по картине). Но иногда бывает целесообразнее составить план заранее, в ходе подготовительной работы (например, по материалам экскурсии или длительных наблюдений).
Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до письма сочинения. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.
Для сочинения в I классе отводится до одного урока; во II классе — до полутора уроков, в III классе — обычно один урок; в IV – возникает необходимость добавления 15-20 минут второго урока. Кроме того, еще на одном уроке проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками.
В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, ее главная цель — формирование потребности рассказать, описать что-то, накопить материал и выбрать языковые средства. Подготовка организуется на различных уроках и во внеурочное время. Эта работа делится на три этапа:
а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы;
б) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.;
в) словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка. Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока письма сочинения. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.
Если сочинение — итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные черты уроков письма сочинений:
1) Сообщение темы и задач сочинения, обсуждение их с учащимися.
2) Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений или для его накопления.
3) Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
4) Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.
5) Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
6) Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.
7) Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.
Проверка сочинений учителем не должна продолжаться более двух дней, т.к. в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику, синтаксис своего сочинения. Весьма актуальным для методики развития речи является вопрос о критериях оценки ученического сочинения. Эти критерии должны учитывать основные требования к сочинению:
1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта). Соответствует ли содержание действительности?
2. План, композиция, последовательность (правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения материала плану, нет ли повторов в содержании или нарушений последовательности). Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы?
3. Тип текста, жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения, соблюдается ли коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, соблюдено ли единство стиля, оправдан ли тип текста и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией; уместны ли элементы изобразительности, художественности).
4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).
5. Лексика (правильность её употребления, ее разнообразие, наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений, — использование синонимов, антонимов, фразеологизмов и пр.)
6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы).
7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок.
8. Каллиграфия, внешнее оформление.
Одним из приемов анализа сочинений является выделение микротем.
Микротемой называют компонент текста, посвященный минимальной теме в рамках общей темы сочинения. Так, если тема сочинения «Наступление весны», то микротемами могут быть: «Все, связанное с солнцем», «То, что связано со снегом, льдом», «Животный мир», «Человек» и т.д. Выделение микротем помогает учителю глубже и точнее выяснить полноту раскрытия вопросов в сочинении.
Исследование ошибок и их причин позволяет классифицировать ошибки как стилистические, которые, в свою очередь, делятся на речевые и неречевые ошибки.
Речевые ошибки — это неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма.
Речевые ошибки делятся:
— на лексико-стилистические (повторение слов, употребление слов в неточном значении, нарушение сочетаемости слов, употребление слов без учета их оценочной, или эмоциональной окраски, употребление диалектных и просторечных слов и словосочетаний);
— морфолого-стилистические (детское словотворчество, использование диалектных и просторечных слов, пропуск морфем, образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном);
— синтаксико-стилистические (нарушение управления, согласования, неудачный порядок слов, нарушение смысловой связи местоимений с другими словами, не соотнесение временных и видовых форм глаголов, нарушение границ предложений).
Неречевые ошибки — это композиционные, логические, искажение фактов. Типичная композиционная ошибка — несоответствие сочинения предварительно составленному плану. Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. К числу логических ошибок относятся:
— пропуск необходимых слов;
— нарушение логической последовательности и обоснованности;
— употребление в одном ряду понятий разных уровней;
— нелепые, парадоксальные суждения.
От речевых и логических ошибок следует отличать искажение фактического материала. Система исправления и предупреждения ошибок речи разрабатывается на основе их классификации и изучения причин возникновения. Система работы складывается из следующих элементов:
а) исправление речевых ошибок, в тетрадях учащихся;
б) классная работа над общими, типичными ошибками на уроке;
в) индивидуальная и групповая внеурочная работа, их обнаружение, уяснение и исправление;
V) система стилистических и иных языковых упражнений;
языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики;
д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением; стилистические акценты при изучении грамматических тем;
ж) обучение самопроверке и самостоятельному редактированию изложения и сочинения.
Все речевые ошибки должны быть исправлены, а школьник должен уяснить причины их появления. На уроке, посвященном анализу сочинения или изложения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или с небольшими группами.
Предупреждение возможных ошибок при изучении грамматических тем опирается на исследование типов ошибок и их причин. Необходимо уяснить, какие возможности дает изучаемая грамматическая тема — для выражения оттенков мысли, для краткости и точности высказывания, для устранения речевых ошибок.
Самопроверке (редактированию) обучают в процессе коллективной, общеклассной работы. Учитель предлагает прочитать текст, вдуматься и поискать, не нужно ли что-либо исправить, уточнить, дополнить, изменить, улучшить. Вносятся поправки, и скорректированный текст прочитывается вновь. Редактирование текста — один из наиболее активных методических приемов. Самопроверка и редактирование проводятся на последовательной стадии урока письма изложения или сочинения, когда закончено написание текста.