Культура речи. Словари русского языка
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Вопросы | Ответы |
1. Какие два значения имеет термин «культура речи»? | |
2. Какие аспекты культуры речи выделяются? | |
3. Что предполагает нормативный аспект культуры речи? | |
4. Что предполагает коммуникативный аспект культуры речи? | |
5. Что предполагает этический аспект культуры речи? | |
6. В чем различие энциклопедических и толковых словарей? | |
7. Какими лингвистическими словарями вы чаще всего пользуетесь? |
Задание 2. Отметьте утверждения, не соответствующие действительности.
1. Культура речи – это
Ø владение нормами устного и письменного литературного языка;
Ø соблюдение норм нравственного поведения людей ;
Ø умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
Ø раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
2. Под культурой речи понимается
Ø самостоятельная лингвистическая дисциплина;
Ø использование слов в несвойственном им значении;
Ø владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
Ø выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.
Задание 3. Какие из данных ниже нарушений вы отнесете к нарушениям культуры речи? К каким нарушениям относятся остальные примеры?
1. Ваш друг не уступил пожилой женщине место в автобусе.
2. Ваш сосед попросил Вас «подмогнуть» ему сдвинуть с места машину.
3. В магазине Вы попросили «свесить» вам 200 граммов конфет.
4. Вы толкнули нечаянно прохожего и не извинились.
5. Вы едете в автобусе и слышите, как кондуктор просит Вас «оплатить за проезд».
6. Услышав телефонный звонок, Вы берете трубку и спрашиваете: «Кто это?»
7. Вы приезжаете в гостиницу и Вам говорят, что «свободных местов нет».
8. Вы рекламируете новый фильм и говорите, что «фильм обречен на успех».
9. Комментатор говорит: «Вот уже третью встречу команда проводит без голов».
10. Начальник ваш утверждает, что «комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно».
Задание 4. Какой аспект культуры речи нарушается в каждой из данных ситуаций?
1. Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения.__________________________________________________
2. В незнакомой обстановке Вас подводят к человеку и говорят: «Знакомьтесь, пожалуйста».__________________________________
3. В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть катАлог. ____________________________________________________________
4. Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы.______________________________________________________
5. Ваш брат является директором фирмы, и вы на торжественном вечере, посвященном юбилею фирмы, обращаетесь к нему с трибуны: «Дорогой братан! Поздравляю тебя и твою фирму с юбилеем!»___________________________________________________
6. На улице к Вам обращается незнакомый человек: «Мужик, далеко до стадиона?»__________________________________________________
7. Студент читает доклад, и язык его беден, невыразителен._______________________________________________
8. В разговоре с начальником Вы употребляете жаргонные слова._______________________________________________________
9. Вы обещаете своему другу походотАйствовать за него. ____________________________________________________________
Задание 5. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь.
v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры___________________________
v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы_____________________________________________________
v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями___________________________________________________
v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура_________________________________________
v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – вначале указываются конечные морфемы слова. _____________________________________________________________
v В этих словарях на основе учета повторяемости слова в разных текстах приведены лексемы, наиболее употребительные в настоящее время________________________________________________________
Задание 6. Ответьте на вопросы.
К какому словарю обращаются поэты, ищущие или проверяющие придуманные ими рифмы?_________________________________________
Какой словарь необходим писателям, описывающим жизнь другой страны, но никогда там не бывавшим?______________________________
Задание 7. Как вы думаете, может ли толковый словарь помочь в овладении русским литературным языком? Опишите ситуацию. ______________________________________________________________________
Задание 8. Определите соответствующий каждому определению словарь.
1. Имена собственные объясняются в словаре __________________________
2. Недавно появившиеся в языке слова описываются в словаре_________________________________________________________
3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в словаре_________________________________________________________
4. Историю происхождения того или иного слова можно узнать в словаре._________________________________________________________
5. Определение того или иного понятия можно узнать в словаре_________________________________________________________
6. Разграничение слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению, дается в словаре ________________________________________
7. Трудности управления объясняются в словаре ________________________________________________________________
8. Значение слова можно узнать в словаре _____________________________
9. Ударение и произношение описываются в словаре_____________________
10. Правильное написание слова можно проверить по словарю _____________
11. Способ образования слова можно узнать в словаре ____________________
Задание 9. Определите словарь, из которого выписана каждая из данных ниже словарных статей.
Словарная статья | Словарь |
1. Новелла.заимств. в начале XVIII из итал. Яз , где novella «повеса» →»повествование новостей →»новость»; суф. производного от nova «новая», того же корня, что новый. | |
2. НовЕлла (итал. Novella), повествоват. жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психол. рефлексии, необыденностью события, элементами символики («Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Легкое дыхание» И.А.Бунина) | |
3. НовЕлла (допуст. вэ); допуст. Л), новЕллы., о новЕлле. | |
4. НовЕлла, -ы, ж. 1.Рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией. 2. Нечто новое, новое добавление к чему-нибудь (книж.) // прилаг. новеллистИческий, -ая, -ое (к 1 знач.) |
Задание 10. Опишите, какую информацию о слове вы можете получить в толковом словаре и какую – в словаре иноязычных слов.
Толковый словарь.
a. Алиби,нескл., ср. (спец.) Нахождение обвиняемого или подозреваемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению.
b. Мораторий,-я, м. (спец.).Устанавливаемая правительством отсрочка выполнения обязательств на определенный срок или на время действия каких-н. чрезвычайных обстоятельств.// прилаг. Мораторный, -ая, -ое.
c. ОколЕсица, -ы, и Околёсица, -ы, ж. (разг.) Бессмыслица, вздор.
d. Акция 1,и, ж. Ценная бумага, свидетельствующая о взносе определенного пая в предприятие, дающая ее владельцу право участия в прибылях.
e. Акция 2,и, ж., (книжн.) Действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели.
f. Гондола,ы, ж. 1. Венецианская длинная лодка с каютой или тентом. 2. Корзина для пассажиров воздушного шара, а также помещение для людей, оборудования в аэростате.//прилаг. гондольерный, -ая, -ое.
Словарь иноязычных слов.
a. Алиби (от латинского alibi в другом месте) – нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению.
b. Мораторий(от латинского moratouius задерживающий, замедляющий) – отсрочка платежей, устанавливаемая правительством на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств – стихийных бедствий, войн, эпидемий, финансового кризиса и т.п.
c. Акция 1 (лат. actio) действие, выступление, предпринимаемое для достижения экономической, дипломатической, художественной или иной цели.
d. Акция 2фр.action , нидер.aktie, нем. Aktie <. др.-греч. ( ценность) ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества; дает ее обладателю право наполучение части прибыли в форме дивиденда, на участие в управлении делами акционерного общества и др.
В толковом словаре:____________________________________________-
________________________________________________________________
________________________________________________________________
В словаре иноязычных слов:_______________________________________
________________________________________________________________
Задание 11. Дайте русские эквиваленты следующим иноязычным словам. К какому словарю вы обратитесь в случае затруднения?
информация | |
этикет | |
оригинальный (текст) | |
коммуникативный | |
когнитивный | |
аккумулировать | |
волюнтативный | |
этимология | |
ономастика | |
императивный |
Самостоятельная работа
Проверим грамотность! Вставьте вместо точек, где необходимо, согласный k:
Э…скурсия, э…скаватор, э…сгумация, э…спорт, э…стакада, э…спертиза, э…спедиция, э…спромт, э…скорт, э…слибрис, э…зекуция, э…скалатор, э…сперимент.
Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями
Адекватный сокровенный, задушевный, глубоко личный