Факторы, влияющие на формирование ассортимента
Общими факторами, влияющими на формирование ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос - это потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей, которая зависит от сегмента рынка потребителей: их доходов, демографических, национальных и других особенностей.
Рентабельность определяется себестоимостью, затратами производства и обращения, на величину которых влияют внешние и внутренние факторы.
К специфическим факторам относятся:
§ сырьевая база производственных предприятий, которая определяется наличием природных ресурсов, затратами на доставку и производство;
§ материально-техническая база - наличие производственных площадей, необходимого оборудования оказывает значительное влияние на формирование ассортимента;
§ достижения научно-технического прогресса способствуют появлению новых товаров, не имеющих аналогов;
§ специализация торгового предприятия помогает формировать ассортимент с достаточной глубиной и широтой;
§ каналы распределения товаров. ритмичность поставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию ассортимента;
§ методы стимулирования сбыта и формирования спроса также оказывают влияние на формирование ассортимента.
Процесс формирования ассортимента товаров складывается из двух этапов. На первом этапе определяется перечень основных групп и подгрупп реализуемых товаров. На втором этапе определяется количество реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. На конкретном предприятии формируется ассортимент товаров на основании ассортиментного перечня. Он является инструментом, с помощью которого регулируется ассортимент товаров.
Товарный ассортимент
Товарный ассортимент любогооптового торгового предприятия можно условно разделить на три составляющие:
§ базовый ассортимент товаров — это товары, отражающие ассортиментный профиль оптового торгового предприятия, которые постоянно имеются в наличии и на которые приходится не менее 50% продаж;
§ «привлекающие» товары - это товары, которые способны выделить торговое предприятие среди его конкурентов и которые нередко являются для покупателей показателем уровня цен;
§ дополняющие товары - это товары, которые могут обеспечить комплексное удовлетворение требований покупателей, и их присутствие в ассортименте торгового предприятия вызывает большее доверие покупателей.
Товарный ассортимент розничного торгового предприятия тесно связан с его ассортиментным профилем. Поэтому при формировании ассортимента розничного торгового предприятия необходимо учитывать вид и тип розничного предприятия.
В товарном ассортименте любогорозничного предприятия выделяют следующие группы товаров:
§ основная группа товаров — это товары, приносящие основную прибыль предприятию;
§ поддерживающая группа товаров — товары, стабилизирующие доходы от продаж;
§ уходящая группа товаров — товары, приносящие слишком малую прибыль или даже продаваемые с убытками;
§ стратегическая группа товаров — товары, призванные обеспечить в будущем основную прибыль;
§ тактическая группа товаров — товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп.
Процентное соотношение этих групп товаров в ассортименте разных розничных торговых предприятий может быть различным.
Товарный ассортимент розничного торгового предприятия должен создаваться не только в соответствии с видом торгового предприятия, но и с особенностями покупательского спроса населения, прежде всею, данного района, который входит в его «торговую зону».
На процесс формирования ассортимента предприятий розничной торговли оказывают влияние демографические, экономические, социальные, национально-бытовые и природно-климатические факторы. Кроме того, необходимо учитывать сезонные колебания в спросе, степень приверженности вторичным культурным ценностям и т.п.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Что такое ассортимент товаров?
2. Дайте определение основных показателей ассортимента?
3. Какие факторы влияют на формирование торгового ассортимента?
4. Рассчитать коэффициент широты ассортимента определенного вида товара.
Практическая работа