Модальные слова. Междометие
План темы
1. Модальные слова как особая часть речи.
2. Особенности междометия как относительно непродуктивной части речи.
Содержание темы
Модальные слова как особая часть речи
Модальные слова — это особая часть речи, общекатегориальное значение которой сводится к передаче разнообразных субъективно-модальных отношений говорящего к тому, о чем и как он говорит (вероятно, кстати, во-первых и др.).
Модальные слова не изменяются. В предложении, будучи не связаны с другими словами и словоформами, они выполняют функцию вводных слов (пунктуационно и интонационно обособляются), нередко сами по себе составляют предложения.
Например:
«Вы, разумеется, уже прочли новый роман Астафьева?» — «Конечно!»
Многие модальные слова пишутся не в одно слово (может быть, как говорится и т.п.), хотя это лишь дань орфографической традиции: по своим грамматическим и акцентуационным свойствам показатели модальных отношений типа может быть являются цельнооформленными словами.
От модальных слов как части речи следует отличать вводные конструкции, выполняющие сходные функции в предложении, но состоящие из нескольких слов, каждое из которых в плане морфологии принадлежит определенной части речи.
Например:
В этом году, как все говорят,будет много ягод (как — союз, все — местоимение, говорят — глагол)
Лексико-грамматические разряды модальных слов устанавливаются с учетом их семантики и функционирования. Обычно разграничиваются:
1) показатели персуазивности, или достоверности/ недостоверности сообщаемого (несомненно, конечно, безусловно, разумеется, вероятно, видимо, кажется, может быть и др.);
2) показатели авторизации, связывающие достоверность информации с ее источником (по-моему, по слухам, как
говорят и др.);
3) показатели эмоциональной оценки содержания передаваемой информации (к счастью, к сожалению и др.);
4) метатекстовые модальные слова: показатели порядка изложения мыслей в тексте (во-первых, кроме того, наконец и др.); средства обобщения, уточнения или дополнения информации (итак, словом, в частности, иначе говоря и др.);
5) фатические модальные слова, служащие для установления оптимального речевого контакта говорящего со слушающим (понимаешь, слышите, представьте, видите ли, знаете ли и др.).
Задание:
Разберите морфологически модальные слова (на ваш выбор) по данным схемам разбора части речи «модальное слово» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).
Особенности междометия как относительно
Непродуктивной части речи
Междометиями называют относительно непродуктивную часть речи, которая сама по себе составляет, подобно модальным словам, особый структурно-семантический тип слов и выражает (но не называет!) эмоции (о/ как непроизвольное выражение восторга; ах! как выражение чувства страха и т. п.).
Междометия не изменяются; они не связаны синтаксически с другими словами. В речи междометия отделяются от других элементов текста паузами, в тексте — обычно запятой или восклицательным знаком.
Например:
Ах, поля мои, борозды милые... (Ее);
«А!» — сказала тётушка и посмотрела пристально на Ивана Фёдоровича (Г.)
Как только междометие начинает вступать в синтаксические связи с окружающими словами, оно сразу же переходит в другую часть речи.
Задание:
Сравните:
междометие Марш.! команда для начала движения воинского подразделения и образованный от него неспрягаемый глагол марш (Марш спать!; Марш, по домам!)
Противопоставлены три лексико-грамматических разряда междометий:
1)эмоциональные, непосредственно передающие чувства говорящего: а, ах, аи, ай-яй-яй, о, ого, огого, э, эге,
м-да, гм, фи, фу, тьфу; браво, боже, господи, батюшки и др.;
2) императивные, передающие то или иное приказание или команду адресату: айда, алло, марш, на, стоп, баста, ату; ряд междометий этого типа используется при общении с домашними животными: тпру, но, кис-кис и др.;
3) этикетные, выражающие общепринятые формулы речевого этикета: до свидания, спасибо, не стоит и др.
Основу междометий как части речи составляют междометия эмоционального типа; именно они в полной мере выражают частеречное значение данного грамматического класса слов. Императивные междометия объединяют свойства междометия и глагола. Эмоциональность этикетных междометий обычно нейтрализована предсказуемостью их употребления в коммуникативных ситуациях определенных типов (в речевых актах приветствия, прощания, благодарности и пр.).
От междометий следует отличать звукоподражания — это неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, издаваемые живыми существами, механизмами или характерные для окружающей среды: ха-ха-ха!, ква-ква, трах-тара-рах и т. п.
Звукоподражания не выражают эмоций и в предложении обычно не изолированы от других слов, выполняя функции того или иного члена предложения.
Например:
...А девица — хи-хи-хи да ха-ха-ха! (П.) — звукоподражание здесь является сказуемым;
Но бестолковая кукушка, самолюбивая болтушка, одно куку своё твердит (П.) — звукоподражание выступает в роли дополнения;
Хрю-хрю [поросенок] спит — звукоподражание здесь служит подлежащим
Особенностью семантики звукоподражаний является звуковая мотивированность их значений. Тем не менее в разных языках звукоподражания, соответствующие одному и тому же значению, различны.
Задание:
Сравните:
русск. гав-гав и англ. бау-вау (bow-wow);
русск. ква-ква и твонк-твонк в языке аборигенов Австралии
Следовательно, звукоподражания — часть лексического состава языка (не случайно они фиксируются словарями). В то же время они не составляют особой части речи, а являются специфическими «заместителями» существительных и глаголов. При этом одно и то же звукоподражание может выполнять функции то имени.
Задание:
1. Сравните в детской речи:
Наша ав-ав [собака] убежала), то глагола (Собачка всё ав-ав да ав-ав,злится на кого-то).
2. Разберите морфологически междометие (на ваш выбор) по данным схемам разбора части речи «междометие» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).
Контрольные вопросы для закрепления материала
1. Расскажите о модальных словах как особой части речи. Приведите примеры.
2. На какие лексико-грамматические разряды делятся модальные слова?
3. Расскажите о междометии как особой части речи. Приведите примеры.
4. На какие лексико-грамматические разряды делятся междометия?
5. Почему междометия считаются относительно непродуктивной частью речи?
Словарь по теме
Модальные слова — это особая часть речи, общекатегориальное значение которой сводится к передаче разнообразных субъективно-модальных отношений говорящего к тому, о чем и как он говорит (вероятно, кстати, во-первых и др.).
Показатели персуазивности, или достоверности/ недостоверности сообщаемого (несомненно, конечно, безусловно, разумеется, вероятно, видимо, кажется, может быть и др.).
Показатели авторизации, связывающие достоверность информации с ее источником (по-моему, по слухам, как
говорят и др.).
Показатели эмоциональной оценки содержания передаваемой информации (к счастью, к сожалению и др.)
Метатекстовые модальные слова: показатели порядка изложения мыслей в тексте (во-первых, кроме того, наконец и др.); средства обобщения, уточнения или дополнения информации (итак, словом, в частности, иначе говоря и др.).
Фатические модальные слова, служащие для установления оптимального речевого контакта говорящего со слушающим (понимаешь, слышите, представьте, видите ли, знаете ли и др.).
Междометиями называют относительно непродуктивную часть речи, которая сама по себе составляет, подобно модальным словам, особый структурно-семантический тип слов и выражает (но не называет!) эмоции (о/ как непроизвольное выражение восторга; ах! как выражение чувства страха и т. п.).
Эмоциональные междометия, непосредственно передающие чувства говорящего: а, ах, аи, ай-яй-яй, о, ого, огого, э, эге, м-да, гм, фи, фу, тьфу; браво, боже, господи, батюшки и др..
Императивные междометия, передающие то или иное приказание или команду адресату: айда, алло, марш, на, стоп, баста, ату; ряд междометий этого типа используется при общении с домашними животными: тпру, но, кис-кис и др.
Этикетные междометии, выражающие общепринятые формулы речевого этикета.
Звукоподражания — это неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, издаваемые живыми существами, механизмами или характерные для окружающей среды: ха-ха-ха!, ква-ква, трах-тара-рах и т. п.