Модальные слова. Междометие

План темы

1. Модальные слова как особая часть речи.

2. Особенности междометия как относительно непродуктивной части речи.

Содержание темы

Модальные слова как особая часть речи

Модальные слова — это особая часть речи, общека­тегориальное значение которой сводится к передаче разно­образных субъективно-модальных отношений говорящего к тому, о чем и как он говорит (вероятно, кстати, во-первых и др.).

Модальные слова не изменяются. В предложении, будучи не связаны с другими словами и словоформами, они выполня­ют функцию вводных слов (пунктуационно и интонационно обособляются), нередко сами по себе составляют предложе­ния.

Например:

«Вы, разумеется, уже прочли новый роман Астафье­ва?» — «Конечно!»

Многие модальные слова пишутся не в одно слово (может быть, как говорится и т.п.), хотя это лишь дань орфографи­ческой традиции: по своим грамматическим и акцентуацион­ным свойствам показатели модальных отношений типа мо­жет быть являются цельнооформленными словами.

От модальных слов как части речи следует отличать вводные конструкции, выполняющие сходные функции в предложении, но состоящие из нескольких слов, каждое из которых в плане морфологии принадлежит опре­деленной части речи.

Например:

В этом году, как все говорят,будет много ягод (как — союз, все — местоимение, говорят — гла­гол)

Лексико-грамматические разряды модаль­ных слов устанавливаются с учетом их семантики и функцио­нирования. Обычно разграничиваются:

1) показатели персуазивности, или достоверности/ недостоверности сообщаемого (несомненно, конечно, безу­словно, разумеется, вероятно, видимо, кажется, может быть и др.);

2) показатели авторизации, связывающие достовер­ность информации с ее источником (по-моему, по слухам, как
говорят и др.);

3) показатели эмоциональной оценки содержания передаваемой информации (к счастью, к сожалению и др.);

4) метатекстовые модальные слова: показатели по­рядка изложения мыслей в тексте (во-первых, кроме того, наконец и др.); средства обобщения, уточнения или допол­нения информации (итак, словом, в частности, иначе гово­ря и др.);

5) фатические модальные слова, служащие для уста­новления оптимального речевого контакта говорящего со слу­шающим (понимаешь, слышите, представьте, видите ли, знаете ли и др.).

Задание:

Разберите морфологически модальные слова (на ваш выбор) по данным схемам разбора части речи «модальное слово» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

Особенности междометия как относительно

Непродуктивной части речи

Междометиями называют относительно непродук­тивную часть речи, которая сама по себе составляет, подобно модальным словам, особый структурно-семантический тип слов и выражает (но не называет!) эмоции (о/ как непроиз­вольное выражение восторга; ах! как выражение чувства страха и т. п.).

Междометия не изменяются; они не связаны синтаксиче­ски с другими словами. В речи междометия отделяются от других элементов текста паузами, в тексте — обычно запятой или восклицательным знаком.

Например:

Ах, поля мои, борозды ми­лые... (Ее);

«А!» — сказала тётушка и посмотрела при­стально на Ивана Фёдоровича (Г.)

Как только междометие начинает вступать в синтаксиче­ские связи с окружающими словами, оно сразу же переходит в другую часть речи.

Задание:

Сравните:

междометие Марш.! команда для начала движения воинского подразделения и образованный от него неспрягаемый глагол марш (Марш спать!; Марш, по домам!)

Противопоставлены три лексико-грамматических разряда междометий:

1)эмоциональные, непосредственно передающие чувства говорящего: а, ах, аи, ай-яй-яй, о, ого, огого, э, эге,
м-да, гм, фи, фу, тьфу; браво, боже, господи, батюшки и др.;

2) императивные, передающие то или иное приказа­ние или команду адресату: айда, алло, марш, на, стоп, бас­та, ату; ряд междометий этого типа используется при обще­нии с домашними животными: тпру, но, кис-кис и др.;

3) этикетные, выражающие общепринятые формулы речевого этикета: до свидания, спасибо, не стоит и др.

Основу междометий как части речи составляют междоме­тия эмоционального типа; именно они в полной мере выража­ют частеречное значение данного грамматического класса слов. Императивные междометия объединяют свойства меж­дометия и глагола. Эмоциональность этикетных междометий обычно нейтрализована предсказуемостью их употребления в коммуникативных ситуациях определенных типов (в рече­вых актах приветствия, прощания, благодарности и пр.).

От междометий следует отличать звукоподража­ния — это неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, издаваемые живыми существами, механизмами или характер­ные для окружающей среды: ха-ха-ха!, ква-ква, трах-тара-рах и т. п.

Звукоподражания не выражают эмоций и в предложении обычно не изолированы от других слов, выполняя функции того или иного члена предложения.

Например:

...А девица — хи-хи-хи да ха-ха-ха! (П.) — звукоподражание здесь является сказуемым;

Но бестолковая кукушка, самолюбивая болтуш­ка, одно куку своё твердит (П.) — звукоподражание высту­пает в роли дополнения;

Хрю-хрю [поросенок] спит — звукоподражание здесь служит подлежа­щим

Особенностью семантики звукоподражаний является зву­ковая мотивированность их значений. Тем не менее в разных языках звукоподражания, соответствующие одному и тому же значению, различны.

Задание:

Сравните:

русск. гав-гав и англ. бау-вау (bow-wow);

русск. ква-ква и твонк-твонк в языке аборигенов Австралии

Следовательно, звукоподражания — часть лекси­ческого состава языка (не случайно они фиксируются слова­рями). В то же время они не составляют особой части речи, а являются специфическими «заместителями» существитель­ных и глаголов. При этом одно и то же звукоподражание мо­жет выполнять функции то имени.

Задание:

1. Сравните в детской речи:

Наша ав-ав [собака] убежала), то глагола (Собачка всё ав-ав да ав-ав,злится на кого-то).

2. Разберите морфологически междометие (на ваш выбор) по данным схемам разбора части речи «междометие» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Расскажите о модальных словах как особой части речи. Приведите примеры.

2. На какие лексико-грамматические разряды делятся модальные слова?

3. Расскажите о междометии как особой части речи. Приведите примеры.

4. На какие лексико-грамматические разряды делятся междометия?

5. Почему междометия считаются относительно непродуктивной частью речи?

Словарь по теме

Модальные слова — это особая часть речи, общека­тегориальное значение которой сводится к передаче разно­образных субъективно-модальных отношений говорящего к тому, о чем и как он говорит (вероятно, кстати, во-первых и др.).

Показатели персуазивности, или достоверности/ недостоверности сообщаемого (несомненно, конечно, безу­словно, разумеется, вероятно, видимо, кажется, может быть и др.).

Показатели авторизации, связывающие достовер­ность информации с ее источником (по-моему, по слухам, как
говорят и др.).

Показатели эмоциональной оценки содержания передаваемой информации (к счастью, к сожалению и др.)

Метатекстовые модальные слова: показатели по­рядка изложения мыслей в тексте (во-первых, кроме того, наконец и др.); средства обобщения, уточнения или допол­нения информации (итак, словом, в частности, иначе гово­ря и др.).

Фатические модальные слова, служащие для уста­новления оптимального речевого контакта говорящего со слу­шающим (понимаешь, слышите, представьте, видите ли, знаете ли и др.).

Междометиями называют относительно непродук­тивную часть речи, которая сама по себе составляет, подобно модальным словам, особый структурно-семантический тип слов и выражает (но не называет!) эмоции (о/ как непроиз­вольное выражение восторга; ах! как выражение чувства страха и т. п.).

Эмоциональные междометия, непосредственно передающие чувства говорящего: а, ах, аи, ай-яй-яй, о, ого, огого, э, эге, м-да, гм, фи, фу, тьфу; браво, боже, господи, батюшки и др..

Императивные междометия, передающие то или иное приказа­ние или команду адресату: айда, алло, марш, на, стоп, бас­та, ату; ряд междометий этого типа используется при обще­нии с домашними животными: тпру, но, кис-кис и др.

Этикетные междометии, выражающие общепринятые формулы речевого этикета.

Звукоподража­ния — это неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, издаваемые живыми существами, механизмами или характер­ные для окружающей среды: ха-ха-ха!, ква-ква, трах-тара-рах и т. п.

Наши рекомендации