ВОПРОС 36 Грамматические классы слов и части речи
Грамматические классы слов – классы слов языка, выделяемые на основании общности грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков.
Здесь 3 составляющих:
· понятийная общность – наличие особого обобщенного грамматического значения.
· морфологическая общность – наличие особой морфологии (совокупности грамматических категорий, систем словоизменения и словообразования).
· синтаксическая общность – наличие определенной первичной синтаксической функции. Синтаксический признак может трактоваться и как преимущественная синтаксическая дистрибуция: с какими словами преимущественно сочетается в тексте, какое окружение.
Идея разделения слов на классы восходит к трудам мыслителей Греции:
· Пенини «Грамматика» (5 в до н.э.).
· первым дал грамматическую классификацию слов Аристотель (4 в до н.э.).
· грамматисты Александрийской школы (3-2 в до н.э.) ввели 8 частей речи.
· это умение заимствовали римляне и перевели на латынь – римская грамматика Ворона (1 в до н.э.).
· из латинских грамматик → в европейские грамматики (Ломоносов «Грамматика»).
Система грамматических классов слов – постоянно развивающаяся система. Так в современных славянских языках формируется новый грамматический класс слов – категория состояния (мне весело). В русском языке – выделил Щерба.
Слова, с точки зрения грамматики, делятся на:
· знаменательные – класс слов, которым свойственна номинативная функция. Знаменательные слова, как обозначения явлений действительности – составляющие, из которых складывается предложение (это члены предложения).
· служебные – класс слов, которым свойственна связующая функция. Они, указывая на отношения между явлениями, не являются членами предложения, связывая знаменательные слова и тем самым создавая высказывания.
· междометно-модальные – класс слов, которым не свойственны ни коммуникативная функция, ни связующая. Междометия – класс слов, служащий для нерасчлененного выражения. Впервые выделил в особый грамматический класс Виноградов. Модальные слова также связаны с выражением отношения говорящего к фактам, о которых идет речь в предложении с их оценками (к счастью, безусловно).
Междометия и модальные слова указывают на нечто находящееся вне факта констатируемых предложений и не входят в структуру предложения, существуя вне ее, могут быть опущены.
Знаменательные слова во многих языках далее делятся на основании 3-х критериев на:
· существительное – обобщённое грамматическое значение: предметность, отдельность, независимость, самостоятельность (способно быть субъектом/объектом каких-либо процессов и носителем каких-либо признаков); морфологические признаки; синтаксические признаки (подлежащее/дополнение, сочетание с прил./глаг.).
· прилагательное – обобщённое грамматическое значение: признак предметности; морфологические признаки (род, число, падеж, степени сравнения); синтаксические признаки (определение, сочетание с сущ./нареч.).
· глагол – обобщённое грамматическое значение: действительность, процесс; морфологические признаки (лицо, число, время, вид, залог, наклонение); синтаксические признаки (сказуемое, с сущ./нареч.).
· наречие – обобщённое грамматическое значение: признак действия (признака); морфологические признаки (или не изменяется, или только степени сравнения); синтаксические признаки (обстоятельство, с глаг./прил.).
Спорные грамматические классы слов: если группа слов не обнаруживает специфики по 3 пунктам, ставится под сомнение правомерность выделения этих слов в особый ГКС:
· местоимение – вследствие специфичности своего значения (обладают заместительной функцией) они делятся на группы в зависимости от того, какой грамматический класс слов замещают (объективные местоимения, наречные, субстантивные, местоимения-числительные). Как прил., как нареч., отличаются от сущ., склоняются как прил., но не могут определять прил.
Щерба считал, что вследствие такой пестроты местоимения нельзя выделить в отдельный класс, а следует разнести по другим классам.
Вследствие специфичности местоимений по всем 3-м показателям считать местоимения автономным грамматическим классом слов.
· числительное – значение числительного – количественный признак предмета или порядковый номер. Может рассматриваться как частный случай обобщённого грамматического значения прилагательного. Порядковые числительные имеют формы словоизменения как у прил. Количественные – как у сущ. Синтаксические признаки – как у прил., а значит нет оснований выделять числительное в ГКС (Пешковский).
О различии понятий грамматического класса слов и части речи.
С точки зрения происхождения и развития языка, как важнейшее основание для классификации ГКС выступает их синтаксическая роль, функция – они сложились в результате постоянного выполнения каждой группой слов какой-либо специфической, одной и той же, синтаксической функции.
Анализ работ Аристотеля свидетельствует, что он под частями речи имел в виду скорее всего синтаксические элементы. Позже термин частей речи стали употреблять относительно грамматических классов слов. В лингвистической литературе эти термины употребляются как синонимичные. В действительности эти термины и явления, стоящие за ними, желательно различать.
Части речи – система элементов с определенным обобщенным грамматическим значением, т.е. это компоненты структуры предложения. Они выделяются на основании анализа поведения слов в тексте.
Грамматические классы слов – группы слов, имеющие определенные морфологические показатели своего особого обобщенного грамматического значения (либо грамматическое значение проявляется в особой системной форме). Слово, само по себе, вне текста, будучи изолированно взятым, проявляет свое обобщенное грамматическое значение, принадлежность к определенному грамматическому классу слов.
Рус., бел., лат., нем., швед. – ГКС (окончания), ЧР (контекст).
Кит. – нет ГКС, ЧР (контекст).
Англ. – ГКС, ЧР (контекст).