Методика работы над словарем

Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Сло­вами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и от­влеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точ­ного и выразительного оформления мысли.

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в «Словаре современного русского литературного языка» — около 130 тыс. слов. Это общеупотребительная лексика; в указанные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, ис­торические названия, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ.

Нельзя забывать и того, что большая часть слов обладает мно­гозначностью. Например, в «Словаре русского языка» СИ. Оже­гова указано пять основных значений слова «рука» и приведено 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеоло­гически связанных значениях.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе яв­ляется упорядочение словарной работы, выделение основных ее на­правлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Методика развития речи на лексическом уровне предусматри­вает четыре основных направления.

1.Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже име­ются в их словарном запасе. Это достигается посредством прибавле­ния к словарю ребенка ежедневно 4—6 новых словарных единиц.

2. Уточнение словаря. Это словарно-стилистическая работа, раз­витие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает:

—наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;

—усвоение лексической сочетаемости слов, втом числе во фра­зеологических единицах;

—усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

—усвоение лексической синонимии и тех оттенков значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в сино­нимической группе.

3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего
количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словарем постоянно вза­имодействуют. Основными источниками обогащения и совершен­ствования словаря являются произведения художественной литера­туры, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогичес­ки контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь ро­дителей, друзей и т.п.).

Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой па текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут бытьсловари.

Обогащение словаря. Наилучший толкователь значений слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и до­полнительные значения слов, их сочетаемость.

В объяснении значений слов необходимо руководствоваться об­щей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда есть хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова: это влияет на их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.

В методике русского языка известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наибо­лее рациональным именно для него способом. Рассмотрим основ­ные приемы, расположив по степени их развивающего потенциала.

1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняет­ся значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали: подосиновик, леденец, односельчане?»Дан­ный способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и спо­собствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непро­износимых согласных.

2. Сопоставление слов в целях выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляникаи землянка, серебря­ныйи серебристый.

3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, сочетае­мость, выразительность.

4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми. Задание является вариантом предыдущего. Это прием ак­тивизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.

5. Выяснение значения нового слова по справочным материа­лам, т.е. по сноскам и словарю в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия. Это средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьни­ков: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали либо нарисовали сами, то их познавательная активность достаточ­но высока.

7. Способ подбора синонимов. Это один из самых универсаль­ных и часто применяемых приемов: холят— ухаживают, окружа­ют заботой, нарекся — назвался, витязь — воин.Но при использо­вании данного приема довольно часто возникает ошибка: разби­рая, например, значение слов хороши прекрасен,дети в обоих случаях заменяют их нейтральным красивый,стирая выразитель­ность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащих­ся, так как уводит их от эмоционально окрашенных, выразитель­ных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистичес­ки нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.

8. Прием подбора антонимической пары: старт — финиш, хо­рошо — плохо.

9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений. Данный прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

10. Способ логического определения. Этот прием нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший
род и выделение видовых признаков: крейсер— «военный корабль».

Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные, чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами, доступными учащимся начальных классов: над основными видами тропов (сравнением эпитетом, метафорой, перифразом), синонимами, антонимами.

Тропы — это слова или выражения, употребленные в переносном смысле. Троп дает возможность кратко, но ясно охарактери­зовать предмет, явление (ледяные руки— «замерзшие»).

Сравнение — простейший вид тропа, состоящий в уподобле­нии одного предмета другому на основании общего признака. Встре­чается и в стихах, и в прозе (поет, как соловей).Анализ сравнения не должен сводиться к одной лишь логической работе. Чтобы выз­вать в воображении учащихся картины, образы, полезно предла­гать такие задания: «Представьте себе, как ...». Целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений. Но навязывать детям работу над сравнениями нельзя. Каждое их сравнение только в том случае будет представлять ценность для речевого развития, если оно родилось в сознании учащихся из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину.

Эпитет — это художественное определение, дающее яркое, образ­ное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором (кудрявый клен).Чаще всего эпитет — прилагательное, но может быть выражен именем существительным (волшебница-зима) или наречием (утомительно гремит).Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе предмет определен. Очень важно приучить детей обращать внимание на эпитеты, сравнивать их.

Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Запылали алым цветом кисти спелые рябин.)

Перифраз — описательный оборот речи, замена какого-либо подлинного имени, слова, термина указанием на те или иные его свойства («царь зверей» вместо «лев»).

Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе раз­вития речи. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:

1) обнаружение в тексте образных слов;

2) объяснение значений слов и оборотов речи, обнаруженных в тексте самими учащимися или указанных учителем;

3) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа но вопросу учителя: Какую картину ты представляешь себе?;

4) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

5) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

6)специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т.п.

Объем работы по уточнению словаря очень велик. Сюда помимо упражнений в использовании изобразительных средств языка входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов.

Работа с синонимами — наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.

Синонимы — это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному — или выделяя в называемом предмете различные его стороны, или характеризуя этот предмет с различных точек зрения. Синонимы могут различаться:

—оттенками лексического значения;

—эмоционально-экспрессивной окраской;

—стилистической принадлежностью;

—степенью употребительности;

—сочетаемостью с другими словами.

Так, по отношению к слову глупыйсиноним бестолковыйвыражает некоторое пренебрежение, синоним безмозглыйкрайне груб иупотребляется лишь в разговорной речи. Синонимы могут обозна­чать различные оттенки и варианты основного понятия: сказать — произнести, молвить, изречь.В этом синонимическом ряду все слова обозначают понятия «сказать» (говорение), но по-разному.

В начальных классах не дается теоретических сведений о синонимах (как и о других лексико-грамматических группах слов), однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у детей понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

1) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между слова­ми-синонимами;

2) подбор синонимов, которые могут служить заменой друг другу, и выяснение оттенков значений, различий употребления;

3) специальные упражнения с синонимами;

4) активизация употребления синонимов, т.е. использование всвязной речи;

5) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Элементарную работу с синонимами начинают в I классе. Учи­тель постоянно обращает внимание учащихся на встречающиеся втекстах синонимы и их градацию (светлое, солнечное небо).

Во IIклассе учащиеся подбирают группы из 2—3 синонимов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастаю­щей степени качества: большой, огромный, громадный.Целесооб­разно вводить группы из трех синонимов и более.

Приведем примеры простейших упражнений с синонимами.

1. Дается ряд слов, относящихся к одной части речи. В нем две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из ряда выписать или вычленить устно эти груп­пы: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

2.Синонимы располагаются по возрастающей или убывающей «пени какого-либо признака (градация синонимов): огромный, ги­гантский, большой.Затем с этими словами составляются предложе­ния, позволяющие уточнить значения каждого слова.

3.Подбираются синонимы к данному слову. Затем с каждым из них составляются предложения.

4.В данном предложении слово поочередно заменяется разны­ми синонимами. Определяется, в чем различие значений этих слов.

5. Выбирается наиболее точное слово из двух-трех синонимов.
Главная цель всякого лексического упражнения — использование детьми слов в собственной речи. Как используют учащиеся в своей речи синонимы? Опыт и специальная проверка показыва­ют, что дети неплохо овладевают синонимами, если их системати­чески тренировать в этом на уроках.

Антонимы — слова с противоположными значениями. Они ис­пользуются в речи для контраста, для построения антитезы. Кон­трастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче.

Работа с антонимами, как и с синонимами, начинается с ана­лиза художественного текста, но затем вводятся и специальные уп­ражнения.

1. Подобрать антонимы к данным словам:
тьма — ..., холодный— ... .

2. Составить предложения с антонимами, точнее, с парами антонимов.

3. Заменить антонимы в предложении: Заяц бегает быстро. Черепаха ползает... .

4. Продолжить начатое предложение с антонимами: В поле холодно, а в беличьем домике....

5. Подобрать антонимы к многозначным словам: свежий хлеб — ... хлеб, свежий ветер — ... ветер.

6. Составить параллельные синонимические ряды: старый, ветхий — новый, крепкий.

Установление связи между синонимией и антонимией — один из принципов словарной работы.

Работа над паронимами (смешиваемыми словами) — это, в сущ­ности, работа по уточнению значений слов и их возможных сочетаний.Младшие школьники часто смешивают сходные слова: войтии зайти, надетьи одеть.Словарики паронимов приводятся в методических пособиях по развитию речи. Дети практически усваива­ют, что одетьможно кого-то, а надетьчто-то.

Внимание к выбору слов подготавливает почву для стилистической дифференциации текстов, которая постепенно вводится в III—IV классах в процессе развития речи.

Многозначные слова и омонимы.С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осоз­нают ее. Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты азбуки (букваря). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значений. Но, кроме того проводятся специальные упражнения.

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на
каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях:
Идут часы — идут дети — идёт строительство.

3. Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому
значению данных слов: картофель сырой — ... , земля сырая— ... .

4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы)
к каждому значению данных слов: песок сырой — ... , картофель сырой— ... .

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса.

Теоретический материал по многозначности и омонимии вначальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.

Программа начальных классов не предусматривает специаль­ной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.

Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опираются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, «образных» значениях. Поэтому объяснения фразеологизмов следует проводить не только путем замены соответствующими синонимами, но и с помощью развернутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Обычно работа с фразеологизмом завершается составлением предложения с ним.

В книгах для чтения в начальной школе насчитывается около 600 фразеологических единиц — в баснях, стихотворениях, рассказах: во весь дух, выбился из сил, от зари до зари, собратьсяс мыслямии т.д.

В собственной речи младшие школьники используют сравни­тельно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и послов вицы, «крылатые слова» — литературные цитаты. Необходимо уделить внимание использованию фразеологических единиц в пере­сказах прочитанных текстов.

Особенно большое значение в обогащении речи учащихся имеют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, поме­тенные в книгах для чтения, они связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.

Активизация словаря. Активный, т.е. используемый в собствен­ной речи, словарь человека всегда более ограничен, чем объем всех понимаемых им слов. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный. Конечная роль словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное ко­личество усваиваемых слов, научить их правильно использовать.

Перечислим приемы активизации словаря.

1. Составление словосочетаний с нужными словами.

2. Составление предложений с заданными словами (составля­ется несколько вариантов предложений).

3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.

4. Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления.

Таким образом, система словарной работы со школьниками состоит в том, чтобы слово:

—правильно воспринималось в тексте;

—было понято со всеми оттенками и окрасками;

—вошло в словарь ребенка;

—воспроизводилось в нужных случаях в собственных выска­зываниях.

Активизация словаря — это одно из важнейших направлений словарной работы на уроках русского языка, поэтому учитель дол­жен предусматривать систематические, ежеурочные специальные задания по активизации, опираясь на читаемые тексты, на те слова, с которыми велась работа по углублению их понимания.

Наши рекомендации